Школа непокоренного города

Моей бабушке, Елизавете Ивановне Шумиловой, Защитнице блокадного Ленинграда, посвящается...

Этот сценарий будет интересен самодеятельным и профессиональным коллективам, как урок мужества.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СЦЕНАРИЯ

Школьный театр «Пушкин» МБОУ "СОШ № 45 им.Г.К.Жукова" г.Калуги начал свое существование 19 ноября 2021 года. Тогда еще не было слаженной команды и ничего не было. Но было сильное желание сделать что-то очень вдохновляющее об истории нашей Родины. Листая исторические документы и справки в интернете я, конечно, искала материал о детях, героях Великой Отечественной. И вот наткнулась на анонс одного из Петербуржских новостных блогов. В нем говорилось, что 27 января 2022 года в Петербурге будет открыт памятник блокадному учителю, а к сценарию я приступила еще до нового года 2022. Конечно, это историческое событие не могло не взволновать и не натолкнуть на идею создания будущего спектакля.
27 января в нашей стране отмечается день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 1944 года. Моя бабушка была блокадницей и часто рассказывала мне о том, как они выживали, как гасили зажигалки на крышах, у нее была медаль – «За оборону Блокадного Ленинграда». Бабушка, Елизавета Ивановна Шумилова одна из тех, которой удалось эвакуироваться по Ладожскому озеру. Блокадный Ленинград – это часть истории моей семьи.
Я еще маленькой девочкой, слушая воспоминания моей бабушки,  словно сама участвовала и переживала события того времени. А теперь всё удалось воплотить в композиции «Школа непокоренного города».
Чтобы помнили и не забывали, чтили память тех, кто подарил нам жизнь!

Художественный руководитель школьного театра "Пушкин" – Вероника Владимировна Мерк

P.S. Сценарий включает в себя видео-звуковую партитуру. По всем вопросам видео и звуковых материалов обращайтесь к автору.

==========================
Премьера состоялась 6 мая 2022 года. Композиция была показана на различных площадках, в том числе на Всероссийском фестивале практиков социальных театров, в Музее Победы на поклонной горе.
АННОТАЦИЯ:
Композиция о детях и учителях блокадного Ленинграда. О том, как учителя великой идеей сбережения школы во имя детей, становились для них вторыми родителями. О том, как дети наравне со взрослыми отстояли город и не сломились, не смотря на все ужасы голода, холода и ночных бомбежек. А еще о том, как вера, сила духа и любовь к Родине делает народ непобедимым.
 
==========================

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Современная учительница (Далее - Учитель 1)
Учительница ВОв (Далее - Учитель 2)
 
Девочка с мячиком
Таня Савичева
 
Мушкетёр
Маленький мушкетер
 
Мальчик из хора
 
Защитница Ленинграда
Главнокомандующая
Официальный представитель
 
Дети сначала современные, потом времен Великой отечественной войны
Защитницы

===========================

На заднике – экран для видео-проекции. Видео – иллюстрирует основные события, создает атмосферу, является неотъемлемым участником действия.
На сцене перед экраном стоит ряд венских стульев спинками в зрительный зал.
Стулья будут перестраиваться участниками действия, то в оборонительную стену, то в развалины, то в зрительный зал.
Слева на сцене стоит журнальный столик с патефоном – музыка, как связующее звено с прошлым, как машина времени. Около столика – стул для современного учителя.
В зрительном зале справой стороны сидят ученики-артисты.

СЛАЙД_ 001 «Школьная доска, на которой мелом написана тема урока: «Школа непокоренного города»

Звенит звонок на урок. Ученики встают. Входит Учительница 1.
Поднимается на сцену.

001_МУЗЫКА_Звонок на урок (до конца)

Учитель 1. Здравствуйте, дети, садитесь! Тема нашего урока «Школа непокоренного города».

Блокада Ленинграда… СЛАЙД_002

Страшно вспоминать о тех суровых испытаниях, которые пришлось пережить жителям непокоренного города.
В прошлом году наша страна отмечала памятную дату начала блокады. 8 сентября 1941 года фашистские оккупанты окружили кольцом Ленинград. СЛАЙД_003
Но в течение 900 дней и ночей ленинградцы держали оборону и не сломались не смотря на все ужасы голода, холода и ночных бомбежек.
Во время блокады погибли около полутора миллионов человек. Сегодня в Петербурге немало мест, которые хранят память о тех страшных днях. СЛАЙД_004
Пискаревское мемориальное кладбище, СЛАЙД_005
обелиск «Городу-герою Ленинграду», СЛАЙД_006
Монумент героическим защитникам Ленинграда и многие другие памятные места. А 27 января 2022 года СЛАЙД_007 в честь 78-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады открыт памятник блокадному учителю.
В те тяжелейшие годы они не только учили детей, но и спасали их от голода, холода, делились последними продуктами, забирали к себе домой. Блокадные учителя совершили подвиг. Но не менее отважно проявили себя и школьники. Они отстояли Ленинград наравне со взрослыми…

Опять война,
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.

