О монг. происхождении осет. soliag
Кроме этнонима Alpan/ Aghouan имелся ещё этноним Solpan. Конструкция та же - указывающая на какой-то не дошедший до нас язык, бытовавший некогда на территории современного Дагhестана. Уточним, что носитель антропонима ( фамилии, прозвища?) Solpan был родом из Кайтага (Хамзин, Сувар) то есть Прикаспийской зоны,связанной с обитавшими там Верканскими хонами/ Прикаспийскими гунами.Но если окончание "-an" присутствует в иранских языках как показатель множественного числа, то в каком конкретно языке присутствует или присутствовала концовка "-pan/-ban/-wan"? Очевидно, что это речевая особенность какого-то одного языка или группы родственных языков. По крайней мере, в нахско-дагестанских языках ничего подобного нет. Осетинское же Soliag в буквальном переводе на русский - " солский", где основа Sol указывает на Дагhестан.
Чеченское обозначение кавк. аваров (и шире - дагестанцев) взято, на наш взгляд, из осетинского языка. Никакой семантики ни в чеченском, ни в осетинском нет. Дагестанские историки не были бы дагестанскими историками, если бы не нашли в нём связь с хунзахцами. А как без них? Это же их любимое занятие- вырывать Хунзах из общеаварской среды и ставить его над ними. По их мнению, это якобы Салатавия, с чем мы не совсем согласны.Одной Салатавией здесь не обойтись для объяснения ситуации
В монг.,латинском и др. языках первое, что приходит на ум, это обозначение "солнца", "факела", "метеора" и т.п. Есть ещё арабское salib-un "крест". В общем, этот этноним - подарок для желающих истолковать его как угодно. В самом же аварском sal "песок". Всё. Больше никакой зацепки.
Известным носителем антропонима с указанием на именно этот этноним был, однако, КАЙТАГЕЦ АНТУАН СОЛПАН- ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РИМСКОГО ПАПЫ В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ (В КАЙТАГЕ ДО ИСЛАМА ИМЕЛ МЕСТО ФАКТ ПОПУЛЯРНОСТИ КАТОЛИЧЕСТВА). Первым делом следует обратить внимание на суффикс "-пан" в антропониме "Solpan". Он идентичен с тем, что фиксируется в этнониме Alpan/Alban. Здесь,вероятно,проявилась особенность какого-то недошедшего до нас языка.Одна и та же конструкция задействована "-pan/-ban". Знал ли этот деятель, что в арабском "салиб" - крест (в иврите что-то вроде "цевель"), возможно, знал, а может и нет- арабы ему были точно ни к чему. Царство SUL с какими-то правителями с исконно сяньбийским титулом "каган" источники указывают на вост. берегу Каспия (напротив Дагhестана), но мы ничего не хотим об этом писать.раскапывать. Нам просто лень этим заниматься. Кому это надо пусть сами ищут Царство SUL. Их дагестанские историки сразу записали в "тюрки" раз у них титул "каган", а больше никакой "тюркскости" не просматривается.
Разгадку даёт аварская диалектная лексика - СОЛЧИ "человек тухума", т.е. "близкий, родственник" и здесь всякие "метеоры, солнце, факелы" неуместны.
В соседней Чечне фамилиями указывающие на дагестанское происхождение являются "Сулаевы" и "Автархановы/Автурхановы" (Ауар-тархан).
Халха-монг. САЛАА "ветвь, разветвление, отрасль", голын салаа "приток реки",салаа моьчир/салбар "отрасль", модны салаа "ветвь дерева", САЛААЛАХ "ветвиться, разветвляться", САЛАНГИД "отдельный, обособленный",САЛАХ "расходиться, разлучаться",САЛБАР "отрасль, область, ветвь,отделение, часть, секция". Хуьннуьгийн ордны салбар "Отрасль Дома Хунну".
Ещё один вариант, который обязаны привести так как он тоже имеет отношение к понятию "родня" это СУЬЛЖЭЭ "сплетение, сеть", СУЬЛЖИХ "сплетать, плести".
Это всё, что мы имеем на настоящий момент. Первый вариант- САЛАА укаладывается с прицельной точностью, второй - СУЬЛЖЭЭ- тоже возможен, но при дополнительных уточняющих находках, напр. в лексике нахско-дагестанских языков.
Свидетельство о публикации №223021801219