Папа

- Я все понимаю, - сказал отец. – Работа такая. Это тебе нужно.

- Пап, ну только не делай такое лицо, словно я Родину продаю. Врачи говорят, что у тебя улучшение. Уход за тобой есть. Ты даже в больнице ухитряешься работать: кто бы это смог, кроме тебя?! Скоро домой выпишут, и отметим мое возвращение…

- Да это я так, брюзжу. Три недели – это долго, я буду скучать.

- Ну а смартфон тебе на что? Звони по видеосвязи, когда сильно соскучишься. У меня будет плюс три часа к нашему времени. Правда, много вечерних съёмок, но я потом перезвоню, если вдруг не застанешь меня.

- Ну да, ну да… - махнул рукой отец. – Иди уже, торопыга. Мне ещё вечером надо поработать.

- Опять придет этот твой ассистент, как его там, Припрыжкин?

- Доктор Покрышкин, - строго заметил отец. – Очень талантливый молодой учёный, продолжает мое дело.

- Еще один мужик погублен твоей наукой, а мог бы стать нормальным человеком! Ой, папа, мне иногда кажется, что он тебе ближе, чем я, - вздохнула дочь и присела на кровать к отцу. – Ты с ним много проводишь времени, говоришь на одном языке… А я все прыгаю со съемок на съемки, интригую, чтобы получить хорошую роль, надеваю разные маски. Нужна бизнесвумен – пожалуйста, только нацеплю очки и костюмчик! Нужна блоковская незнакомка – пожалуйста, вот вам загадочный взгляд… Чужие жизни, которые мне никогда не прожить. Пап, я тебе завидую иногда. Ты всегда такой, какой ты есть.  Скала, на которую я всегда могу опереться.

Дочь улыбнулась.
- Не очень-то прочная скала, как оказалось, - пошутил отец, окинув взглядом капельницу. - В актерской профессии что-то есть. Вы дарите людям эмоции, мечту о другой жизни. Не суди себя строго, ты еще молода, в любой профессии учишься всю жизнь. Редко бывает так, что всё сразу легко дается.

- Ну спасибо, папа-философ! Что-то есть! – передразнила дочь отца и слегка обиделась. -  Если бы не ваши с мамой бесконечные разговоры дома о кино, я бы, может, и не пошла в театральный.  Стала бы олимпийской чемпионкой по танцам на льду.  С детства помню, как ты притворно удивлялся, что я не смотрела «Искателей приключений»! Или «Чапаева», «Зеркало для героя», «Монаха и беса», «Пассажира дождя», «Старшего сына» и… Что там было ещё? «Старший сын» или «Старшая сестра», кстати? Уже и не упомню все это старьё, снятое при царе Горохе!

- Это было очень хорошее кино! – обиделся в свою очередь отец.

- Да-да, снятое про доисторические времена, совершенно непонятное молодежи без субтитров или сурдоперевода… - рассмеялась девушка.

- Ты лучше вспомни, как ты с детства устраивала нам спектакли и представления! И вуз сама выбрала. Это мамины гены. Она была очень артистичной. И, кстати, я ни разу не порекомендовал тебе плохого фильма. Можно сказать, сэкономил тебе массу времени.

- Экономист ты мой!  - обняла дочь отца. – Я же шучу.

- Не подлизывайся, - улыбнулся отец. – А экономист у тебя папа все-таки неплохой. И тебя научил деньги зарабатывать.

- Самый лучший! Сначала научил зарабатывать деньги, а потом отменил их во всем мире, – подтвердила дочь и подмигнула отцу. – Прямо Карл Маркс!  Когда я буду играть Женни фон Вестфален, я приду к тебе за консультацией…

- Надо же, - удивился мужчина. – А я и не знал, что ты всё же осилила пару книжек из моей исторической библиотеки.

- Целую полку! – гордо сказала дочь. – А ты думал, что актёры – это марионетки режиссера, ничего не понимающие в профессии, которую им нужно сыграть? Ты же сам мне говорил, что любой человек без знания истории…

- Ничему никогда не научится, - закончил мысль отец. – Я рад, что кое-что из наших разговоров ты всё же запомнила.

- Да ну тебя, только не начинай свою старую пластинку о семейной жизни! – отмахнулась дочь.
Они помолчали с минуту.

- Тебе с мамой повезло, - вымолвила девушка, не глядя на отца. – У меня так не получилось. Да и не получается.

- Какие твои годы, - вздохнул пожилой мужчина. –  Где внук, кстати, будет все это время?

- У бывшей свекрови, как обычно. На тебя, извини, трудно сейчас положиться, - сказала дочь и тут же спохватилась, бросив быстрый взгляд на отца.
Крупный учёный, чьи дела и идеи изменили мир, угасал на глазах. Ей было больно видеть отца на больничной койке, но эгоизм молодости заставлял думать о себе и собственном потомстве. Отец, даже выйдя на пенсию, не оставил научной и публицистической деятельности, но очень любил внука и гордился успехами дочери. Она не хотела его обидеть. В конце концов, он делал всё, что было в его силах.

