Школа взросления
Режиссер: Э. Климов, СССР, 1964 г.
Вы представляете, как сложно ребенку, который начинает ощущать появление в себе взрослых желаний, учиться контролировать себя и находить допустимые возможности для удовлетворения? Сказки и мультфильмы в раннем детстве, позже — другие книги и другое кино позволяют ему, слившись в воображении с героями произведений, проработать травматические ситуации взросления и освоить сценарии, которые позже будут использованы, даже не осознавая этого, во взрослой жизни. Фильм «Добро пожаловать...» — из категории таких полезных и правильных фильмов!
Пионерский лагерь — это место для приучения к строгим правилам мира взрослых. А за высоким забором — мир детских желаний и их удовлетворения — купания, когда вздумается, катания на лошадях... Здесь, в лагере, без родителей живут и мальчики, и девочки, что, с одной стороны, подталкивает их к самостоятельности и активности, пробуждает воображение и провоцирует желания. С другой — загоняет в рамки «правильного» поведения, предлагая одобряемые варианты слияния в коллективном удовлетворении желаний, например, в пятиминутном купании, или в выкрикивании речёвок: «Кто там шагает правой?...»
Товарищу Дынину, начальнику лагеря, есть чем гордиться. По территории уже бродит результат такой работы и ориентир на будущее — странный мальчик с сачком, который время от времени спрашивает: «А, чё это вы тут делаете?» Его уже не надо контролировать. Он уже социализирован, поскольку все его любопытство сводится к созерцательности, а активность сконцентрировалась на ловле бабочек.
А что делать с теми, кто не подчиняется отлаженной системе «взросления»? В лагере появляется «провокатор» Костя Иночкин (даже его фамилия указывает на инаковость), который не может контролировать свои желания и старается их удовлетворить. То он фехтует на палках! «После чего — все стали фехтовать! И даже девочки!» То он «что–то» делает под одеялом и все начали это делать! Конечно, такая свобода самоудовлетворения создает опасность для всех. И Костю отправляют домой.
Страх отрыва от массы у Кости оказался сильнее, чем тяга к индивидуальному удовлетворению желаний. Про жизнь в «бесконтрольном» варианте лучше смотреть Ларса фон Триера. А этот фильм так массово привлекателен потому, что содержит рецепт доступных и социально одобряемых способов поведения. Выбирайся из подземелья своих влечений, как Костя выбрался из темноты под трибуной! Включайся во всеобщий костюмированный праздник сублимации, вот тогда и станешь заслуженно получать удовольствие от полетов через реку (а что такое по З.Фрейду полеты в сновидениях, вы конечно помните!). И будет вам счастье!
ИНАКО 2015. Выпуск 2: Психоанализ кино. — Новосибирск: Манускрипт, 2015, С. 87–88.
Свидетельство о публикации №223021700469