Философские и общественные учения века

  Не будет преувеличением отметить, что XIX век, как никакой другой, оказался эпохой богатейших по содержанию и форме мировоззренческих учений, временем, когда образованное общество страстно спорило о роли народных масс и личности, о том,  "храм" природа или "мастерская", о мотивации человеческой деятельности и идеальном общественном устройстве. Кругом в Европе были гегелисты, шеллингианцы, прудонисты или позитивисты... Миллионы образованных людей делались, подобно пушкинскому Онегину, "глубокими экономами".
  На этом занятии перед учащимися пройдёт вереница самых разнообразных учений и их самых популярных корифеев, Во всём этом многообразии  следует выделять, кто и что взял на вооружение из построений мысли теоретиков. Насколько нам после такого непростого с точки зрения мировоззрения века XX интересны и важны представления о мире предыдущего века?

  "Если мы, русские люди, хотим ознакомиться с умственной жизнью нашего общества тридцатых, сороковых и отчасти пятидесятых годов XIX века, нам не миновать философской системы Гегеля или, по меньшей мере, обстоятельного очерка о ней. Были дни, когда диалектические тонкости и хитросплетения берлинского мудреца безраздельно властвовали над лучшими умами России, и эти дни по своим богатым результатам навсегда останутся светлым воспоминанием для русской интеллигенции. Тогда многие честные люди смотрели на знакомство с философией Гегеля как на нравственное обязательство и даже принуждали себя к нему. К таким принадлежал, например, Станкевич. Мы знаем, что целый период умственного развития Белинского проходил под знаменем гегельянства. Правда, Белинский быстро разочаровался в "Егоре Федоровиче" Гегеле, но ведь Белинский, по своей оригинальности, - натура исключительная. Упомянем еще имена Грановского, Тургенева, и мы увидим, что философская система Гегеля, несмотря на всю свою несомненную туманность, была как бы откровением для русской интеллигенции"(Е.А.Соловьёв-Андреевич). Но точно так же Гегелем была увлечена во второй четверти XIX века вся Европа.
Георг Фридрих Гегель, профессор философии в университетах Гейдельберга и Берлина, известен своей диалектической логикой, которая содержится в его труде «Наука логики»(1812—1816). Необходимость и движущее начало - вот основные составляющие того, что лежит, по мнению философа, в основе мира. Свой курс «Лекций по эстетике» Гегель читал последний раз в 1828/29 году.
В кратком изложении законы диалектики по Гегелю следующие:
1. Закон единства и борьбы противоположностей: в основе всего лежат два противоположных начала; они находятся между собой в постоянном конфликте.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу.
3. Закон отрицания отрицания: новое существует до тех пор, пока не станет старым и его не заменит нечто более новое, которое будет существовать до тех пор, пока само не превратится в старое.
Вопрос учащимся: Подумайте, почему в СССР долгое время при изучении диалектики Гегеля не заостряли внимание на законе отрицания отрицания.
 «Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно».
По Гегелю, высшее воплощение исторической идеи - государство. А его высшая форма в настоящее время - прусская монархия... И - главенство идеи, принцип идеализма.

В это же самое время другим "настольным" философом для европейцев стал соотечественник Гегеля и его друг, профессор Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг.
"Каждое существо определяется другим существом, которое в свою очередь определяется другим, и так далее до бесконечности. Как единственное, существо не может определить себя, поскольку не имеет в себе основания собственного бытия. Но столь же мало определено оно в своем существовании Богом; поскольку в Боге находится только основание всего и бытия только в той степени, в которой оно является всем... а одиночка ... может быть определен в своем существовании другим одиночкой; но и тот должен, в свою очередь, по той же причине, быть определен еще другим, и так далее до бесконечности".
Среди поклонников Шеллинга в России были очень разные люди - от Погодина до Чаадаева. Спор Гегеля с Шеллингом превращался в спор западников и славянофилов, причём и те, и другие иногда приводили аргументы и из того, и из другого...
"Из всех живых существ только человек способен творить зло подчас добровольно, сознательно, со знанием дела. Счастье есть состояние пассивности. Чем мы счастливее, тем мы пассивнее по отношению к объективному миру. Чем свободнее мы становимся, чем более приближаемся к разумности, тем меньше мы нуждаемся в счастье".