Отец ласково взглянул на дочь.
- Ты права, я не всегда был рядом с тобой, когда был тебе нужен. Мне очень жаль, что я не могу этого изменить. Но я надеюсь, ты всё же чувствовала, что тебя любят.

Дочь погладила руку отца, чмокнула его в щеку, растроганно шмыгнула носом и бодро затараторила:
- Конечно, пап. Ладно, мне действительно пора, ещё собираться. Свекровь заедет к тебе на днях с внуком, если что будет нужно, ты мне пиши или звони. Все организуем. И не кисни, все будет хорошо!

Когда она ушла, отец погрузился в свои мысли и даже не заметил вошедшего ассистента.
- Михаил Нахманович, - окликнул его доктор Покрышкин.

Ученый поднял глаза стального цвета на ассистента, но несколько секунд еще пребывал в своих мыслях, ничего не видя вокруг. Доктор Покрышкин, заметив необычный взгляд, сразу вспомнил старое шутливое прозвище своего шефа среди коллег в министерстве: «Наполеон».

- Здравствуйте!  Извините, задумался! – сказал ученый. – Нам немного осталось, давайте сегодня ударно поработаем над последней главой…

Они с дочерью созванивались время от времени. Отец бодрился, дочь рассказывала актёрские байки, и казалось, что время, которое до этого неумолимо шло, останавливалось в эти драгоценные минуты.
В последний день командировки дочери вдруг приснился необычный сон. Она, маленькая девочка лет пяти, играет у себя в комнате, когда к ней заходят мама с папой. Молодые, слегка за тридцать, как она их помнит. Мама стоит в дверном проёме и нежно смотрит на отца, а тот легкой, пружинистой походкой подбегает к дочке, подхватывает ее на руки и начинает кружить.
- Папа, папа, осторожно, - смеется дочка. – А как же твоя спина? Ты не сломаешься?
Отец широко улыбается, подбрасывает дочь к потолку и тут же ловит, нежно ставит на пол и ласково говорит:
- Мне не больно, доченька. Всё хорошо! Ты не волнуйся, всё хорошо!
- Ты опять в командировку, папа? – почему-то догадывается девочка.
- Нет, доченька.  Больше не будет командировок, но сейчас мне надо уйти, а мама меня проводит.
Отец ласково проводит рукой по ее волосам, целует ее и как-то тут же оказывается у дверей.
- И я, и я тебя провожу! – кричит дочка и бежит следом, но увязает в трясине пола. Ноги не слушаются, и ей никак не догнать отца. На женщину вдруг нахлынуло понимание, что и она уже не девочка, да и папа где-то в больнице, а мама…  Мама ушла несколько лет назад, оставив в сердце незаживающую рану.

Проснувшись, ей захотелось сразу позвонить отцу, но было слишком рано, и она побоялась его разбудить. Болезнь почти лишила отца сна, он засыпал обычно только под утро. Перед посадкой в самолет позвонили уже ей. Он ушел во сне, тихо и незаметно.

Ей было трудно собраться с мыслями, когда она добралась до больницы, но отец успел подготовиться, даже оставил ей инструкцию, что делать. Механически она слушала людей, принимала соболезнования, четко делала все необходимые вещи, ощущая эмоциональную заторможенность. Организацию похорон взяло на себя министерство, с этим помог доктор Покрышкин. Её поразило огромное количество людей, пришедших проводить отца в последний путь. Выступило несколько незнакомых ей человек, прозвучали простые, но важные слова. Отцу бы понравилось, он не любил шумихи и официоза. Оказывается, старый экономист был многим дорог. Даже бывший муж приехал выразить соболезнование и вымученно сказал ей несколько ободряющих слов. Лучше бы и не приезжал, автоматически отметила женщина: он никогда не умел находить нужные слова, не то, что отец.

Всё закончилось, она с сыном уже собиралась ехать домой, когда их перехватил у автомобиля доктор Покрышкин. Она впервые увидела его в костюме только на похоронах и не сразу узнала.
- Извините, что побеспокоил в такой момент, но ваш отец попросил меня кое-что передать вам.
- Отец? Когда? Ничего не понимаю…
- На прошлой неделе. Это диск с записью, я не знаю, что там. 
Он протянул ей носитель данных.
- Спасибо, -  вымолвила дочь и взяла флешку.
- Ольга Михайловна, - вдруг заговорил Покрышкин. – я хотел бы, чтобы вы знали. Мне очень дорог ваш отец, он был моим учителем. Если вдруг что-то будет нужно, вот мой телефон.
Он дал ей свою визитную карточку, и они расстались.

