О связи монг. savar с суваром в кайтаге
Мы сомневаемся в результативности попыток найти в кайтагском Суваре (Хазин) некий чувашский языковый след. Во-первых это центральный аймак прикаспийских гуннов (хонов), которые там находились раньше всяких "сабир". Пприсхождение сабир спорно до сих пор- самодийцы, иранские номады, тюрки с языком типа совр. чувашского.
В халха-монг. САВАР "лапа, когти", "плоские грабельки для сбора чего-л.", в неодобрительном значении -"лапы" (зверя). САВАРДАХ "схватывать когтями, царапаться, бить лапой".
Почему мы считаем монг. термин более подходящим? Потому что регион дербентского прохода несёт на себе следы указания на "фильтрационный пункт".Кроме того, академик Бартольд В.В. вообще считал кайтагцев народом, перешедшим с одного из монгольских языков на даргинский. По отцовской линии происхождения они самая близкая родня горско-аварского населения Дагhестана.И на всём протяжении их истории неизменно именно кайтагские правители вступали в династические союзы с аварскими нуцалами. Известный аварский нуцал Уммахан Аварский вообще был на более чем 90% кайтагцем. "Хонзан" иранских хроник в Прикаспии, -это как раз кайтагский регион. Кайтаго-Табасаран всегда вообще поставлял лучших бойцов. Кайтагские уцмии-влиятельнейшие, авторитетнейшие средневековые хозяива на юге Дагhестана. Внешние генетические связи у кайтагцев, аваров и кубачинцев совпадают: уйгуры КНР, хазара и узбеки Афганистана. Кроме того, в результате антропологических исследований, проведённых ещё в советское время антрополог Гаджиев свидетельствовал, что "из десяти детей детского сада, как миниму один кайтагский ребёнок обнаруживает слабые признаки монголоидности". Эти признаки, впрочем, заметны и среди взрослого кайтагского населения в наши дни. Кайтагцы чаще всего- коренастые, физические здоровые и с незначительнй монголоидной примесью. Американский ориенталист Омельян Прицак и сам этноним "кайтаг" (кайлан) считал протомонгольским.
Свидетельство о публикации №223021801115