Камни для любования - суйсеки

 


                Суйсеки – камни для любования
 

Кроме ханами, не менее популярна в Японии традиция созерцания камней. В истории мировой цивилизации камни всегда были тесно связаны с жизнью людей независимо от места их проживания. Но представления об их утилитарных и эстетических свойствах у разных народов всегда были разные.
 
С незапамятных времен красота камней, их изящество, разнообразие, прочность, завораживали и пленили древних людей. Камни ассоциировались с постоянством, вечностью, долголетием и бессмертием.
 
В Японии испокон веков камни играли особую роль в культовой символике, где они одухотворялись, становились объектом поклонения, веры и эстетического наслаждения естественной природной красотой.
 
Поэтому в древней японской культуре «любования» важное место занимают так называемые «камни для созерцания» - суйсеки, дословно это камни, обработанные водой (suiseki, суй - вода, секи - камень).
 
Так в Японии называют миниатюрные, природные камни, которые образуются естественным путем, воплощая в себе и символизируя красоту, гармонию, силу и величие природы. Это связано с отношением японцев к этому материалу как к самому совершенному творению природы.
 
Такое трепетное и почтительное отношение японцев к камням вполне объяснимо, ведь Страна восходящего солнца расположена на островах вулканического происхождения. Большая часть территории занята горами, да и вся жизнь коренного населения с глубокой древности всегда была связана с горами и камнями.
 
Сформированные под длительным воздействием ветра, дождя и времени, многие камни приобретают форму и вид, напоминающие естественную окружающую нас природу и природные пейзажи.
 
Наиболее популярные суйсеки, которые похожи на горы, скалы с водным потоком, острова в океане, дома, водопады, фигуры животных или человека.
 
Особо ценятся камни с рисунком, напоминающим хризантему, поскольку именно этот цветок является важным культурным и историческим символом Японии.
 
Существуют камни, форма которых не ассоциируется с конкретным объектом, а может представлять собой абстрактную фигуру. Однако строение таких камней, их текстура или патина (налет времени) пробуждают особые чувства, необычные эмоции или образы. За время существования этого искусства японцы создали подробную классификацию форм и видов суйсеки.
 
Как правило, суйсеки находят в горных реках и ручьях, вдоль береговой линии морей и океанов, в застывших потоках вулканической лавы, где они сформировались под воздействием сил природы и времени.
 
Искусство суйсеки также базируется на эстетических воззрениях дзен-буддизма. Практически все виды искусств, в которых практикуется дзэн, несут в себе признаки естественности и случайности и стремятся к гармонии между красотой и простотой.
 
Суйсэки можно считать квинтэссенцией канонов, определяющих развитие национального искусства Японии. Здесь легко усмотреть большинство основополагающих принципов японской эстетики.
 
Камни, не тронутые молотком скульптора, а сохраняющие в полной мере свой природный вид, не служат реальной картиной сущего, но лишь намекают на какое-то явление или изображение.
 
Незавершенность образа открывает бесконечные возможности для фантазий и личной трактовки автора. Наиболее подходят для этих видов искусства камни, чья расцветка как бы пробивается из глубины на поверхность, как будто внутри камня находится источник света.
 
Камни для созерцания -  суйсеки полностью соответствует дзенским понятиям прекрасного, которые японцы называют ваби-саби - «скромная простота», «дух простоты».
 
Ваби — красота бедности, суровая простота, шероховатость и одновременно изысканность. Саби – прелесть старины, печать времени.
 
Кроме того, по мнению древних буддийских философов, в суйсеки соединяются две стихии - ян, вечно подвижная, живая, текучая вода, обладающая творческой энергией и инь - неподвижный, затаённый, как будто «уснувший» навеки камень.
 
Суйсэки есть союз этих двух элементов. Их вечное объятие, взаимопроникновение, тысячелетнее взаимовлияние и взаимопроникновение в процессе естественного обтачивания и размывания.
 
Суйсеки — это постижение природы и наслаждение ею в камне, который является прибежищем духа Ками. И в японской, и в китайской мифологии леса, скалы, водопады, горы и долины считались домами духов Ками.
 
В японском синтоизме духом Ками обладает каждый предмет, а составляющие этого предмета в свою очередь также наделены Ками. Таким образом, весь предмет, каждая его частичка, каждая песчинка, каждый атом наделены своей духовной силой.
 
Именно из этого в японской эстетике, культуре и искусстве возникает любовь к созданию миниатюрных произведений, как в искусстве, так и в природе.
Для западной культуры суйсеки являются относительно новым, но довольно быстро развивающимся видом искусства. Найденные суйсеки помещают на специальные подставки, создают композиции, после чего они становятся настоящим произведением искусства, украшением жилого пространства и источником наслаждения и вдохновения для человека.
 
Одним из ключевых аспектов данного вида искусства является способность суйсеки пробуждать воображение и находить в суровых, причудливых формах камней гармонию, природную красоту и наслаждаться ею.
 
Камни, которые мы вообще крайне редко замечаем, безгранично мудры и готовы делиться своей мудрость с каждым, кто умеет видеть, слышать не только ушами и глазами, но и сердцем.
 
Они могут научить молчанию, терпению, спокойствию, созерцанию, бесконечности мироздания. Очевидно, что как у многих вещей у каждого камня есть своя история, душа, свой характер, свое предназначение и свой безмолвный путь, как и у самого человека
 
Внешняя эстетика и гармония камня – лишь способ познать суть мироздания и душу природы. Конечно, каменное безмолвие – не более чем иллюзия, но в ней может быть скрыта вековая мудрость.
 
Суйсеки являются прекрасным элементом оформления интерьера и используются для созерцания, медитации, и способствуют развитию воображения, духовного очищения, внутреннего осознания и просветления.

 


Рецензии