Франсуа Рене де Шатобриан - уроженец Бретани, аристократ, в молодости - убеждённый противник республиканцев и участник действий роялистских войск поротив них. В дальнейшем, при Наполеоне - дипломат, в годы Реставрации - пэр и министр иностранных дел. Сторонник консерватизма и легитимизма. Автор философских романтических романов, которыми также зачитывались современники. А.С.Пушкин 17 раз упоминает в своих произведениях Шатобриана.
По Шатобриану, высшее духовное начало в мире - христианство. Легитимизм нужен "ради благоденствия Франции и всей Европы". Он, по существу, "отец" понятия "консерватор", так называлась его газета в годы Реставрации.

Наряду с романом Шатобриана "Рене" популярным в те годы был и роман Бенжамена Констана "Адольф". По Пушкину, это - один из любимых "двух-трёх" романов Онегина,
В которых отразился век,
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой
Себялюбивой и сухой...
Взгляды Констана сформировались во время учёбы в Шотландии и жизни в родной  Швейцарии. Учащиеся могут предположить, какие у него могли сложиться политические предпочтения и каким могло быть его отношение к французской революции, Директории и Наполеону.
Звёздным часом его оказался приход к власти Луи-Филиппа (вскоре он умер). Вопрос: Почему именно этот момент?
Главная ценность, по Констану, - личность. Индивид — творец идей, которые формируют общественный дух, социальные и политические институты. 
Констан возражал Руссо. Народ может тоже стать новым деспотом. Высшая ценность - личная свобода, на которую никто не должен посягать. Общество - понятие автономное относительно власти.
Близкие к Констану взгляды выражали О.Конт и Дж.С.Милль, о которых мы поговорим на следующем занятии.

Казалось бы, с Констаном в чём-то соглашался датский философ Сёрен Кьёркьегор:"Из всех разновидностей тирании народное правительство - тирания самая мучительная". Но у него были нюансы: «Сделав выбор, душа остается наедине с собой, уединяется от всего мира и созерцает в отверзтых небесах самую Вечную Силу». «Люди никогда не пользуются той свободой, которую у них не отнять, но требуют той, которая им не принадлежит: у них есть свобода мысли, они же требуют свободы слова». Ставший затворником, отказавшись от уже объявленной женитьбы, Кьёркьегор казался современником чудаком. «Ты знаешь, я очень люблю говорить сам с собой. Я нашёл, что самый интересный человек среди моих знакомых - я сам».
Он защищал «истинное христианство», далекое от официальной церкви и хотел показать, что настоящая вера — это удел одиночек. Внешне мыслительные ходы Кьеркегора похожи на гегелевские, но содержание его диалектики совершенно другое.
Современник самого известного тогда датчанина - великого сказочника, философ дружил с Андерсеном и дарил ему свои книги. Хотя Ханс Кристиан подтрунивал: «Посреди сада цвел розовый куст; под ним сидела улитка. Она была очень богата внутренним содержанием - она содержала самоё себя». Этого персонажа  сказки считают шаржем на Кьёркьегора...
Оценили мыслителя заново уже в ХХ веке.
"Киркегор аномально принадлежал к сфере духа, что там, где большинство людей живут непосредственной жизнью — в душевном и в телесно-душевном, — он жил лишь как странник, не знающий обычаев этой страны; но в сфере духа, куда большинству людей доступ открыт весьма редко либо же они ещё только ищут туда вход, он был у себя дома с несомненной самоочевидностью"(Теодор Хеккер. «Христианство и культура», 1927).
Крупнейший немецкий философ середины XX века Карл Ясперс писал, что Кьеркегор вернул человеку духовное измерение жизни.

