глава 17

   
    ((В сентябре 1953 года на пленуме Ц.К. К.П.С.С. глава государства, Н.С. Хрущёв выступил с докладом о состоянии дел в сельском хозяйстве. Были указаны причины и недостатки. Всё ещё в стране не хватало хлеба. Сельские производители, в том виде, в каком они существовали на данном этапе, не имели возможности увеличить поставки  сельскохозяйственной продукции в закрома Родины. Главой государства была поставлена задача:- в кратчайшие сроки  освоить пустующие земли, и за счет новых площадей увеличить сбор зерновых. В кулуарах политбюро ходило мнение, что прежде, чем начать масштабное освоение целинных и залежных земель, необходимо было создать мощный тракторный парк, построить дороги, складские помещения, приёмные пункты, ремонтные станции. Но глава государства принял решение, - приступить к делу незамедлительно, -  уже с тем, что имелось  в стране.
    Были сформированы отряды добровольцев. Комсомольцы и рабочие со всей страны единодушно откликнулись на призыв партии и правительства. В Казахстан и Сибирь пошли эшелоны с людьми и техникой. Местным жителям  было не под силу в одиночку справиться  с поставленной задачей.
    Эпоха новых преобразований коснулась и Благовещенского района Алтайского края
    Началась целинная эпопея.))

    В ноябре 1953 года состоялось внеочередное заседание бюро партийной организации Благовещенского района. Были приглашены председатели колхозов и директора совхозов. Первый секретарь зачитал правительственную директиву. Сельским руководителям была поставлена задача, - к весне отыскать на своих территориях, либо на территориях к ним прилегающим, - земли  под  по вспашку,
согласно утверждённого плана.
     Зимним январским утром следующего дня Николай Шевченко отправился в районный центр на совещание по своей линии с докладом о принятых мерах по межеванию земель под целину. Дарья его проводила у ворот молча. С выяснением отношений решила погодить.
    Разыгралась метель. Это Николая не остановило. Он всё ещё был не согласен с решением руководства района. По прежнему стоял на своём. Всё ещё надеялся решить вопрос в одностороннем порядке, и отстоять земли колхоза «Рассвет» от вынужденной вспашки.
    Вот уже третий месяц шла тяжба между колхозом «Рассвет» и районным руководством. Сверху давили, приказывали, требовали незамедлительно исполнения и подчинения. Но до сих пор представить карту межевания он не смог. Председатель колхоза Сидор Прокопьевич Лазаренко первым затеял эту игру. Он его поддержал. Не оставил одного в  стороне.

    ((До всеобщей коллективизации землю обрабатывали на быках и лошадях. Зерновые жали сначала серпами. Позже - косами, жатками, лобогрейками. Колосья укладывали  в снопы,( в ручную, а позже сноповязкой), которые укладывали для просушки в скирды прямо в поле. Когда снопы подсыхали, их свозили  на ток в закрытые помещения (риги). Молотили цепями, ручными молотилками. Затем сухое зерно веяли в ручную. Лопатами зерно подбрасывали в вверх. Полова и лёгкий мусор уносило ветром. Ну, а те, кто был побогаче, обрабатывал зерно веялками, приводимые в движение паровыми агрегатами.
    Однако многие еще годы, колхозы пахали землю по старинке. И жали хлеб по старинке.))

    В колхозе «Рассвет» подобная веялка имелась. Но паровой агрегат вышел из строя, его заменил трактор «У-2». У него имелся вал отбора мощности. На него на шлицы насаживали метровый шкив, который за счёт ремённой передачи приводил в движение веятельный агрегат. Трактор «У-2» для колхоза был незаменим. Он выполнял много функций. Им пахали землю, сеяли зерно. К нему цепляли жатку, - ту же конную лобогрейку. И он мог тянуть их сразу три, заменив сразу шесть лошадей. С его помощью на подборщике «П. К.-1,6» собирали  летом сено в копна. Но трактор в колхозе был один. И в целом, по большому счёту, большой погоды не делал. Многие работы приходилось делать по-прежнему вручную.
    Вот почему так настойчиво предлагалась колхозам сельскохозяйственная техника. И они рады были её взять в нужном количестве, и ручной труд заменить механизмами. Да цена стояла большая. И не каждый колхоз мог позволить себе такую роскошь.
    Было очевидно, что на территории колхоза «Рассвет»  земель под целину в наличии не имелось. Все лучшие земли были уже вспаханы. Остались сенокосные угодья и пастбища, которые трогать было нельзя. Ещё были солончаки, - бедные, пропитанные солью земли от которых было мало толку. Их в расчёт не брали В противном случае, лишившись сенокосных угодий, колхозный скот мог остаться без корма. А если отдать под целину пастбище, то скот будет больше негде пасти. как кроме на сенокосных угодьях. И где тогда брать сено для скота в зиму?
    Этот вопрос неоднократно поднимался на правлении колхоза «Рассвет». Думали так, и этак. Ничего хорошего не получалось. Агроном, Виталий Павлович Стрепетов к  этому делу подошёл основательно. Он предоставил карту  угодий, принадлежащих колхозу «Рассвет». С его слов, как ведущего специалиста,  получалось, что если не будет уже другой возможности, и всё-таки колхоз будет вынужден отдать пастбище под целину, - то будет ли в этом прок? Плодородный слой там небольшой. Всего несколько сантиметров. Дальше помесь песка с глиной. Первые два-три года, возможно  и будет какой-то урожай. Затем поля зачахнут. Придут в негодность. Солонец выйдет наружу. И колхоз останется в итоге ни с чем.

   (( Справка. ( прим. автора)
    Село Яготино образовалось в бескрайней Кулундинской степи неподалеку от солёного озера Кучукского. Источником жизни для него стало озеро. Но первые поселенцы ошиблись. Это было не озеро, а ляга, которая пополнялась каждый год талыми водами. Ляга была внушительных размеров. И ни кто не думал, что она когда-нибудь высохнет. Люди по незнанию, либо от жадности позарились на богатую здешнюю растительность, опахали со временем вокруг неё все земли. Талые воды перестали пополнять лягу. И она высохла.
    То же самое произошло и с озером Плотава. Раньше было два озера: - Большая Плотава и Малая Плотава. Они между собой соединялись. Теперь Малой Плотавы нет. Осталась Большая Плотава. Но это уже не озеро с чистой водой. Скорее болото.
   То  же самое произошло с лугом неподалеку  от  молочного комбината, по правую сторону от железной дороги.
   То же самое произошло с Кипренской поляной на землях  совхоза «Новый путь». Это был луг. Раздолье для скота. На нем было две ляги. Одна крупная, - глубокая. Другая  помельче, за лето высыхала. Первая  никогда не высыхала. В ней всё лето купалась ребятня (в том числе и ваш покорный слуга).
    А водоканал? Он на сотни километров глубоким рвом пересёк Кулундинскую степь. Кто-то посчитал, что воды  реки Оби принесут изобилие в степь. Были затрачены большие средства. Построены насосные станции. Поливные земли оборудованы мелиоративными дренажными системами. Всё напрасно. От этого урожая не стало больше. Экология заметно ухудшилась. Солонец стал поедать землю.
    И это всё был плод освоения новых земель. Плод непродуманных решений в одном только районе.
    На первый взгляд небольшая потеря. Россия матушка, страна большая. И это как бы всего лишь капля в море. И ни кто не был застрахован от ошибок. А морщин на её лице, от чего-то становилось больше.


Рецензии