Минисубмарины будущего

Как знают мои постоянные читатели, мне довелось в годы «холодной» войны и «горячей» вьетнамской служить на подводной лодке Тихоокеанского флота, и я имею за плечами одну боевую службы, или «автономку» на языке военных моряков.  Именно они знают, какой это стресс для всех членов экипажа. В море мы знали, что если поступит приказ, мы выпустим по врагу торпеду с атомным зарядом, и после взрыва которой у нас не будет шансов остаться в живых.

Поэтому бывших подводников не бывает. И я уже почти 50 лет после увольнения в запас продолжаю следить за всем, что происходит в военно-морских флотах в мире, и особенно в подплаве.  И когда мне на глаза в интернете попалась заметка о возможности создания минисубмарин с атомной ракетой, я заинтересовался ей, и изучив, нашел интересной и собирают познакомить с ней моих читателей.

Но вначале о современных ракетоносцах, на борту которых не одна, а больше десятка ракет с атомными зарядами, да еще в разделяющимися боеголовками, которые могут стереть с лица Земли несколько объектов стратегического значения или городов. Начну с недавно вошедших в строй ракетных подводных крейсеров.

Все корабли проекта «Борей-А» имеют подводное водоизмещение – 24 000 тонн, предельную глубину погружения – 480 метров, и рабочую – 400 метров. Экипаж – 107 человек, автономность – 90 суток, подводная скорость – 29 узлов. Вооружены они 16 ракетами Р-30 «Булава», торпедами калибра 533 мм и ракетоторпедами РПК-6М «Водопад». Все эти АПЛ отличаются тем, что имеют высокие маневренные характеристики и малую акустическую малозаметность.

Как появилась первая атомная подводная лодка с ракетами на борту?
Да, очень просто: в США, где к этому времени уже были построены быстроходные АПЛ, был использован проект атомной торпедной субмарины «Скипджек», в корпус которой попросту врезали 40-метровый отсек с 16 ракетными пусковыми шахтами. Вот так, в состав флота США в 1959–1961 гг. и было введено целых пять таких «лодок».

Похожие субмарины «Навага» были построены и у нас – в СССР, и вышло так, что именно такие подлодки, имевшие по 16 баллистических ядерных ракет на борту, стали для всех прочих образцом для подражания. Причём – очень даже надолго.

Хотя отметим, что самый первый запуск ракеты с подводной лодки был произведен именно у нас в стране в Белом море 16 сентября 1955 года. Но запущена была ракета Р-11ФМ с дизельной подлодки Б-67 (проект 611В) под руководством Сергея Павловича Королёва. И ракетные контейнеры на этих субмаринах располагались не в корпусе, а проходили через корпус и рубку. По-другому расположить их было просто нельзя из-за небольшого размера этих лодок. Именно на такой лодке 611 проекта служил я, правда, без литеры В, и никаких ракет в нашей лодке не было. Да и сама она была «старушкой», почти 15 лет плавала по морям и океанам — и Северному Ледовитому с его морями вдоль северного побережья России, и в Тихом океане.

Затем у нас были построены АПЛ проекта «Акула» (20 ядерных ракет на борту), а в США – такие ракетоносцы, как «Огайо», несущие уже 24 ракеты с ядерными боезарядами. Все эти «лодки» получились очень большими и крайне дорогими, и по себестоимости, и по их обслуживанию.

А ещё… они оказались очень заметными, к каким бы хитрым способам их создатели не прибегали, чтобы уменьшить их сигнатуры. Просто они очень и очень большие и слишком хорошо видны из космоса. Поэтому если такой ракетный крейсер будет уничтожен еще до того, как выпустит свои ракеты – это будет серьезная потеря для любого военного флота. Поэтому наши «Акулы» предназначались только для Северного флота, где могли спрятаться под толщей льда от всех — и спутников, и самолетов.
Подводные лодки, как ни стараются их создатели понизить их шумность, все-таки шумят, и чем они больше, тем они шумят сильнее.

Поскольку сделаны они из металла, их можно обнаружить в воде с помощью магнитометра и, опять же, чем металла больше, тем субмарина для магнитометра заметнее.

Наконец, лодки можно находить по следу, который они оставляют в воде во время движении, причем видно этот след даже из космоса. Словом, сегодня существует очень много способов обнаружения подводного противника, и проще затеряться иголке в стогу сена, чем АПЛ спрятаться в просторах океана!