И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда —
Не права!

Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна...

/Воронов Ю.П./

Учительница садится на стул. Заводит патефон. Звучит “Довоенный вальс”.

008_ВИДЕО «Довоенный вальс_Левитан» (до конца)

Слушает. На экране видеоряд иллюстрирующий довоенное время. Учительница обращает внимание на экран. Подходит к экрану ближе и, как бы оказывается в том времени. На сцену из-за кулис, ей навстречу выкатывается мячик, учительница поднимает его. За мячиком выбегает девочка из «того» времени. Внимательно смотрит на учительницу, как будто узнает, берет мячик. Бежит кв сторону сидящих в зале учеников-артистов, зовет их жестом, увлекает за собой. Учительница 1 смотрит вслед убегающим детям. Выходит Учительница 2, как будто ждёт кого-то. Учительница 1 встречается с ней взглядами. Появляются молодые люди из того времени и приглашают обеих на вальс. Танцплощадка заполняется танцующими парами. Сцена превращается в танцплощадку.
Среди танцующих есть и дети, занятые своими делами.

Внезапно обрывается вальс.
Звучит голос Левитана, объявляющий о начале ВОв.
Все танцующие замирают, слушают.

009_ВИДЕО_До свидания Мальчики (до конца)

Дети выстраивают из стульев коридор-дорогу в сторону экрана, на котором мы видим кадры проводов, начало войны, рыдания женщин.
На танцплощадке пары стоят обнявшись, как перед расставанием навсегда.

Девочка с мячиком.
Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значит - против нас.
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Все, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих -
Ничего!

Пары уходят со сцены, разделившись, расставаясь.
010_СЛАЙД «Окна крестами»
Учитель 2. Через два с половиной месяца после начала войны замкнулось блокадное кольцо.

011_СЛАЙД «Бомбежка»
011_МУЗЫКА  «Бомбежка»

Дети выстраивают полукругом стулья, как оборонительную стену.
Появляются девушки в военной форме (защитницы), они выносят детям одежду.
Дети одеваются в теплые вещи. На сцене суета, хаос.

Учитель 2. В Ленинграде вместе со взрослыми осталось 400 тысяч детей, младенцев и подростков. Мы их хотели сберечь в первую очередь, укрывали от обстрелов и бомбежек.  Забота о детях нам давала особую силу, поднимала на труд и на бой, потому что спасти детей можно было, только отстояв город…

Выходит с автоматом в руках Защитница Ленинграда, она становится перед выстроенной баррикадой, за которой одевающиеся спешно в теплую одежду дети.
Защитницы и две учительницы становятся с ней рядом, образуя непроходимый ряд. 011_музыка (стоп)

012_МУЗЫКА «Защитницы»
012_СЛАЙД «Враги ломились»

Защитница Ленинграда.
Враги ломились в город наш свободный,
Крошились камни городских ворот.
Но вышел на проспект Международный
Вооруженный трудовой народ. 013_СЛАЙД

Он шел с бессмертным
возгласом
в груди:
— Умрем, но Красный Питер
не сдадим. 014_СЛАЙД

Защитницы выстраивают из стульев баррикаду, переворачивая их.

Красногвардейцы, вспомнив о былом,
Формировали новые отряды,
И собирал бутылки каждый дом
И собственную строил баррикаду.
И вот за это долгими ночами
Пытал нас враг железом и огнем.015_СЛАЙД

— Ты сдашься, струсишь, — бомбы нам кричали, —
Забьешься в землю, упадешь ничком,
Дрожа, запросят плена, как пощады,
Не только люди — камни Ленинграда.

Защитницы опять образуют непроходимую стену, загораживая детей, уже одевшихся, беспомощно прижавшихся друг к другу.

Но мы стояли на высоких крышах
С закинутою к небу головой, 016_СЛАЙД
Не покидали хрупких наших вышек,
Лопату сжав обугленной рукой.

