В тайном обществе

 Это было в 1950 году, в Красноярске. В маленьком частном домике моей бабушки Тамары Ивановны Фёдоровой, в котором она жила с тремя детьми - Татьяной, Аидой и Игорем. В ту самую сталинскую эпоху, когда ссылали и расстреливали за подозрительный анекдот и неудачную в политическом отношении фразу. В том самом домике, где на стене висел портрет Генералиссимуса. Однажды, кстати, дети играли в мячик в единственной комнате домика и случайно разбили портрет. Тамара Ивановна, придя с работы и увидев это, завернула портрет в газету, перевязала бечёвкой и ночью потихоньку унесла к мусорным бакам. А потом купила новый портрет и его снова повесили на то же самое место. Детей она не ругала, потому что любила свою семью больше всего на свете, а идеология у неё всегда стояла на втором месте. Да и за что ругать? Ведь они нечаянно...Что с них взять? Ребята.
 И вот в этом домике, у её дочки Аиды промелькнула однажды шальная мысль о создании тайного политического общества.
 Сказано- сделано. Нашлись сторонники-единомышленники. Одноклассницы Аиды по 28-ой школе: Рена Папина и Алла Терских. Обе из простых еврейских семей, но совсем не дуры, а очень порядочные девушки.
 Мама Аллы Терских работала в столовой поваром, она очень симпатизировала подруге своей дочки - Аиде и называла её по-еврейски Идочкой, хотя понимала, что "Идочка" не еврейка. Для Идочки она передавала гостинцы: то ватрушку какую-то, то пирожное. Они трогательно лежали в буфете и когда Аида приходила в гости, Алла ей говорила: "Вот, кстати, тебе мама передала".
 Эти девочки дружили с первого класса и очень доверяли друг другу. Да и Рена тоже входила в их компанию.
 Название тайного общества изобрела моя мама, тогда 16-летняя девушка: "ЗНЖ - Заря Новой Жизни".
 И девчонки принялись "заседать". Когда старшие были на работе, они собирались в домике Аллы и мечтали о какой-то новой жизни. Скучные комсомольские собрания, плохие учителя, подлые одноклассницы подвергались критике и вполне справедливой. На собраниях они читали труды Ленина и Маркса. Но, конечно, изредка и недолго. Что они могли понять в этих серьёзных толстых книгах?
 Но Маркс и Ленин придавали необходимую политическую окраску этим девичьим междусобойчикам.
 А потом они решили..."пойти в народ". Изготовили листовки "ЗНЖ" и расклеили по школе. В них была какая-то нестрашная, вполне в русле коммунистической традиции критика скучных и формальных комсомольских мероприятий, неинтересных уроков и хулиганских выходок других подростков.
 И это произвело фурор!
 В благопристойной женской школе все переполошились. Завуч устроила собрание, на котором гневно вопрошала у девочек:
- Кто устроил эту провокацию с листовками? Что это значит? Кто это сделал?
 Все молчали, как рыбы. Ведь никто ничего не знал, кроме трёх девушек. И даже листовки повезло наклеить быстро и незаметно. Все мялись и перемигивались.
 Окрылённые успехом и немного испуганные, участницы группы "ЗНЖ" вернулись домой. А дома,одна из них, по большому секрету, рассказала всё старшей сестре - Татьяне. И та была в ужасе.
 - Что ты, Аида,- говорила она - разве можно так рисковать? Это очень опасно! Брось всё это. Тебя могут и сослать, и посадить.
 Сначала мама смеялась и отшучивалась, но потом испугалась. На следующем собрании "ЗНЖ" было принято решение о роспуске организации.
 И по редкому везению, никто никогда ничего не узнал. Девочки окончили школу, поступили в институты и еще долго-долго "ЗНЖ" оставалась "тайной четырёх" - Рены, Аллы, Аиды и Татьяны, которая всех и спасла своим разумным отношением к жизни. Может это было и неромантично, но зато все остались живы и здоровы. И на свободе.
 
                3 января 2020 г.

(это продолжение цикла мемуарных историй, а первые две истории "Поросята" и "С листвой" опубликованы на моей странице)
 


Рецензии
Действительно странно, Сталин любил репрессировать, особенно детей. Вся моя родня и вся округа, где я родился тоже находились в те времена в какой-то аномальной зоне, никого не раскулачили, никого не сослали и ни разу не расстреляли. Все простые крестьяне и рабочие, работали, воевали, отстраивали страну после войны. И очень уважали Сталина, назло телевизору и журналу Огонек.

Николай Орлов 8   30.08.2023 19:03     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.