Новая охота на ведьм

Чудесный фразеологизм "охота на ведьм" у меня ассоциируется с периодом истории США, когда сенатор Маккензи жил в состоянии непрерывной борьбы с потенциальной "красной угрозой". В современной истории России есть несколько этапов, которые можно с лёгкостью назвать "охотой на ведьм", когда следственный комитет пытается при каждом удобном случае поймать или педофила или врача-убийцу.
Первый случай, про который я хочу рассказать, произошел несколько лет назад на дежурстве. Инспектор по делам несовершеннолетних (ПДН) и психолог привозят избитую восьмилетнюю девочку. Мама у девочки то ли умерла, то ли отсутствует, как особь, поэтому девчуля живёт с папой и мачехой. Не рядовая, но, впрочем, довольно типичная ситуация. Далее обычная короткая беседа с ПДН, изучение постановления и разговор с ребёнком в присутствии обозначенных выше лиц.
Я по диплому – педиатр, детский врач. Да и вообще с детьми довольно легко нахожу общий язык. Видимо дети обращают внимание на что-то другое, не на внешний вид. Взрослые не такие. Наш профессор, Валентин Петрович, говорил: "Неважно, что у вас происходит в личной жизни, в семье, на работе, прежде чем зайти в палату к ребёнку, вы должны оставить это за дверью". Именно к ребёнку, а не к пациенту и, тем более, не к больному. Я хорошо запомнил этот урок. Со взрослыми я могу быть крайне неприятным, с детьми – никогда.
Мы прекрасно поболтали с Анечкой. Она рассказала и про папу, и про тетю А., и про школу, как ей нравится учиться во втором классе, в нём намного интереснее, чем в первом. Я, в свою очередь, показал перьевую ручку и дал порисовать, после того, как она рассказала, что больше всего в школе нравятся уроки рисования. Спустя пятнадцать минут, в течение которых я заполнял журналы регистрации и записывал историю этой девочки, мы подошли к тому, что её бьют. Кто опрашивал (пусть будет: собирал анамнез) детей знает, что тема, неприятная для ребёнка, может привести к тому, что разговор на этом и закончится. Настроение Анечки поменялось. Но, видимо, потому, что мы хорошо с ней поговорили до этого, она рассказала, продолжив рисовать на клочке бумаги. И уже не человечков, а какие-то закорючки и неровные кружочки. Иногда, рассказывает Аня, тетя А. её наказывает, если Аня плохо себя ведёт. Как часто? Не часто. Сколько раз в неделю? Каждый день. Мачеха бьёт падчерицу каждый день. Но отец этому не верит или ничего не хочет делать. Дела семейные. Поверила только тетя со стороны одного из родителей, когда девочка приехала на выходные. По-моему, полиция тоже не особо поверила девочке. Я спрашиваю у ребенка разрешение на осмотр: "Анечка, мне нужно тебя осмотреть. Ты не против?". Она отвечает, что не против. Прошу: "Разденься, пожалуйста. Трусики не снимай, а вот носочки сними. Хорошо?". Она раздевается, и я вижу "шкуру леопарда". Это такой термин, обозначающий окрас кожи характерного пятнистого цвета, ввиду наличия кровоподтёков разной давности. У Ани они были, примерно, от недельных до 2-3 дней, то есть до того момента, как она поехала в гости. Осмотрел, сфотографировал, письменно зафиксировал и отпустил. Только закрыл кабинет и собрался идти в своё отделение, как звонит ПДН: "Слушайте, как-то она легко перед вами, взрослым мужчиной, разделась. Я сейчас в постановление добавлю вопросы о половой неприкосновенности. Посмотрите её, пожалуйста".
Выматерившись и оставив за дверью раздражение, решил, что раз ПДН считает, что это важно, осматриваю восьмилетнюю Анечку на гинекологическом кресле. Некоторые барышни только перед родами на «вертолете» (жаргонное название гинекологического кресла) оказываются. И после этого отпускаю окончательно. Когда они ушли, я ещё долго сидел и думал о том, что как-то у нас не всё как у людей. Вспомнился и «12» Михалкова (российский фильм в жанре юридической драмы, являющийся ремейком фильма Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» (Twelve Angry Men) 1957 г.), с монологом персонажа Гармаша о новой жене, мачехе его сына, и постоянные разговоры о домашнем насилии, и сказка про Золушку.
Следующий случай произошёл не так давно. Все говорят об акселерации, что дети быстро растут и быстро взрослеют. Глубокая ночь. Опер привозит веселую девочку лет 16-и и её маму, лет около 40-а. В постановление фигурируют насильственные действия сексуального характера, то есть это не обычный половой контакт, а что-то такое, что в наше с вами время вполне нормально, а вот лет четыреста назад за это могли и на костре сжечь. Читаю постановление, а барышне-то 12-ть лет. Я редко так сильно ошибаюсь с возрастом, кроме этого был ещё один случай, о котором расскажу чуть ниже. Беседую сначала с мамой. Какой-то парень заставил её бедную доченьку заняться с ним оральным сексом. В подъезде. Мерзость. Беседую с дочкой: все по обоюдному согласию. Только ей 12-ть лет, а ему 15-ть. Следователь в постановлении требует осмотр на невинность и провести прочие прелести половых экспертиз. Девушка, само собой, утверждает, что невинна. Спрашиваю, понимает ли она то, что на кресле я все равно увижу, если она меня обманывает, потому лучше сознаться сразу и упростить жизнь обоим. Говорит, что не врёт. Смотрю, убеждаюсь в её честности, хоть сейчас замуж за принца, но утром приглашаю на повторный осмотр совместно со старшими коллегами. Но на результат это не повлияло, просто обезопасил себя. И частично снял ответственность. Все бы на этом и закончилось, но спустя пару часов я поехал на место происшествия со следователем, который принимал заявление и он поведал как всё было на самом деле. Мама прочитала переписку дочери с мальчиком в социальной сети «ВКонтакте». Девочка уговаривает парня на оральный секс, при чём не на обоюдный, а только с её стороны. Несколько раз, но не менее двух. Мама подняла панику (ну а кто бы не поднял?) и испортила жизнь парню. Потому что это вылилось в проверку, потом будут визиты в школы, беседы огромным количеством разных людей, которые к этому мальчику и этой девочке не имеют никакого отношения. Но, учитывая, что им обоим нет 16-и лет, уголовное дело закончилось, даже не успев начаться. Мораль: нужно удалять переписку и спрашивать паспорт. Ситуация хоть и абсурдная, с одной стороны. Но с другой – очень страшная. Уровень сексуальной распущенности, мне кажется, в некоторых случаях просто зашкаливает.