Совсем иным было отношение к религии у немца Людвига Фейербаха, ставшего известным с 1830-ых годов.
В 1830 году Фейербах опубликовал анонимно «Мысли о смерти и бессмертии», где отрицалось бессмертие души. Молодой философ был лишён права преподавания, всю последующую жизнь проводил в сельской местности и стал популярнейшим в Европе.
«... Мысленное бытие не есть действительное бытие... Образ этого бытия вне мышления – материя, субстрат реальности» . Основное сочинение Фейербаха -  «Сущность христианства» стало популярнейшей тогда книгой. «...тогда появилось «Wesen des Christenthums» Фейербаха. Одним ударом оно уничтожило противоречие, возведя без обиняков снова на трон материализм. Природа существует независимо от всякой философии; она есть основа, на которой мы выросли; мы, люди, сами продукт природы; вне натуры и человека не существует ничего, и высшие существа, которые создала наша религиозная философия, суть только фантастические отражения нашего собственного существа. Чары были разрушены, «система» лопнула и отброшена в сторону, противоречие устранено, хотя оно имелось только в воображении. Нужно было пережить на себе освободительное влияние этой книги, чтобы составить себе о нем представление. Воодушевление было общее: мы все моментально стали фейербахианцами», - писал впоследствии Ф.Энгельс.
  А вот фрагмент из романа Н.Г.Чернышевского "Что делать?" - дома у Веры Павловны рассматривают книгу Фейербаха, которую принёс ей учитель-студент Лопухов...
  "Михаил Иваныч медленно прочел: «О религии, сочинение Людвига» — Людовика-четырнадцатого, Марья Алексевна, сочинение Людовика XIV; это был, Марья Алексевна, французский король, отец тому королю, на место которого нынешний Наполеон сел.
— Значит, о божественном?
— О божественном, Марья Алексевна.
— Это хорошо, Михаил Иваныч; то-то я и знаю, что Дмитрий Сергеич солидный молодой человек, а все-таки нужен глаз да глаз за всяким человеком!(...)
— Так он там не в папскую ли веру обращает?
— Не думаю, Марья Алексевна. Если бы католический архиерей писал, он, точно, стал бы обращать в папскую веру. А король не станет этим заниматься: он как мудрый правитель и политик, и просто будет внушать благочестие." Так и не догадались, что это книга совсем не короля и не такая "благочестивая"...
 «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней. Субъект божества — разум, а субъект разума — человек».
Не Бог сотворил людей, утверждает Фейербах, а люди творят богов. Точнее:«Сперва человек бессознательно и непроизвольно создает по своему образу Бога, а затем уже этот Бог сознательно и произвольно создает по своему образу человека».  Имеет место восхождение от материального к идеальному: Философ желал превратить людей "из верующих в мыслителей".
 "Своеи; теориеи; свободнои; деятельнои; чувственности Феи;ербах более чем за сто лет предвосхитил культурную эволюцию «общества потребления»(А.А.Коряковцев, С.В.Вискунов).

Долгое время в советской традиции особо изучалось наследие троих представителей утопического социализма - Анри де Сен-Симона, Шарля Фурье и Роберта Оуэна.
Разоренный французской революцией молодой предприниматель-негоциант - это Фурье. Начал с того, что в 1808 году написал о необходимости прорыть Суэцкий и Панамский каналы и покрыть мир сетью железных дорог. Люди будут завтракать в Марселе, обедать в Лионе, ужинать в Париже. Через сто лет так оно и произошло... Но далее мыслитель начинает утверждать,  что на смену Цивилизации должна прийти Гармония. Люди объединятся в фаланги (фаланстеры), исчезнет неравенство,  а с ним и войны и преступления. Человеческая жизнь продлится до 144 лет...
Из стихотворения Беранже "Безумцы":
"Подыми свою голову смело! -
Звал к народу Фурье. - Разделись
На фаланги и смело трудись
В общем круге, для общего дела.
Обновлённая вся, брачный пир
Отпирует земля с небесами, —
И та сила, что движет мирами,
Человечеству даст вечный мир»...

Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

По безумным блуждая дорогам,
Нам безумец открыл Новый Свет;
Нам безумец дал Новый завет —
Ибо этот безумец был Богом.
Если б завтра земли нашей путь
Осветить наше солнце забыло —
Завтра ж целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь!