...Настанет день, и, радуясь, спеша,
Еще печальных не убрав развалин, 017_СЛАЙД
Мы будем так наш город украшать,
Как люди никогда не украшали.

Защитницы.
Мы будем так наш город украшать,
Как люди никогда не украшали. (уходят стремительно за кулисы)

Дети.
Мы будем так наш город украшать,
Как люди никогда не украшали.
/О.Берггольц/

018_МУЗЫКА. Воздушная тревога
018_СЛАЙД. Воздушная тревога

Учитель 2. Дети, все в укрытие!

Защитницы выносят стопки перевязанных книг. Отдают стопки детям. Дети садятся на них, скрываясь за баррикадой. С ними вместе – Учительница 2.

Выходит главнокомандующая. 018_стоп

019_МУЗЫКА _ Эвакуация Тихвин
019_СЛАЙД Тихвин ЖД

Главнокомандующая. Железнодорожная станция Тихвин является стратегическим пунктом дороги жизни. Через неё для Ленинграда перебрасываются эшелоны с войсками, боеприпасами и продовольствием, а на большую землю эвакуируются сотни тысяч ленинградцев и оборудование ленинградских предприятий.
020_СЛАЙД Тихвин дети
Детей из блокадного Ленинграда вывозим, используя все возможные средства. Но не всем удается спастись. Станция регулярно подвергается массивным бомбардировкам немецкой авиации. 021_СЛАЙД Тихвин Бомбежка
Самая ужасная бомбардировка произошла 14 октября 1941 года. Здесь было два последних эшелона с детьми из Ленинграда.
Кроме того, были эшелоны с ранеными красноармейцами, с боеприпасами, бензином. Немцы бомбили станцию, чтобы перерезать дорогу. Эшелоны взорвались, станция горела, здесь был просто ад. Дети сильно обгорели, они ползли и ковыляли, умирая от боли. Фашисты бомбили около шести часов.

Главнокомандующая разворачивается к экрану.
На экране слайды иллюстрирующие события, описанные в стихотворении
«Тихвин, 14 октября 1941 года», Анатолия Молчанова

022_МУЗЫКА_Тихвин стихи (до конца)
022_СЛАЙД_Тихвин Дети

Они были уже далеко от блокады –
Вывозимые в тыл ленинградские дети.
Где-то там, позади артобстрелов раскаты,
Вой сирен, стук зениток в прожекторном свете,
Надоевшие бомбоубежищ подвалы,
Затемненных домов неживые громады,
Шёпот мам на тревожном перроне вокзала:
"Будет всё хорошо, и бояться не надо!..."
А потом путь по Ладоге, штормом объятой, 023_СЛАЙД_Путь по Ладоге
Волны, словно таран, били в баржи с разгона.
Наконец, твёрдый берег – уже за блокадой!
И опять пересадка, и снова в вагоны. 
Они были уже далеко от блокады, 024_СЛАЙД_Снова вагоны
Всё спокойней дышалось спасаемым детям,
И стучали колёса: "Бояться не надо!
Бояться не надо! Мы едем! Мы едем!"
Поезд встал, отдуваясь, на станции Тихвин.
Паровоз отцепился, поехал пить воду.
Всё вокруг, как во сне, было мирным и тихим...
Только вдруг крик протяжный за окнами: "Воздух!" 025_СЛАЙД_Воздух
"Что случилось?" – "Налёт. Выходите быстрее!.." –
"Как налёт? Но ведь мы же далёко от фронта..." –
"Выводите детей из вагонов скорее!.."
А фашист уже груз сыпанул с разворота.
И опять свист и вой души детские рвали, 026_СЛАЙД_Бомбежка
Словно дома, в кошмарной тревог круговерти.
Но сейчас дети были не в прочном подвале,
А совсем беззащитны, открыты для смерти.
Взрывы встали стеной в стороне, за домами.
Радость робко прорвалась сквозь страх: "Мимо! Мимо!"
И душа вновь припала к надежде, как к маме – 027_СЛАЙД_К маме
Ведь она где-то рядом, неслышно, незримо...
А над станцией снова свистит, воет, давит,
Бомбы к детям всё ближе, не зная пощады.
Они рвутся уже прямо в детском составе.
"Мама!.. Ты говорила: бояться не надо!.." 022_Музыка (стоп) 028_СЛАЙД_Чемодан

Главнокомандующая.  При эвакуации детей в результате бомбёжек, как в городе, так и в пути потери за весь период блокады составили, от 120 до 160 тысяч, в том числе, пропавших без вести. Эвакуировать удалось 1 миллион 376 тысяч ленинградцев.

