22. Рабоче-крестьянская красота

КНИГА. Я и мир высокой моды.

22. Рабоче-крестьянская красота.

Это название «Рабоче-крестьянская красота» пришло мне только что при взгляде на фото с фэшн-показа Тюменского дома моделей.

Перед моими глазами фото с показа, где я, Оля Манеева и, кажется» манекенщица Света, которая работала концертмейстером ( если мне не изменяет память) в тюменском доме Геологов «застыли» в финальной ( скорее всего) «стойке» при демонстрации кутюрных ансамблей из джинсовой ткани, декорированных натуральной замшей желто-коричневого цвета. На Ольге – кутюрная короткая замшевая юбка с бахромой и декором в стиле южноамериканских индейцев. Определенная стилистика «на лицо». Очевидно, что данные ансамбли предназначены не для «дам из высшего света», а для молодых девчонок, которые «играют» кинороли по мотивам американского приключенческого боевика «Золото Маккены», например.

Конечно, когда я начала ездить в Париж на кутюры в качестве журналиста, да и раньше с момента первого визита в Париж, я поняла, почему испытывала такой дикий дискомфорт при демонстрации одежды наших модельеров… К сожалению, или к счастью, многие из них были выходцами из народа…

Здесь возникал какой-то диссонанс… Одежда, которую они моделировали была выполнена в «рабоче-крестьянском стиле», часто в народной стилистике ( если такое словосочетание употребимо в данном случае) с элементами народного фольклора, а стоила такая одежда, как «кутюрное изделие» для обеспеченных «выше среднего уровня» людей … Впрочем, возможно, по затраченным усилиям на производство экспериментальных образцов с учетом единичности существования, используемых довольно дефицитных материалов, например, замши, меха, оборудования и труда мастериц, и самой идеи, такие образцы одежды на самом деле дорого обходились создателям, что не далеко от истины…

В случае Тюменского дома моделей, это действительно так… Поскольку каждая вещь шилась индивидуально, на конкретную манекенщицу с учетом примерок, показов, затрат на оплату труда швейных мастерских, где работали мастерицы самого разнообразного профиля, каждый «кутюрный образец» обходился дорого… Купить вещь с подиума было дороговато даже для среднеобеспеченной публики это приравнивалось к пошиву одежды на индивидуальной основе в ателье, а в большинстве случаев и значительно дороже…

Вот например, джинсовые ансамбли с отделкой ядовито рыжей, ближе к желтому цвету, замшей… Сложный крой, несомненно. Я помню, как шли примерки и подгонки по фигуре этого джинсового ансамбля… Затем «посадка» на фигуру… Ок! Но в этих вещах было не удобно и некомфортно «ходить»… Джинсовка была настолько грубая по фактуре, так «натирала» кожу, так «железобетонно» охватывала тонкую руку при «закатывании» рукава, что я лично особого удовольствия от демонстрации этого туалета не испытывала…

При ликвидации этой джинсовой коллекции, менеджеры Дома моделей  очень настойчиво предлагали мне купить этот джинсовый ансамбль с широкой юбкой на кокетке, отделанной бахромой из желтой замши, с блузоном с оригинальной тоже замшевой кокеткой и железными замочками… Я отнекивалась, как могла… В очень деликатной форме я ссылалась на нехватку денег, но мне обещали скидку, я «сочиняла», что чуть узковата стала юбка, поскольку я набрала якобы лишний вес, мне предлагали расшить пояс… Я увиливала от этой «покупки» как могла… Как я скажу моим «боссам» и работодателям, что даже демонстрировать эту вещь мне не «комильфо»?

Я могла бы ради истории врать и говорить, как всё прекрасно, стильно и супер-модно! Но постфактум для меня раскрываются новые смыслы моего тотального недовольства тем, что я делала на подиуме… Я не могла абстрагироваться от своей «сложно-сочиненной» личности и высокооб разованной натуры… А на подиум хотелось! Вот хотелось и все! Мне нравилось ходить, покачиваясь на каблуках по «языку», нравилось играть в некий идеал, нравилась эта «модельно-манекенская» составляющая моей жизни, нравился этот драйв, хотя я редко бывала собой по-настоящему довольна, нравилась финансовая «подпитка» моего семейного бюджета за счет этой красивой, на первый взгляд, но все же сложной работы…

Удовлетворение наступало только в том случае, если создаваемый образ хоть на 70-80 процентов совпадал с моими самоощущением и моя работа окупалась в финансовом плане… Это была игра…которая вполне хорошо оплачивалась в Тюменском доме моделей, в частности…

Постфактум я понимаю, вероятно, у создателей одежды был «спецзаказ и спец-установки» от обкома партии, например, поскольку дело происходило в те времена ( 80-е гг 20-го века), когда «партия и правительство» определяли правила жизни народа. Цель была – создание модной одежды именно для народа. Одежда должна быть понятна большинству потенциальных покупателей и пошив чего-то фантазийного, с чем я столкнулась на кутюрах в Париже, Мадриде в других европейских городах просто было не понятно для обычных людей, для  инженеров, бухгалтеров, учителей…например… Что касается работниц заводов, фабрик, продавцов бакалейных магазинов, то они и не могли позволить себе купить подиумные вещи из-за дороговизны… Короче, постфактум понимаю, что тюменским модельерам, надо было угодить как партийной номенклатуре, которая «обшивалась» в индивидуальном порядке, так и заданию партии и правительства  - всё для народа! Иначе объяснить весь это оксюморон было бы сложно…

Со мной учились и работали «бок-о-бок» дочки тюменской нефтяной управленческой элиты. У этих девочек был доступ к «закромам иностранного импорта»… Поэтому особой надобности покупать «подиумные экземпляры» не было особой надобности… Средний класс или чуть выше среднего мог позволить себе в редких случаях приобщиться к распродаже коллекций Тюменского дома моды… Хотя, в индивидуальном порядке, конечно, создавались туалеты для жен руководителей нефтяных предприятий и, повторюсь, партийной элиты… Но это особо не афишировалось…

В принципе, за редким исключением, мы рекламировали образы «рабоче-крестьянской красоты»… Конечно, с элементами элегантного шика… Да простят меня бывшие коллеги за мои оценки… Были, конечно, экземпляры одежды действительно классные… Конечно, создаваемые образы соответствовали, вероятно, финансовым, технологическим, эстетическим и иным возможностям тюменских производителей и по сравнению с одеждой, которая продавалась в обычных рядовых магазинах, это был, вероятно, шик… наверное, так оно и было… Но мне комфортнее было в одежде, которую я создавала сама… Се ля ви!


 17 02 2023, Мск-Тюмень-Париж.
на фото ЕВФ (слева) на подиуме Тюм. дома моделей. 1984 г.


Рецензии