Око за око или подставь другую щеку?

    Христианин выберет второе. А военный, дипломат или бизнесмен-переговорщик? Конечно же, первое. И даже в «теории игр» - со времён открытий Нэша математически доказывающей оптимальность той или иной переговорной стратегии рекомендуется предающему сотрудничество партнёру устраивать отрезвляющую акцию возмездия, чтобы «принудить к миру» - вернуть в русло порядочных отношений.

    Например, Роберт Сапольски в «Биологии добра и зла» приводит пример негласных договорённостей между французскими и немецкими солдатами - устроивших чудесное Рождественское перемирие - о выстрелах снайперов в стену  поверх головы - сигнал, что стрелять будут мимо, предупреждали, что приближаются офицеры и какое-то время будут целиться по-настоящему. Такое поведение названо стратегией «живи и давай жить другому».

    А если какой-то новичок прибывал в окопы и не разобравшись что к чему по-настоящему мог отправить арт снаряд в окоп напротив - оттуда извинялись и ждали два снаряда в ответ и после этого снова возвращались к негласным договорённостям. Были и противники таких договорённостей. Например, капрал Гитлер клеймил своих товарищей как предателей во время рождественского перемирия. Жаль, что гуманные товарищи не разобрались с этим капралом, а чуть позже другие люди - не приняли его в академию художеств - может и не было бы сейчас на Украине безумия возрождённого нацизма - воплощения зла, противоположности желания людей жить и давать жить другим.

    В фильме «Догвиль» режиссёр Ларс фон Триер показывает на примере  героини Грейс, сбежавшей от гангстеров и получившей приют в одной деревушке, как её смирение, безответность на сначала малое зло, безнаказанность за него пробуждают в людях извергов.

    Так как же быть? Жить по ветхозаветному принципу возмездия или молиться за врагов?

    Возможно, есть логика внешних действий, учитывающих слишком слабую природу людей, когда есть ситуации, где ничего не будут стоить тысячи слов, а важна будет крепость руки и требование внутренней жизни христианина - молиться за врагов и искренне желать добра предающим нас.

    Вот эта внутренняя искренность сложнее всего. Душа бывает словно ошпарена немыслимыми поступками вчерашних друзей и сложно искренне желать им добра. Словно подкрадывается в глубине мысль, - «желай, желай им добра… а Господь все равно накажет их за их поступки…» - подняться нужно над этим. Выйти из сорокалетнего блуждания в пустыне и встретить Христа.


Рецензии