Гранатовый браслет и современная психиатрия

"Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить".

Это фрагмент из знаменитого "Гранатового браслета" Александра Куприна. Я не случайно выделила последнее предложение... Ибо недавно наткнулась на исследования психиатров, после ознакомления с которыми ещё больше пожалела безответно влюблённого суицидника Г. С. Ж.

"Болезнь! Маниакальная идея!" - воскликнул бы какой-нибудь психиатр, доведись ему пользовать Г. С. Ж.

Впрочем, нет. Поклонника Веры Николаевна, как и "бедную Лизу", "юного Вертера" и многих других персонажей мировой литературы, причислили бы к группе страдающих любовной зависимостью (аддикцией).

Да, господа хорошие. То, что Г. С. Ж., сама Вера и генерал Аносов без сомнений признают любовью, нынче трактуется яйцеголовыми как отклонение, душевная болезнь. А вот отношения Веры с мужем (сама она говорит о них как о дружбе, в которую перешла былая страсть) считаются... любовью. НОРМАЛЬНОЙ ЛЮБОВЬЮ.

И стало вдруг очень обидно за "наивных", далёких от теорий современных мозгоправов писателей. Само собой родилось стихотворение "Не то припишут аддикцию".

Люби, только не всерьёз,

Не то припишут аддикцию.

А если ты - в море слёз,

То жди от врача дефиницию.

Гранатовый тот браслет

Упал под топор мозгоправа.

Страдаешь уже много лет.

Писатели явно не правы...

И это, нет, не любовь.

Зависимость это, понятно?

Приподнимаешь бровь?

Тебе это неприятно?

Люби, только не всерьёз.

Научат тебя душеведы,

Как не утонуть в море слёз.

Зачем тебе эти беды?..


Рецензии