О праздновании Бар-мицвы и о том, как я попала...

            
               О праздновании Бар-мицвы и о том, как я попала... впросак

Курьёзные случаи, о которых я рассказываю, произошли со мной потому, что, познакомившись впервые в жизни с евреями, практикующими ортодоксальный иудаизм в «Хабад Камарилло», я ничего не знала об обычаях и  законах этого течения в иудаизме. Я с интересом знакомилась с ними, и вместе с тем многое в нём оказалось не созвучным моей душе из-за излишней строгости его законов и правил.

В октябре 2022 года я получила письмо от раввина Йосефа Мучника и его жены Ширы из «Хабад Камарилло» с приглашением посетить Общественный центр города, чтобы отпраздновать, как я подумала, бейби шауэр - вечеринку для будущей мамы в связи с рождением ребёнка. В письме было упомянуто об «их дорогом сыне», и я поняла, что ожидается рождение мальчика. У меня не возникло никаких сомнений в том, что я приглашена именно на бейби шауэр, потому что Шира была беременна шестым ребёнком и, похоже, находилась уже на восьмом месяце.
 
Получив приглашение, я попросила свою дочь Лилю отвезти меня в магазин, чтобы купить подарки для малыша. Там я купила набор пелёнок с красивым рисунком в сине-голубых тонах и ползунки, тоже предназначенные для мальчика. Когда пришло время отправиться в Общественный центр, дочь поинтересовалась, где он находится. Прочитав письмо, в котором был указан адрес проводимого мероприятия, она с недоумением произнесла:
 - Так тебя же пригласили вовсе не на бейби шауэр, а на Бар-мицву!
 - Что??? – воскликнула я. – Почему ты так решила? И что это такое «Бар-мицва»?

В ответ Лиля прочитала вслух присланное мне письмо:
-  С радостью и благодарностью Всевышнему мы рады пригласить вас присоединиться к нам на праздновании Бар-мицвы нашего дорогого сына Менахема Менделя в воскресенье, 23 октября в Общественном центре Камарилло по адресу...
Мы с нетерпением ждём встречи с вами, чтобы разделись с вами нашу радость!
Искренне ваши, Йосеф и Шира Мучник.

Я спросила дочь:
- А ты знаешь, что такое Бар-мицва?
- Знаю. Это церемония религиозной инициации еврейского мальчика, достигшего 13-летнего возраста. Считается, что к этому возрасту он готов соблюдать религиозные заповеди и имеет право участвовать в общественных богослужениях.
- Откуда ты это знаешь?
- Однажды Серёжу [старшего сына моей дочери] пригласили на торжество по поводу Бар-мицвы его одноклассника.

Какое счастье, что Лиля согласилась отвезти меня на это мероприятие, иначе, если бы мне пришлось одной ехать туда одной на такси, то по случаю посвящения 13-летнего мальчика я подарила бы его родителям пелёнки и ползунки для новорождённого!

Позже я узнала, что есть несколько вещей, которые большинство еврейских семей делают вне зависимости от степени религиозности. Бар-мицва – один из таких общепринятых еврейских обычаев.
 
Между тем уже пора было ехать на празднество. Я оставила дома купленный в магазине подарок для будущего малыша и, вместо него, вложила в пустой конверт деньги. На въезде в паркинг гостей встречала Амалия, интересная женщина с копной вьющихся волос, работавшая на этом мероприятии волонтёром. Она тепло приветствовала нас и, улыбнувшись Лиле, указала ей место парковки, а потом пригласила дочь принять участие в торжестве. Лиля ответила, что у неё другие планы на этот вечер. Войдя в зал, я передала подарочный конверт родственнице Ширы, и на этом недоразумению, связанному с подарком виновнику торжества, был положен конец.

В зале я увидела множество столов, украшенных для приёма гостей. Возле каждого места на столе были поставлены бокалы, разложены столовые приборы, обёрнутые в белые салфетки и перевязанные красивой плетёной тесьмой, а также сувенир магнит с изображением свитка Торы и приглашением на церемонию. С этим сувениром в руках я и сфотографировала Амалию.
 
Меня поразило, что и здесь зал был разделён перегородкой на мужскую и женскую половины. Перед  началом официальной части праздника присутствующим была предложена лёгкая закуска. Я ожидала, что после этого начнётся Бар-мицва, церемония посвящения сына раввина Йосефа и Ширы. Однако, к моему огорчению, церемония прошла уже несколько дней назад, а сегодня друзья родителей Менахема и его самого, а также общинники «Хабад Камарилло» пришли поздравить его с уже свершившимся событием.

Из официальных лиц Менахема поздравили его отец - раввин Йосеф Мучник - и приглашённые им гости. Раввин Йосеф Мучник – фигура далеко не ординарная. Каждый, кто посещает службы в «Хабад Камарилло» или занимается изучением Торы и Каббалы под его руководством, кто бывает на разных мероприятиях, где он играет на электропианино, поёт и пляшет, хорошо его знают и относятся к нему с большим уважением и теплом.