Обещанный случай, когда я тоже ошибся с возрастом. Приводят "потеряшку". Это дети, которые сбегают из дома. Мрачная девица лет 18-19, с лишним весом и грязными давно нечесаными волосами. Ушла от родителей, познакомилась в одной из социальных сетей («МойМир») с парнем, сказав, что ей 21-н год и начала с ним сожительствовать, выполняя все соответствующие функции гражданской жены. Все бы ничего, только ей едва исполнилось 13-ть лет. И они бы жили дальше, возможно до её совершеннолетия. Но в какой-то момент юный мужчина попросил её съехать, покинув прежде холостяцкое жилище. Представительница слабого пола на это обиделась и решила написать заявление в полицию, что мужчина её бьёт. В ходе работы полицией было установлено, что девушка уже полгода разыскивается, как утратившая связь с родственниками и, что намного важнее, ей 13-ть. Естественно, парня тоже привлекают. Начинают проводить допросы и вся это, донельзя абсурдная ситуация, выливается в форменный кошмар для парня, который не смог определить на вид, сколько девушке лет и не догадался спросить паспорт. А вот когда в КБ покупаешь сигареты, паспорт спрашивают, даже если у тебя седая борода, злобный взгляд, а в руках ключи от автомобиля. При этом, водительское удостоверение не подходит, потому что его с 16-и лет выдают. И удостоверение эксперта тоже, потому что она красненькое.
Ещё два коротеньких случая. Один произошел с коллегой на дежурстве. Привезли девочку, которая увидела голого мужчину в окне первого этажа, рассказала маме и та побежала в полицию. Почти сутки их опрашивают в отделе следственного комитета, потом девочку привозят в бюро с полным перечнем вопросов по половой неприкосновенности и требованием взять мазки из всех возможных мест и даже эксклюзивные смывы с рук, лица, груди и живота. Чуть позже привозят мужика, которого тоже сутки продержали в полиции, потому что он опасный педофил. При этом мужчина даже не понимает, что сделал. Ладно бы был виноват. А в такой ситуации, как себя обезопасить. И парадигма «лучше перебдеть, чем недобдеть» работает как гиперреакция на раздражитель, а страдают ни в чем не повинные люди. Закончилось тем, что всех отпустили домой, хотя эта история уже второй год как стала притчей во языцех. Мораль: не надо заглядывать в окна. А если живёшь на первом этаже и любишь ходить голым – задергивай шторы.
А этот случай уже мой. Привозят миловидную девушку 19-и лет отроду, с полным перечнем вопросов. Оказалось, пьяный парень пытался с ней познакомиться на улице. Кто-то решил, что её насилуют. С одной стороны это хорошо, что остались сознательные граждане. А с другой, их обоих ловят и доставляют в полицию. Девочку как пострадавшую, парня как насильника. Девушка прямо сказала: "Я вообще не знаю зачем меня сюда привезли, он меня только за руку взял". И, естественно, отказалась от осмотра и мазков. Парень же только когда я попросил его снять штаны и сделать смыв начал осознавать, что что-то не так. Чем закончилось история, я, конечно же, не знаю. Но, думаю, молодому человеку надолго отбили желание знакомиться с красивыми девушками на улице ночью.
Мораль: знакомясь на улице, нужно быть готовым к тому, что знакомство может продолжиться в отделе полиции.
Почему я рассказал эти истории. Иногда нелепость обвинений в сексуальном насилии просто зашкаливает. Я ни в коем случае не защищаю насильников. Неприкосновенность, в том числе половая, не зря так называется. Но абсурдность некоторых ситуаций находится за пределами понимания. Обвинять в педофилии человека за то, что какой-то невоспитанный ребёнок заглянул в его окно? Это глупо. Травмировать маленького ребенка осмотром на гинекологическом кресле потому, что она легко пошла на контакт со взрослым мужчиной-врачом? Я не знаю насколько это правильно, учитывая, что никаких других признаков или причин для осмотра не было. Судить парня за его секс с девушкой, которая выглядит намного старше своих лет? Он действительно должен был спросить паспорт, если у неё в социальной сети был указан возраст, превышающий возраст согласия? В нашу эру социальных сетей, многие выводы основываются на информации, указанной на странице в соцсети. Как обезопасить себя и близких? Наверное, единственное решение – это рассуждать трезво в любой ситуации, а не идти на поводу у своих эмоций и страстей.


Рецензии