Начало пути

Сохраню здесь на память оба фильма.

"Начало пути" смотрела раньше, уже после того, как прочитала повесть-сценарий Ивана Охлобыстина "Там, где восток".

Сейчас редко читаю сценарии, потом неинтересно фильмы смотреть. Но тогда именно так получилось.

В первые годы в Беларуси меня волновала эта тема: церковь в оккупации. Очень хотелось разобраться, а не так много было информации, вот и нашла в том числе и этот сценарий, а потом и фильм.

Помню, что сценарий мне интереснее фильма показался. Воплощение неплохое, но чего-то не хватило. Хотя сейчас пересмотрела фильм и вижу, что не хуже "Попа", а больше на эту тему, церковь в оккупации, по-моему, ничего и не снимали.

Сюжет у Охлобыстина попсовый, то есть вместо трагедии боевик с мистикой, но искупалась эта попсовость неофитством автора, кто из нас не был неофитом?

Сюжет такой: в Эстонию приходят сначала советские войска, потом немецкие. И мирный священник Михаил Ридигер оказывается меж двух огней вместе со своей семьёй: женой и сыном Алексеем.

Все  Ридигеры под своими именами, а насчёт остального не проверяла достоверность. У одного священника немцы убивают матушку, и он становится партизаном, подкладывает о.Михаилу взрывчатку в портфель, того не проверяет охрана на входе в лагерь.

В лагере о. Михаил успевает крестить не только бывших советских людей, но и начальника лагеря из древнего рыцарского рода ( Михаил Ефремов неплохо сыграл), после чего того немедленно убивают партизаны, а священника- партизана отправляют на переговоры с немцами.

Там ему отрубает руку садист, но наивный о.Михаил впоследствии чуть этого садиста не упустил. Возмездие неминуемо, деваться партизанам некуда, командира отряда исповедует перед смертью бывший белогвардейский офицер, ныне священник ( не спрашивайте, откуда он взялся), и втроём ( согрешивший насилием священник с отрубленной рукой, священник-белогвардеец и советский партизан) погибают, их сжигают немцы в храме, а Ридигеры спасаются на мотоцикле, хорошо, что мальчик Алёша умеет водить мотоцикл! И видел на Валааме таинственного старца, который спросил его, кем он хочет быть, и мальчик ответил, что или священником, или мотоциклистом.

Подозреваю, что при жизни патриарха Алексия фильм прошел незамеченным по причине своей попсовости вкупе с малобюджетностью, хотя на мой вкус сочетание этих двух составляющих скорее в пользу фильма говорит, это всё-таки не многомиллионные вампуки Михалкова ("великое кино о великой войне").

И мысль авторов достаточно ясно выражена: священник и война, священник и насилие - две вещи несовместные.

А "Нога" - это ещё более ранний фильм, один из первых про "афганский синдром". Не видела его раньше и с удовольствием посмотрела на Охлобыстина с Мамоновым, играющих родных братьев. Действительно, похожи!

Музыка не понравилась, хотя замысел понятен, вроде как рояль в немом кино. Сюжет взят у Фолкнера, в его рассказе действие происходит в ПМВ, но русскому зрителю и переделанный под афганскую войну он прежде всего напоминает о гоголевском "Носе".

Удивительно сейчас смотреть эти старые фильмы из 90-х. Насколько тогда визуально проще и человечнее было российское кино. А чем дальше в лес, тем больше дров вместо леса, в смысле - одни красоты и пропаганда вместо человеческого содержания.

Вот это сочетание пропаганды и гламура в одном флаконе в нынешнем кино теоретически мне понятно: сейчас и в еде химические добавки внутри и красивая упаковка снаружи служат той же цели.

Хлеб и зрелища для массы должны приносить прибыль, а как ещё заработать, если не на суррогатах?

Но на практике не перестаю поражаться деградации хотя бы того же Охлобыстина. Начинал-то не хуже Михалкова...


Рецензии