Ребе Йосеф родился в Бруклине, штат Нью-Йорк, у мистера Михоэля Мучника, известного еврейского художника, и Ципоры Райтман, писательницы и редактора. С юных лет Йосефа воспитывали в религиозном духе. В 5 лет он начал играть на слух на фортепиано и других клавишных. Пару лет спустя в течение нескольких лет он брал уроки музыки, но потом перестал заниматься, поскольку предпочитал играть на слух. В возрасте 12 лет Йосеф начал выступать на Бар-мицвах и других мероприятиях, рекламируя себя как «One-Boy-Band» («Группа одного мальчика»).

Когда он стал старше, то продолжал выступать и превратился в «человека-оркестр», выступающий на Бар- и Бат-мицвах, свадьбах, праздниках и других еврейских мероприятиях. Он всегда играл только еврейскую музыку с еврейской же тематикой. В последние 5 лет Йосеф сочиняет собственную музыку. Её можно найти на YouTube, Spotify, Amazon Music, Apple Music и других платформах под названием «Музыка Yoey Muchnik». Музыкальные способности перешли к ребе Йосефу по материнской линии. Отец его мамы по профессии был музыкантом, как и его братья, и его отец, который к тому же был композитором. Он сочинил песню «Менаше», ставшую довольно популярной.
 
Йосеф долго не знал, что будет раввином, хотя всегда знал, что хочет быть музыкантом. Когда он учился в еврейском колледже, его начала привлекать идея стать раввином, способного вдохновлять евреев на то, чтобы они с гордостью говорили о своём еврействе. Йосеф счастлив, что может сочетать свой музыкальный талант и должность раввина, позволяющую ему работать с людьми и повышать их самооценку.

В 2008 году раввин Арье и Лия Ланг попросили Йосефа и Ширу присоединиться к ним в качестве эмиссаров, исполняющих специальную миссию в «Хабад Камарилло». Здесь они служат и поныне.

Йосефу нравится его основная роль, которая состоит в предоставлении разных программ пожилым людям и посещении их на дому. Организация называется «Smile on Seniors» («Улыбнись пенсионерам»). Ему также нравится, когда порой ему удаётся «сделать день» хорошей шуткой, вдохновляющим комментарием или воодушевляющей песней. Девизом его жизни является: «Один добрый поступок и проявление доброты — это всё, что нужно, чтобы сделать этот мир лучше».

В течение всего праздника по случаю Бар-мицвы Менахема на сцене стоял стенд с портретом лидера хабадского движения, а на экран, сменяя друга друга, проецировались тексты. Вот некоторые из них:
- Каждый раз, когда мы выполняем мицву и активируем связь с Б-гом с нашей стороны, Б-г активирует эту связь с Его стороны. Или, как говорят наши мудрецы: «Каждый раз, когда мы делаем мицву, Б-г «делает» ту же мицву!»
- Наши тфилин заявляют о единстве Б-га. Тфилин Б-га провозглашает наше единство и нашу уникальность. Слова «тфилин» и «тфила» были для меня новыми. Я выяснила, что они означают элементы молитвенного облачения иудея, представляющие собой две коробочки из кожи  кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки из Торы. Головная тфила с записью заповеди Торы повязывается на лбу, ручная тфила с записью другой заповеди закрепляется на руке. Их я увидела на видео с записью церемонии посвящения, пока гости праздника наслаждались праздничным обедом.

По окончании официальной части и праздничного обеда женщины пустились в пляс. Они танцевали азартно, весело, вдохновенно, водили хороводы. Дети плясали вместе со взрослыми. Некоторые из них восседали на плечах родителей. Самой неутомимой плясуньей оказалась Шира. Под стать ей были её маленькие дочки Мина и Хана. Шира плясала легко, и было очевидно, что её большой живот не доставляет ей никаких неудобств. Сначала я беспокоилась, глядя на неё, однако потом, поняв, что она полностью уверена в своих силах, успокоилась. При этом восхищение её энергией не покидало меня  в течение всего вечера. Она вообще всегда была очень мне симпатична: весёлая, доброжелательная, хорошая жена и мать в то время пятерых детей.

Шира рассказала, что она родилась в Бостоне, штат Массачусетс, в 1987 году в религиозной семье. Её родители мечтали создать семью, поддерживающую тесную связь со Всевышним. И они преуспели в этом: у родителей Ширы около 30 религиозных внуков и 8 правнуков по всему миру. Шира посещала религиозную школу в Нью-Йорке, куда семья переехала в 2011 году. Работа её отца находилась через дорогу от башен-близнецов, и 11 сентября, когда произошла трагедия, никто в семье не знал, выжил ли он. Но много часов спустя он появился дома, покрытый пеплом, пешком пройдя путь от Манхэттена. Все были счастливы и благодарны Господу.

