Мысли о старости

     У Фрейда я нашёл интересную цитату (не знаю, как она оказалась – неразборчиво записанная карандашом – на каком-то маленьком листочке в виде закладки в одной из книг, которую я так или иначе перелистывал или читал). Вспоминаю, лишь то, что когда-то она особенно заинтересовала меня, но из каких источников я её выписал, – до сих пор не могу сказать:

     «У каждого человека есть желания, которые он не сообщает другим, и желания, в которых он не сознаётся даже самому себе».

     Сейчас мне кажется, что если в этом высказывании, похожем на афоризм, слово «желания» заменить словами «мысли о старости», то она, эта цитата может звучать так:

     «У каждого человека есть мысли о старости, которые он не сообщает другим, и мысли о старости, в которых он не сознаётся даже самому себе».

     Не знаю, насколько оригинальна эта подмена, но эту видоизменённую цитату Фрейда, обладающую, как мне кажется, определённой универсальностью, мне захотелось обдумать.

     По-моему, в первую очередь, она может говорить о потаённости в нас этих самых мыслей о старости. По крайней мере, до сегодняшнего дня что-то останавливало меня говорить об этом открыто. Мне казалось при этом, что кто-нибудь может увидеть во мне проявление слабости, мой «образ» в чьих-то глазах потускнеет. Хотя я никогда не выстраивал какого-то своего «образа» в отношениях с людьми и не стремился к какому-то «блеску» себя самого, а просто старался вести себя как можно натуральней, естественней.

     А во вторую очередь... Мне думается, что эту видоизменённую цитату можно спроецировать на каждого из нас. Хотя это всего лишь моё предположение...


Рецензии