029_МУЗЫКА_Не должны забывать (до конца)
029_СЛАЙД_Памятник погибшим в Тихвине, 14 октября 1941 года

Учительница 2. (встает, обращаясь к спрятавшимся детям, те встают, смотрят на нее) У времени есть своя память – это история. И мы должны помнить.

Учительница 1 выходит с маленьким свертком на руках, это ребенок.

Учительница 1. Мы не имеем права забывать трагедии войны, чтобы они не повторились вновь.

На сцену выходят защитницы. Они образуют одну шеренгу, соединяющую кулисы. Передают бережно ребенка из рук в руки. Уходят.

Учительница 1. У меня в руках документ, который рассказывает о мужестве, проявленном учителями и школьниками блокадного Ленинграда. Он свидетельствует о силе духа и разума, которым обладали люди того времени. Русского человека никогда и ни за что не сломить врагу нашей родины.

030_МУЗЫКА_Обучение детей
030_СЛАЙД_Обучение детей

Учитель 2 и ученики выносят стопки книг из-за баррикады,
ставят их перед ней, садятся. Это их класс в бомбоубежище.
Достают листочки и карандаши, пишут.

Официальный представитель. Не смотря на суровую обстановку фронтового города, Ленинградский городской комитет партии и Городской Совет депутатов трудящихся приняли решение продолжать обучение детей. В конце октября 1941 г. 60тыс. школьников с 1 по 4 класс приступили к учебным занятиям в бомбоубежищах школ и домохозяйств, а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели еще более 30 тыс. учащихся. (уходит)

031_СЛАЙД_Школа

Учитель 1: В условиях Блокады необходимо научить детей преодолевать трудности и лишения. И ленинградская школа с честью справлялась с этой трудной задачей. Занятия проходят в тревожной обстановке. Нередко во время урока раздается вой сирены. Это значит - началась очередная бомбежка или артобстрел.

032_СЛАЙД_Бомбоубежище

Ученик 1. Тогда мы быстро и организованно спускаемся в бомбоубежище. Там занятия продолжаются.

Учитель 2: Уроки веду по-новому. Ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома; помогаю им в классе.

Ученик 2: Мы не ведем никаких записей в тетрадях. Температура 2-3 градуса ниже нуля. Классы не отапливаются, даже чернила замерзают.

Ученик 3. Мы жмемся к раскрытой дверке печурки, ежимся от холода, а мороз струей рвется из-под дверей, пробегает по всему телу. Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно.

033_СЛАЙД_Школа

Учитель 3: Рассказывать надо интересно. Ох, как это надо! У детей столько тяжелого на душе, столько тревог, что слушать тусклую речь не будут. И показать им, как тебе трудно, тоже нельзя.

Учитель 2. Детство этих ребят наполнено опасностью, горем, болью, смертью, бомбежками и голодом. Это дети, которые вместо игрушек ждут писем с фронта, это те, чьим первым словом было слово «страшно» вместо слова «мама». (дети отдают написанные письма Учителю 2) Письма детей на фронт…  Во многих письмах нет даты и нет указания адресата.

034_СЛАЙД_Дорогой папочка

Ученик 1: «Дорогой папочка! Я сейчас больной. Поздравляю тебя с Новым Годом, желаю тебе здоровья, у меня будет ёлка. Приезжай скорее. Мамка тоже больна очень. Я уже умею читать. Пиши мне только печатными (буквами). Ты немцев видел? Я б их всех поубивал. Целую крепко. Твой Юра».

035_СЛАЙД_Передай бойцам
 
 Ученик 2: «Папа, передай бойцам горячий привет. Боритесь ещё сильнее там, на фронте, а мы будем здесь, в тылу, учиться на „отлично“! Папа, передай бойцам Красной Армии наш Октябрьский привет! Пока! До свидания! С приветом всем. Папе от Инны»

036_СЛАЙД_Дорогой учитель

Ученик 3: «В дни, когда Вы, дорогой наш учитель, Александр Константинович, не щадя своей жизни защищаете каждый метр советской территории, мы клянемся учиться на „хорошо“ и „отлично“, быть дисциплинированными, помогать фронту. Только вы, дорогие защитники Родины, громите ненавистного всему советскому народу врага. Пусть он знает, что в наших пионерских сердцах горит великий костер ненависти к нему»

Учитель 2.  Блокадное детство. Это особый мир, со своими трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей. 