Вопрос: Согласны ли вы с тем, что многое в истории создают "безумцы"? Есть ли разумные границы у творческого "безумия"?
Фаланстеры Фурье будили воображение. Практически нечто подобное пытался претворить в жизнь англичанин Роберт Оуэн. В 1799 году Оуэн начинает социальный эксперимент в Нью-Ларнаке на бывшей фабрике отца своей супруги Каролины Дейл. Он поставил перед собой задачу доказать, что работодатель, заботящийся о своих наёмных рабочих, будет получать значительно больший доход от своего предприятия. Им разрабатывается система «патроната», согласно которой, чем выше условия, в которых воспитывается и работает человек, тем более совершенной становится его природа. Первым Оуэн сформулировал в одной из своих книг в 1819 г. принцип:"Восемь часов - труд, восемь часов - отдых, восемь часов - сон" и  именно так устроил распорядок своих рабочих. Он организовал и учебные заведения для детей рабочих, соединив там образование с трудом, физическим воспитанием и творчеством. В 1825 году Оуэн формирует в американском штате Индиана коммунистическую общину «Новая гармония» на постулатах уравнительного коммунизма. После возвращения в 1832 году в Англию пытается образовать «Биржу трудового обмена», работающую без денег, но имеющая поначалу бурный успех, биржа вскоре обанкротилась... Однако Оуэн оставался до конца своей долгой жизнью предметом поклонения сторонников равных возможностей для всех людей.

Общество, основанное на капитале, подвергалось критике и в трудах Пьера-Жозефа Прудона.
"Собственность — это воровство"."Спасение для рабочего класса, для буржуазии, спасение для всякого только в дружеском согласии всех партий, во взаимном понимании для решения проблемы".
Самая знаменитая работа Прудона - "Философия нищеты". Тут же,  в том же 1845 году, К.Маркс ответил на неё "Нищетой философии".
"Анархия, отсутствие господина, суверена - такова форма правительства, к которой мы с каждым днем все более приближаемся и на которую мы, вследствие укоренившейся в нас привычки считать человека правилом, а волю его законом, смотрим как на верх беспорядка и яркое выражение хаоса. Рассказывают, что некий парижанин 17-го столетия, услышав, что в Венеции совсем нет короля, не мог опомниться от изумления и помирал со смеху, когда ему рассказывали об этом смешном обстоятельстве. Такова сила предрассудка: все мы без исключения хотим иметь вождя или вождей". Фактически именно Прудон - автор фразы, которую мы знаем немного переиначенной:"свобода не дочь, а мать порядка!"

Наряду с многочисленными прудонистами в середине века среди сторонников социалистических(коммунистических) идей появились последователи Карла Маркса.
Хозяин "Рейнской газеты" М.Гесс, в которой сотрудничал молодой Маркс, замечал в письме знакомому: "Доктор Маркс, таково имя моего кумира, ещё совсем молодой человек (едва ли ему не больше двадцати четырёх); он нанесёт последний удар средневековой религии и политике, в нём сочетаются глубочайшая философская серьёзность с тончайшим остроумием; представь себе соединённых в одной личности Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля - я говорю соединёнными, а не механически смешанными, - и ты будешь иметь представление о докторе Марксе". "Удивительно, что ещё и не Гоголя", - может заметить кто-нибудь из учеников. Да, такой ореол величайшего мессии закреплялся за Марксом среди его поклонников с самого начала - личность Карла буквально завораживала. И это, конечно, сыграло роль в превращении в дальнейшем марксизма в некую новую религию.
Маркс и его друг и соратник Фридрих Энгельс (сын фабриканта!), оказавшись в эмиграции, основали "Союз коммунистов" и выпустили в начале революционного 1848-го брошюру "Манифест Коммунистической партии".
"Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма..."
"Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией.
Пролетариям нечего в ней терять,  кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"
(Сколько лет в СССР штудировали со школы эту брошюру...
     - Папа, я там книжку у тебя одну увидел. Начинается очень интересно. Там про призрак, как он бродит по всей земле, а все цари, короли и полицейские против него и пугаются... Но дальше там очень трудное. А в конце, я посмотрел, опять все понятно. И написано, как в газете: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"
     - Вовка! Не хватайся ты раньше времени за то, что еще понять никак не можешь. Всему свое время. Это, брат, такая книжка, что она всем книгам книга! От этой книги все пошло и началось. Манифест Коммунистической партии это!(Л.Кассиль, М.Поляновский. "Улица младшего сына")
Безусловно признаётся заслуга Маркса как завершителя классической традиции в развитии политической экономии.
В "Капитале" при этом заявляется:"Вместе с уменьшающимся числом магнатов капитала, которые узурпируют и монополизируют все выгоды этого процесса превращения, возрастает масса нищеты, угнетения, рабства, вырождения, эксплуатации, но вместе с тем и возмущения рабочего класса, который обучается, объединяется и организуется механизмом самого процесса капиталистического производства. Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и над ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют"
В целом марксисты на Западе не претендовали на абсолютную истину идей о ведущей роли пролетариата в преобразовании мира и неминуемой пролетарской революции. Даже "диктатуры пролетариата", к чему пришёл Маркс в 1870-ые годы. И первые отечественные поклонники марксизма тоже. Но... лиха беда начало.
"Русские обладают исключительной способностью к усвоению западных идей. Но... то, что на Западе было научной теорией, подлежащей критике, гипотезой или во всяком случае истиной относительной, частичной, не претендующей на всеобщность, у русских интеллигентов превращалось в догматику, во что-то вроде религиозного откровения"(Н. А. Бердяев. "Истоки и смысл русского коммунизма")

