Монахи - вечные спутники Бога

    Совсем неважно, сколько раз они возвращаются в мир на служение.  У них  задача -  позвать людей в Небо.  Несчетное число  раз им приходится спускаться в самые темные закоулки планеты и  выносить  на свет  ослабевших и ослепших. Они говорят с каждым на его языке, чтобы потом, когда исчерпается страх встречи с ними,  научить своему. Монахи – вечные спутники вечного Бога. Из жизни в жизнь, из вне времени -  во время и обратно. Рёкан, возможно, приходил в последний раз в 1758 году… Но разве можно быть в этом окончательно уверенной? Я вот задумалась: может быть, он пришел для того, чтобы не забывали  учения Эйхей Догэна? А ведь забыли так надолго… Практически на пятьсот лет. Кто из них учитель? Кто - ученик? Человеческий ответ известен. А Божий – нет…

                ЧИТАЯ ЗАПИСИ ЭЙХЕЙ ДОГЭНА.

Хмурым весенним вечером, около полуночи,
Когда дождь со снегом брызгал на стволы бамбука в саду,
Я захотел как-нибудь облегчить свое одиночество,
Но это было никак невозможно.
Рука потянулась назад, к записям Эйхей Догэна.
На столике под раскрытым окном
Я возжег благовония, зажег светильник и спокойно читал.
Отбросить тело и ум – это просто прямая истина.
В тысяче поз, в десяти тысячах обличий дракон играет с жемчужиной.
Его понимание превыше обусловленных структур
Счищает грязь текущего момента;
Стиль великого мастера древности отражает образ Индии.
Помню, как в прошлые дни я жил в монастыре Энцу
И мой покойный учитель рассказывал о «Глазе Истинной дхармы».
В то время мне представился случай сделать полный поворот.
И вот я попросил разрешения прочесть этот текст и глубоко его изучил.
Я остро почувствовал, что до того времени
Зависел только от собственной способности.
После этого я оставил учителя и странствовал.
Есть ли какие-нибудь взаимоотношения между Догэном и мною?
Повсюду, куда бы я ни шел,
Я от всего сердца практиковал глаз истинной дхармы.
Дойдя до глубин, дойдя до средства – сколько раз?
Внутри этого учения никогда не было ни одного недостатка.
Так я глубоко изучил труд мастера всех вещей.
И вот когда я беру «Записи Эйхей Догэна» и пересматриваю их,
Их настрой не вполне гармонирует с обычными верованиями.
Никто не спросил: жемчужина это или камешек,
И пять сотен лет они скрывались в пыли
Всего лишь потому, что ни у кого не было глаз, чтобы узнать дхарму.
Для кого же расточалось все его красноречие?
Мое измученное сердце жаждет древних времен и печалится о нынешних.
Однажды вечером я сидел у светильника
И слезы лились рекой.
Они омочили записи древнего будды Эйхей.
Утром старик сосед пришел в мою ветхую хижину,
Он спросил,  почему отсырела книга.
Я хотел заговорить, но смолчал в глубоком смущении,
Ибо в крайнем расстройстве ума невозможно дать объяснение.
Я на время опустил голову, потом нашел слова:
«Ночью дождь прошел сквозь крышу и смочил мой ящик с книгами».

                Перевод Дэниэла Лейтона и Кадзуаки Танахаси.

Монах Рёкан, поэт Рёкан, будда Рёкон… Детская искренность и чистота… Мир давно смеется над такими. И пусть.

    Я в эту зиму  перечитываю  древних отцов нашей Православной  Церкви.  И вот ведь что удивительно. И Восточные -  Догэн, и Рёкан и христианские учителя   -  Исаак Сирин,  Ефрем Сирин и многие-многие вечные спутники Господа жили здесь, на Земле, в очень тяжелые исторические времена. В жестокие времена. Войны были абсолютно естественной, оправданной человеческой моралью. Потоки крови, несправедливости, варварства и тьмы делали людей  больше похожими на хищных животных.  Но ни у одного из авторов я не нашла даже намека на жалобы,  на  осуждение исторического вандализма. Когда читаешь их труды, создается впечатление, что они жили в избранной ими бедности, практически в нищете, но  в раю. В том раю, который принесли в себе на Землю, чтобы поделиться этим светом с людьми. Проверьте меня, почитайте. Все тексты о  любви, о прощении, о  милосердии, об упорстве в практиках, о верности избранному пути. Вокруг них царил хаос и смерть, а внутри них улыбалась Вечность. И учения они доносили совсем не насаждая, не поучая с высоты личной святости, а разъясняя: отчего человеку лучше быть человеком, а не зверем. Чем выше к Небу, тем скромнее… И добро творили тайно, не напоказ. И похвалы от людей не ждали. И наград не просили. Кто-то мерз среди снегов, кто-то изнывал от зноя в пустыне, но ни одной жалобы по поводу житейских трудностей от них современники не слышали. Разве что Рёкан сказал: «Мое измученное сердце жаждет древних времен и печалится о нынешних». Но разве это можно отнести к жалобе? Это боль  любви, в которой его современники тогда не видели никакой надобности.

   Говорят, что история развивается по спирали. Пусть развивается. Лекарство от последствий ее развития оставлено очень давно и на все времена. Просто напомню: годы жизни Догэна 1200 - 1253 гг. У нас в 1236 году началось монголо-татарское нашествие. Седая древность... А лекарства все  те же... 


 


Рецензии
Какое чудо Вы написали! Особенно в начале, про "позвать людей в Небо". Удивительные и такие точные слова!

Тэми Норн   19.02.2023 11:43     Заявить о нарушении
Спасибо большое за Вашу доброжелательную рецензию. И простите, что не сразу ответила. Я была в отъезде. С теплом и уважением,

Юрико Ватари   26.02.2023 23:01   Заявить о нарушении