Картинки флотской жизни незабываемы - 3. ЭРДельтер

В конце мая это было. В конце мая 1976 года, когда ПКЗ-17 перетащили в Гремиху. Вообще-то говоря, она выполняла роль штабной, и казармы для экипажей. Там помещалось как раз два экипажа, для размещения остальных с другой стороны пирса стояла другая плавказарма. Как и полагалось кораблю, хоть и без винта, каждое утро распорядительный дежурный из своего "аквариума" командовал: - "На флаг и гюйс смирно!", ровно в 8 часов утра.

Для этого у дежурного был микрофон, и "горшок" (он же матюгальник, он же рупор, в просторечии), по правому борту закрепленный снаружи. Но это всё работало, пока стояли в Гаджиево. В Гремихе же казарму привязали левым бортом. Командир ПКЗ, целый старший лейтенант не сподобился перенести матюгальник на левый борт  и несколько дней по утрам очередной дежурный давал священную флотскую команду… бакланам - подравнять крылья и клювы, видимо. Бакланы, конечно же, слышали всё, но в ответ только обильно срали. В том числе, и на флотские традиции. И тут сподобилось заступить мне. Утром я бодро взял в руки микрофон, уверенный что на пирсе меня хорошо слышат, и рявкнул туда во всю мощь своих легких. Исполнив свой долг, занялся текущими делами.

Но в тот день на мое "счастье" начштаба дивизии Новиков решил встать пораньше, и вылез на верхнюю палубу подышать свежим воздухом, да и заодно посмотреть на утренний ритуал. Ибо мало что так бодрит с утра настоящего флотского начальника, как подъём Военно-морского флага.

Заветной команды он не услышал, вернулся в каюту, а поскольку обратный путь был как раз мимо меня, сказал мне лично:

-"Я тебя снимаю, ищи замену!"

-"За что?" - изумился я.

-"За то, что проспал и не дал команду!" - ответил он и ушёл, с чувством выполненного долга.

Ничего не понимая, я пошел к нашему помощнику командира, сообщил ему приятную новость, а сам отправился проверить матюгальник еще раз, послал мичмана помощника на пирс, а сам еще раз включил трансляцию. Мичман вернулся и сказал, что да, действительно не работает. Мы вдвоем вышли на верхнюю палубу и принялись искать "горшок". Поиски закончились провалом. И тут меня осенило, и мы пошли проверять правый борт, где и обнаружили этот акустический прибор. Все стало ясно!!! Разъяренный, я отправился разбираться с командиром ПКЗ, а найдя его, с порога высказал ему всё что я о нем думаю, в самых нелестных идиоматических выражениях. Напоследок же сказал, что его счастье, что начштабу первым подставился я, иначе бы неминуемо пострадала его жопа.

История этим не кончилась. После обеда, когда вся казарма удалилась на адмиральский час, я, всё ещё кипя благородным гневом и жаждой справедливости, пошёл в каюту начштаба с вопросом, почему за "косяк командира ПКЗ пострадал я? Начштаба уже нежился в коечке повернулся ко мне, и смачно рыгнув вкусным обедом, просто и довольно обыденно сказал:

- "Пошёл вон, лейтенант!"

На том разборки и закончились. Но! После этого случая он запомнил меня, и всякий раз, если он был с нами в море, сидя в центральном при моем появлении там, всенепременно глубокомысленно изрекал:

-"Ууууу, вот шкаф идёт!", а также прочие гадости, пытаясь, как говорится, острить тупым углом. Ну, я же не маленький тогда был - рост под 180 и вес под 90, спорт на пользу в училище пошёл. Чтоб с ним не встречаться, а ходить на приемы пищи всё равно ведь надо было через 3 отсек в офицерскую кают-компанию второго, я в морях сидел на одних ржаных сухарях, отчего потом страдал недельными запорами. Вот такая вот история.

Скажу больше. Я в морях мучился с обедами и ужинами, ещё и потому, что был в 3 -тьей смене на питание в кают-компании второго (отсека). А по общекорабельной трансляции у нас почему-то западло было приглашать очередную смену на приём пищи, ориентировался я по времени. Однако или придешь - уже всё убрано, или только сядешь за стол, как сытое начальство объявляет войну. Естественно, бежишь обратно в 8 -ой. Сколько я не уговаривал помоху перевести меня на бак в 9 -ый, так ничего не вышло!!! Не положено офицеру со старшинами питаться, и всё тут! Так что ещё и по этой причине я в морях сидел на баночных сухарях до изжоги. Заставить желудок работать нормально, удавалось уже только в базе. Да и то далеко не сразу. От бессонницы и переутомления кровь носом шла по нескольку раз в день. Кончилось все новокаиновой блокадой под хрящ в Гремиханском госпитале. Но это отдельная история.   

Да, совсем забыл добавить - Распорядительный Дежурный или РД (в народе "эРДельтерьер") это что-то вроде половичка на палубе флагманов, об который всяк кому не лень вытирал ноги, и посылал, как собачку исполнять всякие мелкие поручения, в основном позвать кого-нибудь по телефону. На плавказарме был один общедоступный телефон для офицеров штаба, который и стоял в будке РД. Свой телефон имел только комдив. Поэтому когда звонили кому-нибудь, РД шнурком бросался искать нужного человека, чтобы подошёл к телефону. И наоборот, если кому из флагманов надо было звонить, то он вваливался в будку, сгонял меня с моего стула и садился на телефон и так целый день, к вечеру гудели ноги и шумело в голове от всего этого.

Рассказал Вадим Калинин.

18.02.2023
.


Рецензии