И раз так, есть ли смысл вкладывать деньги в строительство огромных и заведомо обреченных на гибель боевых кораблей, которые уже давно не пугают всех тех, кто хорошо осведомлен об их недостатках и специфике?
 А далее я передам слово автору оригинальной идеи ракетных минисубмарин.
***
Подводный ракетный корабль подводного «москитного» флота
Давайте посмотрим, а как мог бы выглядеть перспективный ракетный корабль подводного «москитного» флота именно с 1–2 ракетами на борту, совсем небольшой по размерам?

Кстати, состоять ракетное вооружение такой субмарины может из ракет типа «Булава» или «Синева», расположенных в цилиндрических контейнерах в носовой части судна. За ними находятся еще два прочных отсека: первый – жилой, второй – с атомным реактором вместе с паровой турбиной или электрогенераторной установкой, питающей ходовой электродвигатель.

Все отсеки окружены лёгким корпусом сигарообразной формы, обеспечивающим субмарине высокую скорость хода. К слову, опыт автоматизированной советской АПЛ «Лира» показывает, что экипаж такого судна может быть совсем не велик. Так что он вполне поместится внутри всего лишь одного отсека.

Из кого может состоять экипаж этой субмарины?
Прежде всего, конечно, это командир корабля и он же оператор её ракетного вооружения. Его помощник занимается реактором и двигательной установкой. Третий член экипажа выполняет функции штурмана, то есть отвечает за навигацию, а ещё прослушивает океанские глубины. Четвертый – одновременно и врач, и повар. И это… все, так как все прочие функции по управлению этой миниатюрной подлодкой у неё на борту выполняет «умная» электроника и автоматизированные системы управления. (Проект такой субмарины на рисунке, что я разместил на заставке — А.Щ. )

Ведь если такая система управления вполне оправдала себя на самых больших круизных лайнерах типа «Оазис», где даже штурвал рулевого отсутствует, а управляется корабль небольшим «игровым» джойстиком, и то лишь во время захода в порт, то почему бы не использовать подобную систему управления и на боевой АПЛ?
В отсеке должны располагаться четыре спальных места, душевая кабина, туалет, холодильник с запасом рационов на весь срок боевого дежурства (скажем, на 120 дней), и небольшой камбуз для быстрого приготовления пищи и разогрева «заморозки».

Что касается запуска ракеты из контейнера, то он осуществляется так: четыре «лепестка» створок корпуса перед контейнером раскрываются, лодка дает задний ход, а из внутреннего контейнера, находящегося внутри внешнего, выпускается… парашют, который, вытягивает его из корпуса субмарины.

Можно это проделать и с помощью сжатого воздуха, которым также можно выталкивать один контейнер из другого, который, кстати говоря, крайне необходим, чтобы не подвергать ракету давлению морской воды. На контейнере надувается поплавок в форме тора из прочного материала, после чего он ориентируется вертикально, и поднимается ближе к поверхности из глубины, и вот тогда-то и производится запуск ракеты.
Сама лодка тем временем уходит подальше, чтобы на неё не свалился пустой контейнер!

Створки корпуса закрываются, и… корабль может возвращаться на базу, если к этому времени эта база будет ещё существовать, а если нет – то высаживаться на одном из островов Полинезии и строить там новую цивилизацию!
Слишком уж одной ракеты мало? Поместим на эту АПЛ две!
В носовой части обтекаемого корпуса можно смонтировать и два прочных контейнера для ракет, расположенных либо горизонтально, либо вертикально.

За ними также размещаются отсеки управления, жилой, реакторный и двигательный. Причём отсек управления полностью изолирован от остальных отсеков и, поскольку он имеет шарообразную форму, то он может проворачиваться на 90 градусов внутри корпуса. То есть для запуска обеих ракет лодка должна становится вертикально, после чего обе ракеты запускаются с небольшим интервалом.

А вот этот проект ещё интереснее.
Её также обслуживает совсем небольшой экипаж, вот только находится он не в самом корпусе субмарины, а в отдельной прочной капсуле, подвешенной над ее сигарообразным корпусом между двух обтекаемых стоек на верхней палубе. Подвешенная между ними кабина имеет каплевидные очертания и смещённый центр тяжести.

