17. 02. 23 г. Роман-отражение исторических событий

     История становления и развития государства США продолжительностью примерно в 250 лет полна кровавых, трагических событий. Это войны за обретение территорий с коренными жителями, в результате которых цивилизации индейцев практически были уничтожены. Затем шла целая череда военных конфликтов за обладание колониями между соперничавшими на континенте европейскими странами.
     Какими видели происходившие процессы и как изобразили их писатели? Старейший из них, американский романтик Джеймс Фенимор Купер (1789-1851 гг.) с детства был наслышан о войне колонистов против индейцев. Став писателем, он описал эти события в пяти своих романах о Кожаном Чулке. Второй роман пенталогии «Последний из могикан», написанный в 1826 году,  отражает период борьбы за территории между Францией и Великобританией в 1757 году, автор возвращается к событиям минувшего века.
     Противоборствующие страны вступают в союзнические отношения с индейцами. Гуроны, ирокезы становятся союзниками Франции, защищающей в войне за колонии Канаду. Симпатии автора на стороне Великобритании и англичан, воюющих с французами, проявляющими жестокость и коварство.
Герой романа Натаниэль Бампо, сын колонистов  (в романе его зовут Соколиный глаз, Длинный карабин), отважный охотник, английский разведчик, и его друзья-индейцы Джо Могикан (Чингачгук), прозванный Великим Змеем и его сын Ункас (Быстроногий Олень) пытаются спасти двух дочерей английского полковника  Мунро–Кору и Алису. Благородные делавары (могикане) и белый охотник ведут девушек по пути спасения, проявляясь воинами более ловкими, умелыми, сообразительными, умеющими ориентироваться в лесах гораздо лучше английского майора, который не готов к прямому столкновению с ирокезами. Впрочем, и стреляют они из ружья метко и быстро.
      В романе английские военные сдают форт под честное слово победителей, обещавших сохранить жизнь и достоинство тех, кто уходит из крепости. Но при этом французы натравливают на них индейцев-ирокезов, гуронов, своих союзников, которые устраивают побоище и грабеж, не щадя никого. Писатель   изображает гуронов, ирокезов корыстными, жестокими. Захватив в плен девушек, майора Хейворда Дункана и Давида Гамута (псалмопевца),  они реагируют только на обещания получить выкуп в форме пороха, денег, оружия, наград и «огненной воды». Когда индейцы напали на тех, кто вышел из форта, срывали с женщин украшения, грабили оставленные жилища. И уж совсем отвратительно выглядит враг Соколиного Глаза и его друзей гурон Магуа.  По-другому представлены в романе делавары и могикане: они доброжелательны, отважны, мудры, у них есть понятие гордости и чести, хотя они также снимают скальпы с врагов.
   Для романтиков это характерно: герои благородные и отвратительные. Это касается и изображения английских офицеров. Полковник Мунро – нежно любящий, страдающий отец, благородный воин, человек чести. Таков и майор Дункан, влюбленный в Алису – смелый, решительный, преданный, честный. О «благородстве» британцев мы говорили в прошлый раз. Потомки французов, ныне живущие в Канаде, равно как и англосаксы, проживающие в США, усвоили от своих предков родовые черты.  При этом в романе много того, что интересно юным читателям – приключения, красивые девушки. Романтическое чувство возникает не только у Дункана к Алисе, но и между Ункасом и Корой, старшей дочерью Мунро, рожденной от жены- метиски.  У книги грустный финал – гибнут юные герои. Разведчик и его друзья рисковали собой, чтобы спасти Кору из рук Магуа, но гуроны по приказу вождя убивают и Кору, и Ункаса, сына Чингачгука, последнего из могикан. Однако, прежде всего, в данном случае обращение к роману Джеймса Фенимора Купера продиктовано стремлением увидеть процесс колонизации Америки.
     В советское время романы Фенимора Купера с интересом читали, они были экранизированы и шли с большим успехом в кинотеатрах. В этих фильмах  играл индейцев югославский актер Гойко Митич. Многие любят этот жанр – вестерн, к нему относятся и фильмы по романам Майн Рида и других американских писателей. Автор книги показал безжалостное уничтожение туземцев и захват их территорий. Индейцев, как рассказывает последний могиканин, спаивали, хитростью захватывали их земли. Об истории коварного, пагубного воздействия на индейцев говорит индеец-гурон Магуа, враг англичан, который со злобой и жестокостью мстит пришедшим на территории индейцев белым. В наши дни, обнаруживая проявления США, в России порой удивляются, но в литературе мы узнаем эти характерные черты.
      Таким образом, возникают широкие возможности для сравнения происходившего в Америке и в России. «Русские переселенцы и воеводская администрация устанавливали плодотворные и мирные контакты с местными сибирскими племенами, не посягая на их жизненный уклад и не истребляя их, как это методично делали испанские и португальские конкистадоры и «цивилизованные» англичане на американском континенте. Немаловажным обстоятельством было и то, что русские люди привнесли в этот регион свои традиции соседской (территориальной) общины с мирским самоуправлением, в рамках которой происходила естественная и безболезненная инкорпорация местных сибирских племен в невиданный доселе «русский мир» (studopedia.ru›.)
       Россия, захватывая территории даже с помощью оружия, население не уничтожала, а присоединяла, сохраняя территорию проживания, вероисповедание, язык и культуру. Народы входили в Россию, осознавали русскую культуру, приобщались к новому образу жизни, хотя государство стремится и к сохранению их традиционного уклада. В 2010 году мне довелось ехать в поезде из Москвы в сторону Бреста в одном купе с женщиной-чукчей, которая отправилась в гости к дочери, живущей в Белоруссии, вышедшей там замуж. Не секрет, что для меня это было нечто необычное, но попутчица оказалась образованной и приятной. Очень быстро я ощутила наше внутреннее сходство, нашу общность. И наша страна сильна и богата благодаря разным народам, ее населяющим. И во время Великой Отечественной войны, и во время СВО северные народы России, которые в глубокой древности имели общие корни с североамериканскими индейцами, как и их далекие предки, были меткими охотниками, и потому становились успешными снайперами, защищавшими нашу общую страну.   В современном мире осталось как наследство от индейцев много застывших памятников былой культуры и внешних элементов (татуировки, прически), хотя носители этих элементов не осознают этого. Из прошлого этих народов так много потеряно, и ныне об этом так же можно судить по литературе.


Рецензии