Старые легенды

Когда появилась Домашка? Почему она так называется? Ответить на эти вопросы я пытался ещё в своей книге «Легенды и были Домашки», изданной в Самаре в 2014 году. Там приведено несколько легенд и версий о происхождении названия. Рассмотрены также и разные наименования: Никольская Слобода, Никольское, Домашкино, Дамашка, Адамашка… Стараясь не упустить ни одного варианта, привожу здесь выдержку из книги С. М. Табачникова «Его звали Дедушкой»:

«Село это основано переселенцами из центральных губерний России в середине восемнадцатого века. Многие семьи приехали сюда из слободской Украины, отчего и говор пошёл певучий, с украинской примесью. И называлось село поначалу официально «Слобода Никольская», но умный составитель описания этой местности добавил в скобках: «Домашка тож». Кто и почему назвал село Домашкой, не запомнили люди. А догадок на сей счёт много. Сказывают, что один из переселенцев с Украины, покрутив ус, сказал, остановившись здесь:
- Ось и нова домашка наша. Туточки и заживём.

Людям понравилось слово «Домашка». Уж очень оно уютное, уж очень отзывалась в нём тоска по родным местам, жажда своего, наконец-то, дома…».

Вспомним, что названная книга – документально-художественная повесть, в которой автор вполне может допустить и приукрашивание, и выдумку. Да и нового в приведённой им версии тут практически нет. И помещается она здесь лишь для полноты картины.

Есть много других версий происхождения названия села. Одну из них Фёдору Прохоровичу Антонову якобы рассказывала его бабушка, которую сельчане называли турчанкой. Дед Антон привёз её с Крымской войны.

«Рассказывать бабуля была мастерицей, она и поведала Фёдору старую-престарую легенду. Дескать, давным-давно жила здесь девушка, которую звали Домашкой. Смелой, бесстрашной росла она. Стреляла из лука, владела копьём и мечом, лихо скакала на лошади. Ни в чём не уступала она своим сверстникам-мальчишкам. С годами расцвела её красота. Однажды,как сказывается в легенде, пришла беда лихая. Подобно чёрной туче двигались из степей кочевники. Счёту им не было. Все на конях. Задумали они покорить русских поселян. Пришлось жителям бросить мирный труд и встать на защиту родного края. Все, стар и млад, взялись за оружие. И на общем сходе дружинники единодушно выбрали своим вожаком храбрую Домашку.

Вихрем наскочили кочевники, но их встретил град стрел. Много врагов замертво попадало на землю с разгорячённых коней. Озлобел враг, сделал второй, третий налёт. Таяли силы поселенцев. Сошлись противники врукопашную. На поле брани слышались звон мечей, треск ломающихся копий, ржание коней, стоны раненых. Бесстрашно рубится Домашка, поражая своим острым мечом незваных поработителей. Около храброй девушки осталась небольшая горсточка верных друзей.

– Спасайся, мы прикроем тебя! – кричат они ей.

– Буду биться до последнего дыхания! За мной!

Задумали кочевники взять Домашку живой. Один из них клубком подкатился ей под ноги. Навалились враги ей на плечи. Скрутили, связали. Долго глумились они над отважной русской девушкой, но она не просила пощады, глаза её горели ненавистью. А в ответ на предложение одноглазого верзилы выкупить её в наложницы Домашка плюнула в сторону нечестивого. Рассвирепевшие кочевники привязали на шею девушки тяжёлый камень и бросили в безымянную речку, которая с тех пор зовётся Домашкой».

Эту легенду записали со слов старожилов села школьный учитель истории, неутомимый энтузиаст, краевед и создатель сельского музея Николай Дмитриевич Ишин и преподаватель истории сельского профучилища Анатолий Ильич Маслов. Они не только записали, но и по возможности литературно обработав легенду, поместили её в музее. С неё и начиналась музейная экспозиция. Она как бы открывала музей.

В несколько расширенном виде эту легенду приводит в своей книге «Восхождение» и Ю.А. Смоляков. В ещё более расширенном и полностью переработанном виде легенда помещена в моей книге «Легенды и были Домашки».

В той же книжке, кроме основной «Легенды о храброй Домне», приводится ещё несколько ( не менее пяти) других легенд о происхождении названия села. И суть их не только в героизме бесстрашной Домны. Есть и другие. Например, от фамилии первых переселенцев Домниных. Или от прозвания отставных казаков – «домашей», не подлежащих призыву на службу по возрасту и потому сидящих дома. Есть легенда о караване с дорогими парчёвыми заморскими тканями («Адамашка»). Есть даже версия о том, что было две девушки (Домка и Машка) и название села составилось из их имён.

Примечателен вариант и о том, что Домашкой звали пленную турчанку, которую русский солдат взял в жёны и вёз домой. Интересный момент! В своей книге С.М. Табачников пишет о том, что дед Ф.П. Антонова привёз себе жену-турчанку с Крымской войны. Это совпадение? Или автор книги, для большей художественной выразительности, перенёс легенду на бабушку Фёдора Прохоровича?


Рецензии