Шира поступила в семинарию, и вскоре после этого её школьная учительница предложила ей выйти замуж за своего родственника - раввина Йосефа. Молодые люди встречались недолго и обручились уже через пару недель. «Это был настоящий вихрь, - продолжала рассказывать Шира. - Мне было 19, но я была очень рада начать нашу совместную жизнь и переехать в место, где будет можно рассказывать об иудаизме другим евреям. Сначала у нас были проблемы с беременностью, поэтому мы были очень взволнованы, когда узнали, что я беременна нашим старшим ребёнком Менделем, который сегодня празднует Бар-мицву. Сейчас у нас шесть детей, и наша жизнь наполнена смесью любви, смеха и хаоса».
Шира оправдала возложенные на неё раввином Арье и его женой Лэей надежды, успешно работая директором еврейской школы.
 
Сидя за столом, я наблюдала за плясками и за тем, как дети забрались на сцену и прыгали оттуда сначала поодиночке, а потом несколько раз совершили групповой прыжок. Среди них были и дети Ширы и Йосефа. Особенно забавным был младший сын супругов Яков. В это  время на мужской половине мужчины тоже плясали, но не столь лихо, как женщины. Они предпочли пляскам беседу.

В конце праздника перед присутствующими выступил отец раввина Йосефа, известный хасидский художник. В «Хабад Камарилло» я видела его мозаики на еврейские темы. Если на жизненном пути кого-либо из членов семьи сына отмечалась значительная веха, то он всегда создавал для каждого из них новое произведения искусства. Сейчас он представил в качестве подарка Менахему свою картину, на которой изображены еврейская буква «мем», с которой начинается его имя, и скрытые сообщения для него.

Праздник закончился, и Лиля, снова подъехав к Общественному центру, отвезла меня домой.

Как-то я зашла в офис «Хабад Камарилло» и рассказала секретарю Элине Хирман, очаровательной русскоговорящей женщине, о своих приключениях, связанных с бейби шауер и неудачной покупкой подарка для мальчика. Каково же было моё изумление, когда она сообщила, что религиозные евреи не празднуют бейби шауер и что беременные женщины не делают УЗИ, чтобы определить пол будущего ребёнка!

Однажды в субботу я снова пришла в Хабад Камарилло. Мне казалось, что к этому времени Шира уже должна была родить ребёнка, поэтому я принесла с собой купленные ранее пелёнки и ползунки, предназначенные для мальчика, надеясь, что родился именно мальчик. Каково же было моё разочарование (в смысле несоответствия моего подарка действительному положению дел), когда раввин Йосеф объявил, что родилась девочка!

Я не знала, что мне делать с моими подарками. Тем не менее я решила попробовать подарить счастливому папе хотя бы пелёнки. Мне казалось, что на пелёнках был такой красивый и нежный рисунок в голубых тонах, что ребе согласится принять этот подарок. Когда после службы присутствовавшие сели за субботнюю трапезу, я подошла к ребе Йосефу и протянула ему красиво упакованные пелёнки. Предложить ещё и ползунки я не решилась. Однако я совершила очередную ошибку. Во-первых, нельзя было что-либо приносить в субботу, а во-вторых, это всё-таки был подарок для мальчика. Ребе Йосеф смутился, поскольку не хотел отказывать мне, но, не желая нарушать заповедей Торы, к подарку не прикоснулся и предложил мне оставить его в комнате секретаря. Мне не оставалось ничего другого, как исполнить его указание.

Вернувшись домой с ползунками, я решила найти ярлыки и чеки от покупок. На моё счастье, я нашла их и решила, что без затруднений смогу обменять пелёнки и ползунки для мальчика на одноимённые товары для девочки. Поэтому я снова пошла в «Хабад» и попросила ребе Йосефа вернуть мне пелёнки. Ребе снова был явно смущён. Он напомнил мне, что в Шаббат не рекомендуется заниматься делами и порекомендовал вернуться за ползунками в рабочие дни.

Благополучно совершив обмен товаров в магазине, в очередную субботу я принесла пелёнки и ползунки для девочки в красивом бумажном пакете и вложила в неё поздравление родителям ребёнка. Я не передала подарок в руки ребе, но поставила его на полку, зная, что он видел его и унесёт пакет домой в другой день. Ребе лично, а потом и Шира в электронном письме сердечно поблагодарили меня. Я была рада, что удалось исправить допущенные мной ошибки.


Рецензии
У религиозных евреев много ограничений.

Григорий Аванесов   03.04.2023 22:27     Заявить о нарушении
Их 613.
Спасибо.

Алла Валько   04.04.2023 00:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.