Что касается корпуса субмарины, то в нем находится всего лишь один ракетный контейнер в носовой части, а за ним отсеки с реактором и двигателем. Проход к ним может осуществляться через лазы внутри стоек. Но это на самый крайний случай – так как все системы управления этим судном, как и на космическом корабле, полностью автоматизированы и несколько раз продублированы.

В нормальных условиях во время всплытия на поверхность поднимается только эта самая «башня» с экипажем. Ну, а при запуске ракеты из глубины корпус субмарины занимает вертикальное положение, тогда как «кабина» – обитаемый модуль вместе со всем экипажам проворачивается между стоек таким образом, что продолжает оставаться в удобном для экипажа горизонтальном положении! Причем, благодаря своей автономности, этот же отсек АПЛ является одновременно и её спасательной капсулой.

В том случае, если она будет тонуть, ее крепления к корпусу субмарины будут автоматически отстреливаться пиропатронами, после чего она всплывет на поверхность вместе с экипажем.

В общем, ракета устремляется в небо, а лодка принимает балласт из воды и занимает горизонтальное положение, так же как и «кабина» экипажа. После чего опять идёт на базу или куда ей прикажут.

А теперь давайте посмотрим на боевые возможности эскадры из 16 таких субмарин.
Получается, что она сможет запустить столько же ракет, сколько и один современный атомный подводный ракетный крейсер стратегического назначения. Но вот «поймать» их все и уничтожить будет значительно сложнее. Это все равно, что ловить большую рыбу и много-много маленьких рыб: какая-нибудь из них всё равно не поймается.

Ну а если иметь 80 лодок с двумя ракетами на борту, то они смогут запустить 160 ракет, то есть столько же, сколько и 10 атомарин. Вот только построить их, безусловно, будет намного проще, а объёмы работы над каждой будут значительно меньшие, да и большие стапели для их строительства станут не нужны. Так что строить их можно будет даже внутри страны, а выводить в моря-океаны, сплавляя их по рекам и каналам!

Кстати, горизонтальное расположение ракетных контейнеров тоже не новость.
Впервые, предложил его не кто иной, как сам Вернер фон Браун – «отец» германского ракетного вооружения, ещё осенью 1944 года. Именно он тогда предполагал поместить ракеты Фау-2 внутри плавучих контейнеров, которые должны были бы буксироваться подводными лодками, и служили бы одновременно пусковыми установками.

Затем уже летом 1956 года флот США начал разработку сразу нескольких программ по созданию атомных ракетных подводных лодок. Предполагалось, в частности, четыре ракеты «Юпитер С», работавших на жидком топливе размещать в транспортно-пусковых контейнерах горизонтально вне прочного корпуса лодки. Перед стартом они должны были занимать вертикальное положение и заправляться горючим – жидким кислородом и керосином. Система была сложной, поэтому от нее отказались.

А вот в нашем случае горизонтально располагаются ракеты на твердом топливе, поэтому перед стартом заправлять их уже не потребуется!

Вывод
Таким вот образом вполне можно создать целый флот из глубоководных ракетоносцев, несущих на борту 1–2 ракеты очень большой мощности.
Понятно, что вследствие малых размеров их неуязвимость значительно повысится, ну а вооружение, пусть даже состоящее всего лишь из одной ракеты, но с 10–14 боеголовками на борту, отрезвит любого агрессора.

Кроме того, такие мини-субмарины вполне могут стать и носителями супер-торпед «Посейдон», которые точно так же смогут размещаться в носовом ракетном отсеке и затем из него же и стартовать!

Можно ли все эти проекты сегодня воплотить в металле? И этим самым увеличить наши шансы на эффективное противостояние с ядерными субмаринами других государств?
При сегодняшнем уровне науки и техники – вне всякого сомнения!
***
Вот такая заметка, которая мне показалась интересной и может быть реализована. Вспоминаю далеко советское прошлое. Помните журналы «Техника молодежи», «Юный техник» и «Моделист-конструктор», в который юные изобретатели предлагали на первый взгляд безумные проекты, которые со временем воплощались в жизнь.  Так что не будет сразу отвергать идею создания ракетных минисубмарин, глядишь, они могут пригодиться.


Рецензии