Дома она уложила ребенка спать. Села на кухне, и плотина, ограждавшая её от эмоций, прорвалась. Слёзы капали нескончаемым потоком. «Вот я и стала взрослой!» - подумалось ей. «Больше не к кому прийти, когда нужно поплакаться в жилетку, некому любить меня бескорыстно. Только на сына вся надежда…»
Её взгляд упал на флешку. Немного успокоившись, она включила компьютер. На диске оказалась короткая видеозапись отца: последнее, что от него осталось.

- Дорогая доченька, я тут собрался с силами и решил тебе записать небольшое послание. Знаешь, вроде и созваниваемся каждый день, но за суетой взрослой жизни всё не успеваешь сказать самые главные слова. То, о чём думаешь. То, о чём хочешь поговорить с родным человеком. Так вот, я чувствую, что ухожу. Не знаю, сколько осталось времени, но сил все меньше. Отцом дочери быть трудно, и я не знаю, удалось ли мне справиться. Попробую сказать тебе что-то полезное напоследок. Прежде всего, я тебя люблю. Ты – моя радость и гордость, мое продолжение и самое лучшее, что у меня было в этой жизни. Я не всегда одобрял то, что ты делаешь. Было время, мы спорили и не понимали друг друга, но я всегда уважал твой выбор. Это твоя жизнь, ты видишь её своими глазами, и как бы я ни хотел, я не смог бы всегда подстелить тебе соломки. Это нормально, что дети вырастают, ты перестаёшь быть для них авторитетом, они перерастают тебя, умеют и знают больше. В какой-то момент понимаешь, что детей пора отпустить: это и есть доверие и уважение к их поступкам и решениям. Я всегда знал и знаю, что ты не пропадешь в этой жизни. У тебя есть жизненный стержень, мамино воспитание,  принципы. Пусть они гибкие, но они есть. У тебя всё будет хорошо, я в этом уверен. А если тебе будет грустно, вспоминай мои слова: «Кто у папы самая лучшая? Кто у папы молодец, умница и красавица?»

- Хотелось бы пообещать тебе, что где-то там, где заканчивается печаль, мы свидимся вновь. Но кто это может сказать наверняка? Моя наука тут бессильна. Но я верю, что расставания нет, есть только время ожидания следующей встречи.
Прости меня, если я что-то делал не так, если я не всегда мог уделить тебе время. Время с близкими - это самое ценное, что у нас есть, и я всегда это знал. Но мужчины так устроены, да нет, это я так глупо устроен, что мне все время хотелось изменить мир. Мне хотелось, чтобы наша семья была обеспечена всем необходимым, чтобы у тебя было больше возможностей, чем у меня когда-то. Чтобы ты добилась большего, чем я.  Я мечтал оставить тебе и твоим детям лучший мир для жизни. Прости, если в погоне за всем этим я что-то потерял в наших отношениях. Мы сами иногда не понимаем своего счастья. Для мужчины важен крепкий тыл - семья. Я бы и половины не достиг без твоей мамы и её поддержки. А когда дети вырастают и разлетаются, то ты снова остаешься только с любимым человеком. Мне очень не хватает твоей мамы. Ты же её помнишь, она бы меня быстро выгнала с больничной койки.

Отец на видео смахнул слезу.
- Наговорил тебе тут слезливой чепухи. Так, что самое главное? Доченька, береги себя и ищи свое счастье. Будет ли это остроумный актёр или зануда-ученый, я не сомневаюсь, что ты сделаешь правильный выбор. Не сдавайся. Ошибки у всех бывают. Тебе и тридцати нет, вся жизнь впереди. Никогда не знаешь, где оно, твое счастье. Надо искать. Ты же помнишь, как я случайно встретился с твоей мамой? Так вот, кто бы тебе из мужчин что ни говорил, мы все одинаково мыслим и думаем только об одном. Ты уже прекрасно знаешь, о чём. Сохраняй трезвую голову и слушай себя, а не мужчин. Зорко одно лишь сердце, как сказал Экзюпери. Но уж если оно затрепетало от любви, то будь решительной и смелой. В конце жизни понимаешь, что жизнь стоит прожить, только любя. Пусть это будет мой самый важный отеческий совет для тебя. Думаю, мама бы его одобрила.

- Ну все, привет нашему сорванцу-внуку. Пусть по деревьям не лазает! Не успел дед научить. Пора мне ставить очередную бесполезную капельницу. И пора мне догонять маму. Доктор Припрыжкин, как ты его называешь, передаст флешку для тебя. Люблю тебя, родная! До свидания, я пока не прощаюсь!
Отец быстро отвернулся, видео замерло.

Ольга полезла в сумочку за платком, чтобы вытереть слезы. С трудом его нашла, так как руки дрожали, пришлось вытряхнуть на стол половину содержимого сумки.
- Спасибо, папа, - тихо сказала взрослая женщина.
Она облокотилась на стол, обхватив голову руками.
Её взгляд случайно упал на визитную карточку доктора Покрышкина.

Иллюстрация - Р. Келехсашвили


Рецензии