037_СЛАЙД_Дневник Тани
037_МУЗЫКА_Дневник Тани

Учитель 1. Дневник четырнадцатилетней ленинградской девочки Тани Савичевой - один из грозных обвинений фашизму, один из символов блокады.
Таня (рассказывает).  На момент объявления войны мы с семьёй жили в Ленинграде. Моя старшая сестра – Нина однажды не вернулась с работы. Мои родители подумали, что она погибла. Однако, на самом деле она была эвакуирована со своим предприятием. Но в наследство от неё мне досталась её записная книжка (начинает показывать). Она исписана замечаниями, но, с другой стороны, я начала вести дневник. Первая запись появилась очень быстро.
(Читает) «Женя умерла 28 декабря, в 12:30 часов утра 1941г. Сестра погибла в своей квартире на Моховой улице». Она работала на заводе, слишком далеко от дома. Женя оказалась истощена и замёрзла. Меньше чем через месяц я открыла его снова. «Из жизни ушла моя бабушка Евдокия». «В марте скончался Лёка. Он тоже погиб от дистрофии». «Дядя Вася умер 13 апреля, дядя Лёша погиб 10 мая». Спустя три дня не стало и мамы. Я не смогла написать, что она умерла. (отдает дневник Учителю 1) Вскоре, мне пришлось написать туда последнюю запись. 037_МУЗЫКА_(стоп)

Учитель 1. (читает из дневника). «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Учитель 1 накидывает белый палантин на танины плечи – это её крылья.
Таня улетает. Дети прощаются с Таней.

038_МУЗЫКА_Прощание
038_СЛАЙД_Прощание

1-ый: Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых. Только черные точки.
«Умерли все». Что поделать? Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.

2-ой: Жутко и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.

3-ий: Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.

Учитель 1. Таня Савичева погибла в 1945 году. 038_МУЗЫКА_Прощание (увести)

Выходит официальный представитель с елкой и коробкой с ёлочными игрушками в руках.

Официальный представитель. В школах блокадного Ленинграда объявлены каникулы.
Дети. Урааа!!!

039_МУЗЫКА_Каникулы
039_СЛАЙД_Каникулы

Дети и Учитель 2 наряжают ёлку.

Учитель 2. В незабываемые январские дни, когда всё взрослое население города голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это стало настоящим большим праздником.

Ученица 1. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Дети ели медленно и сосредоточенно, не теряя ни крошки. Они знали цену хлебу, на обед дали суп-лапшу, кашу, хлеб и желе, все были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти.

Ученик 2. Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. Это было очень хорошее угощение!

Из стульев Защитницы выстраивают зрительный зал, лицом к экрану.
Дети любуются наряженной елочкой.
Учительница 2 собирается вести детей в театр.

Учитель 2. Для учащихся начальных и старших классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Были показаны спектакли "Дворянское гнездо" и "Овод".
Дети идут в театр. Раздеваются в гардеробе. Рассаживаются на стулья.
Маленький мушкетер. Сюрпризом для нас было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. А в Большом драматическом театре нам показали спектакль …
Все дети. "Три мушкетера". 039_МУЗЫКА_(увести)
040_ВИДЕО “Три мушкетера” (до конца)
Дети и Учительница 2. смотрят на экран, где идет сражение мушкетеров.
Из-за кулис, защищаясь, выскакивает Мушкетёр.

Маленький Мушкетер: Дядя мушкетер, а на войне страшно?
Мушкетёр: Страшно, но мы справимся. Ведь надежда - есть последнее, что угасает в душе человека.
Маленький Мушкетер: Дяденька мушкетёр, а вы нас всех защитите?
Мушкетёр: Конечно, мой друг! Но и вы не сдавайтесь.  Мужество всегда вызывает уважение, даже если это мужество врага. Все, кто сейчас борется за мирное небо над головой уже герои. Даже вы, сидящие здесь…

Смотрящие на экран дети оборачиваются, следят за диалогом.

Маленький Мушкетер:  Что же это получается… я что, тоже мушкетёр?
Мушкетёр. Ну конечно! (отдает шпагу) Вы очень многое делаете для победы. Вы верите в нас! (Мушкетёр убегает в зрительный зал, кричит мальчику) Главное верь, и победа придёт очень скоро.
Мушкетёр исчезает. Маленький Мушкетер кричит ему в след.
Мальчик: Вот увидите, скоро мы победим и создадим свою команду мушкетёров, будем помогать всем, кому нужна наша помощь!

