Solpan, Alpan имели суффикс -hwa?

В этнонимах alpan/aghouan мог быть представлен хотаносакский элемент "человек, персона" (hve, huvand - "man") или "свой" (hya, hvai). В хотаносакском языке частотность употребления "hv" довольно высока. Не исключено, что схожее явление мы видим в самоназвании андийцев- "кванал/хванал" (hon "село"),в авестийском, чеченском, монгольском hv-/huv- "свой". Одной из особенностей понятия "сам/свой" в ряде языков (включая готский и английский) является его переход в значение "хозяин, владелец,обладатель". То же самое мы встречаем, напр., в иврите, где сегодня малоупотребительное и не во всех словарях представленное hon - "богатый", baal hon "богач", возводимое специалистами в производное от HU/HVA "сам" и т.п.. 

Что же касается оронима Салатавия, то здесь явное соответствие с ивритским SELA "скала", при ав. диал. SEL "крутая скала, скалистая гора, крутые сенокосные склоны, выступ горы". У нас есть предположение о связи этого термина с понятием "лестница, крутой подъём с уступами". Мы не сомневаемся, что "сильвы, живущие по всему челу гор" античных источников о кавказской Албании, это и есть указание на ав. диал. sel и ивр. sela. Просьба отметить, что никто до нас подобной этимологии для племени "сильвов" источников о Кавк. Албании не предлогал. Никакие кандидаты наук и доктора наук ДНЦ РАН ничего об этом не писали и нам абсолютно не на кого ссылаться, кроме как на данные словарей. Желающим представляется возможность поддержать нашу этимологию и развить эту тему. По крайней мере с "сильвами" Кавк. Албании вопрос точно решён на основе ав. диалектной лексики. Осталось лишь понять с чем могло быть связан компонент -ban/-pan/-wan.


Solpan, Alpan имели суффикс hwa(n)?

В прошлой статье "О монг. происхождении осетинского Soliag" мы обратили внимание на странное оформление этнонимов Alpan, Solpan одной и той же конструкцией -pan/-ban/-wan. Такой суффикс озадачивает, так как в нахско-дагестанских языках он отсутствует. Его нет также и в других языках. Получается так, что осетинское Soliag "солиаг" переводится как "солский", где Sol указывает на Дагhестан и всё это офоормляется как Solpan в антропониме кайтагца Антуана Солпана- представителя Римского Папы в Золотой Орде. При этом в аварском диалектном -  ключ к этимологической разгадке - СОЛЧИ - "человек тухума". Что же касается САЛАТАВИИ, то этот ороним легко можно увязать с ав. SEL "крутая скала, скалистая гора, крутые сенокосные склоны, выступ горы" с безошибочным совпадением с ивр. Sela "скала".

Возникает резонный вопрос, а не хотаносакское HV- ли это? В предположительно хорезмийском заимствовании в аварском  схожий элемент представлен со значением "свой", так ав. ХВАСАР "освобождение" на самом деле в хорезмийском означало "своя голова" и всё слово- "хвасар" переводилось как "свобода". Дело в том, что элемент "hv-" присутствует как в монгольских языках, так и хотаносакском (он там очень активен). Есть он и в чеченском. Значение- "свой, собственный" и т.п. Так, напр., мы знаем о хорезмийских "холиатах", название которых отразилось в русском языке как "Хвалынское море" (Каспий).

В китайских хрониках холиаты, вероятно, "зап. Hua/Hoa". Считается (см. Британскую Энциклопедию), что это было политическим (но не этническим) самоназванием т.н. "иранских гуннов" (эфталитов). Средневековый афганский Ahuan/Ohuan раньше носил название War-Waliz и некоторые исследователи видят в нём Awar-Waliz ("город аваров"). Мы также знаем о реконструкции маньчжурских "вухуаней" как *Axuan, т.е. лингвисты предпологают, что китайское WUHUAN могло звучать подобным образом в языке оригинала.

Важно то, что в этом ареале мы фиксируем подобные лексические единицы, где присутствует HWA. В европейских языках такие фонетические особенности были свойственны готскому языку. В латинских транскрипциях готских текстов этот согласный передаёт специальная графема в виде сочленённого "h" и "v". Ороним "Хотан" в китайском Синьцзяне также графически записывается как Hvatan. В Хотаносакском hya,hvai,hivama означало "own", hve, huvand "man", hvandi "of a man".

По крайней мере, мы не знаем больше никаких языков из морфологических особенностей которых можно было бы извлечь ту конструкцию которую мы видим в случае с этнонимами Alpan и Solpan, поэтому нельзя исключить, что в обоих случаях представлен элемент со значением типа "человек" или "свой". Так, "hvi", "hva" могло дать на местной почве "-pan/-ban". Педположительно, это могло выглядеть так: Agh-HVan/Al(p)-HVan (агъван/албан), Sol-HVan ("солпан"). В кубачинском мы, например, имеем самоназвание в виде "Агбухъан" (за детальную точность не ручаемся). Имеет ли отношение к нашей теме последний пример мы не знаем, но видим по крайней мере что-то похожее. Сюда же и самоназвание андийцев "кванал/хванал" при андийском hon "село".

За отсутствием какого-либо другого факта, позволяющего пересмотреть наши взгляды мы придерживаемся этой версии.

19.02.2023


Рецензии