Впоследствии в советской традиции закрепилось противопоставление утопического социализма и научного коммунизма Маркса и Энгельса. А некоторые считают, что и марксистский "научный коммунизм" следует относить к разновидностям утопии.

"Марксова картина мира не беспочвенна и не бессмысленна. Маркс принял за долгосрочную, универсальную тенденцию то, что оказалось детской болезнью капиталистического развития, хотя болезнью опасной, чреватой серьезными осложнениями" (Е.Т.Гайдар).

Марксизм (а впоследствии об этом стали забывать) опирался и на формулы французских историков XIX века. Наиболее выдающимися из них признаются Франсуа Гизо и Огюстен Тьерри.

О службе при Людовике XVIII Гизо говорил: "Я служил не лично королю, а Франции. Я хотел давать ему советы, хотел служить новой Франции". При Июльской монархии выдвигал формулу:"Да здравствует король! Да здравствует "Хартия"!" Фактически возглавил правительство, но не получил поддержки в начинаниях реформ перед самой революцией 1848 года, а его нежелание изменить закон о выборах привело к отставке. Его наиболее значительные работы: "Опыты по истории Франции","История английской революции","Размышления о сущности христианской веры", книги о Корнеле и Шекспире.
Главное в истории, по Гизо, -"связь причин и действий". "Это самая важная и, если можно так выразиться, бессмертная часть истории, к которой по необходимости должны обращаться все, чтобы уразуметь свое прошлое и понять самих себя". Он пытается понять, как достичь "свободного правления" и в чем его суть. Свобода личности и порядок - их может обеспечить представительное правление. Европа - это единое целое, "сообщество различных, но сходных между собой народов и государств". "Несмотря на распри и непонимание, существует некое высшее единство, и чрезвычайно весомое, о котором никогда не следует забывать".

Тьерри - автор «Писем по истории Франции» и «Опыта истории происхождения и успехов третьего сословия». Классовая борьба  по нему выросла из борьбы двух «рас»: «расы» побежденных против «расы» завоевателей (во Франции галло-римлян против франков, в Англии англосаксов против норманнов). Народ, вся нация должна быть героем истории.
Маркс называл Тьерри «отцом классовой борьбы». Это понятие взял на вооружение марксизм и совершенно абсолютизировал. Хотя позднее историк отошёл от апологии этой борьбы.  Если ранее Тьерри, например, прославлял Жакерию, то теперь он характеризовал ее отрицательно, как оставившую «... по себе лишь ненавистное имя и печальные воспоминания».

P.S. В постсоветское время в России почему-то перестали выпускать марки, посвящённые выдающимся людям зарубежных стран. 200-летие Дюма отметили красивыми блоками Грузия и Молдова - но не Россия. Исполнилось 200 лет со дня рождения Бальзака, Гейне, Гюго, Гарибальди, Шопена, Диккенса, Дарвина, Фейербаха, Кьёркьегора, Милля, Найтингейл - марок, посвящённых им, не было. Даже в честь любимейшего нашими детьми Андерсена. И вдруг в 2018 году отметили выпуском марки 200-летие Маркса... Что это - советское воспитание или знак того, что страна по-прежнему верна лишь в те времена выбранному идейному наследию?


Рецензии