041_МУЗЫКА_Призыв
041_СЛАЙД_Призыв

Дети (хором). Мы будем так наш город украшать, как люди никогда не украшали!

Дети надевают галстуки. Организуются на работу.

Пионер 1: Прожить в блокадном городе невозможно без упорного, повседневного труда. Нужно ухитриться так распределить силы, чтобы их хватило не только на семейные, но и на общественные дела.
Маленький Мушкетер. Отряды пионеров пусть разносят почту по домам.
Пионер 3. А жители домов пусть ждут, когда во дворе прозвучит горн. Это будет означать, что надо спускаться за письмом.
Пионер 4: А еще мы будем пилить дрова и носить воду семьям красноармейцев.
Пионер 5: А мы с девочками будем чинить белье для раненых и выступать перед ними в госпиталях.

042_СЛАЙД_Госпиталь

Дети с помощью Учительницы 2 выстраиваются в хор
для выступления перед ранеными солдатами в госпитале.
Защитницы выстраивают из стульев зрительный зал в палате напротив хора.
Медсестры выводят раненых, усаживают их на стулья.
К раненым выходит Учительница 2 041_МУЗЫКА_Призыв (увести)

Учитель 2. Дорогие защитники нашей Родины, перед вами выступит наш школьный хор!

Дети поют под управлением Учительницы 2 “Вставай, страна огромная!”
Припев подхватывают раненые и медсестры.
Картина замирает, как при стоп-кадре.

Мальчик из хора. (выходит на середину)
В палате выключили радио,
и кто-то гладил мне вихор...
В зиминском госпитале раненым
давал концерт наш детский хор.
Уже начинать нам знаки делали.
Двумя рядами у стены
стояли мальчики и девочки перед героями войны.

Они, родные, некрасивые,
с большими впадинами глаз, и сами жалкие, несильные,
смотрели с жалостью на нас.
В тылу измученные битвами, худы, заморены, бледны,
в своих пальтишках драных были мы для них героями войны.
 
О, взгляды долгие, подробные! О, сострадание сестер!
 Но вот:
«Вставай, страна огромная!» - запел, запел наш детский хор.
Запел бурят на подоконнике, запел сапер из Костромы.

Солдаты пели, словно школьники, и, как солдаты, пели мы.
Все пели праведно и доблестно -
и няня в стареньком платке, и в сапогах кирзовых докторша,
забывши градусник в руке.
Разрывы слышались нам дальние, и было свято и светло...
Вот это все и было
Армия.
Все это Родину спасло.

Мальчик из хора отступает к экрану.
Защитницы выносят надетый на шпаги красный транспарант.
К мальчику под транспарант подходит и весь хор детей с Учительницей 2.

043_МУЗЫКА_Вставай страна огромная
043_СЛАЙД_ Вставай страна

Главнокомандующая. Весной 1942 года в опустевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они стали станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы, артиллерийские и реактивные снаряды. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками, мы для них изготовили деревянные подставки.

044_СЛАЙД_ Не уйду пока не выполню

Когда в канун прорыва блокады на предприятия стали приезжать делегации из фронтовых частей, бывалые солдаты глотали слезы, глядя на плакатики над рабочими местами мальчишек и девчонок. Там было написано их руками:

Дети (хором). Не уйду, пока не выполню норму!

Главнокомандующая уводит за собой транспарант, раненых и медсестер.
На сцене остаются дети и учительница 2. Один из мальчиков достает листок бумаги из кармана, разворачивает, садится и смотрит на рисунок. Дети с Учительницей 2 окружают его.

045_СЛАЙД_Дети
045_МУЗЫКА_Что ты нарисовал

Учитель 2: Что ты нарисовал?
Ученик: Это война, вот и все, а посередине булка. Больше не знаю ничего.
046_СЛАЙД_Памятник Блокадному учителю
Учитель 1. Блокадные учителя совершили подвиг. Но не менее отважно проявили себя и школьники. Они отстояли Ленинград наравне со взрослыми…045_МУЗЫКА_(увести)

Учительница 1 переворачивает пластинку на другую сторону. Играет «Солнечный круг». Дети и все участники поют песню, выходят на поклон.
047_СЛАЙД_Школа непокоренного города


Рецензии