Карамазовы Касторфа в Volksbuhne
Время описываемого ниже действия - ноябрь 2016-го. Или 2015-й. Но ноябрь - точно! А вот год... под вопросом. К сожалению, со временем - у меня проблемы со временем... простите за тавтологию.
Два месяца я была в предвкушении Карамазовых! Ещё бы - премьера, да у кого! У Касторфа в Фольксбюне! Всеми билетами - авиа, театральными, и бронями в хостелах - запаслась заранее. Подразумевалось, что еду именно на спектакль - с субботним ранним вылетом и с воскресным дневным улётом. Шикарно - на выходные в Берлин, а не на загородную дачу!
Начну с конца путешествия. Когда уезжала в воскресенье - в Берлине поливал дождь. У них в Германии тоже иногда идёт дождик... С самого утра - и проливной. А у меня на утро, на 8 часов, было зарегистрировано посещение крыши рейхстага. И я отправилась туда. Дождь меня не остановил. Но на рейхстаговую крышу меня не допустили. Оказывается, не достаточно одной онлайн-регистрации на сайте рейхстага. Необходимо ещё какое-то подтверждение. Они мне долго объясняли, что это легко и быстро - надо только войти на сайт рейхстага. Я им - "у меня нет в данный момент интернета". Им стало очень дико от такого моего заявления. Они развели руками - мол, не можем помочь. Ну ладно, знать, не судьба прогуляться по крыше рейхстага. И это в третий раз была предпринята попытка покорить крышу легендарного здания... Первый - в прошлый мой приезд (2008 г.)- я просто тупо опоздала по времени. Припёрлась под закрытие - мне не хватило буквально 15 минут, и я бы прошла. Ладно. Второй шаг на крышу - 14 ноября - это уже в новую поездку. Но сейчас изменился порядок туристического посещения бундестага. Можно зарегистрироваться по интернету с выбором времени, что мы и сделали с Верой. Но время на субботу предлагалось только на 22.00. А у меня спектакль. Карамазовы. Начало в 18, и я не была уверена, что он закончится к 22-м часам. А ещё и доехать надо. Но всё же зарегистрировались на 22.00 и на 15 ноя - на самое раннее посещение на 8. Самолёт в 11.40 отлетает. Аэропорт в 30 минутах езды от центра города. Нормально успеваю. Ну вот всё же я решила попытаться проникнуть на вершину рейхстага днём в субботу - до спектакля. Подъехала туда часа в 3. Показываю свою регистрационную распечатку с заявкой на два сеанса. Говорю - надо же, смогла построить фразу на немецком - всё из курса средней школы. Они меня поняли (!). Но это меня не спасло. Вот в субботу я в первый раз услышала , что надо произвести действия с интернетом и подтвердиться. Но я их ответ восприняла так: раз я приехала не в своё время, то нужно войти на сайт, отменить прежнее время и перерегистрироваться на текущее. Хотя - наверно, я не так поняла - потому что логики никакой: если все часы уже были "забиты" накануне; мы-то нашли только на 10 вечера. Но сейчас на проходе мне упорно доказывали, что проблем не будет, надо только зайти в интернет. В общем, номер не прошёл. Ну, думаю, ладно: приду завтра в своё время - в 8. Немножко опоздала, минут на 20. Но там отводится час. До 9-ти мне бы вполне хватило погулять по крыше. И опять та же история - ищут меня в своих каких-то списках - и не находят. Вновь толкуют про подключение к интернету. Слушаю их и понимаю, что и сейчас облом. Я поняла, что не надо долбиться в закрытую дверь... Развернулась восвояси...
Но - что такое рейхстаговая крыша в сравнении с ДОСТОЕВСКИМ!! Я, обделённая крышей, не рыдала! У меня впереди встреча с прекрасным!! Я очень хорошо отдохнула, выспалась. И правильно сделала. Спектакль оказался целой эпопеей - с 6-часовой продолжительностью! В хорошеньком отельчике за 800 р. я отдохнула с 9 до 12.30. И отправилась не спеша побродить по центру. Доехала до живописной набережной реки Шпрее, полюбовалась на Берлинский собор, Дворец Искусств - там - сплошные свадьбы! Разодетые, причёсанные молодожёны парочками важно и достойно бродили по ухоженному подстриженному садику. Денёк замечательный - настоящая золотистая осень. Весь парк усеян кленовыми, каштановыми листиками. Так красиво, душисто, душевно! Потом прошлась к красивому собору, - который я разглядела чуть в стороне от Берлинского. Когда дошла до него - оказался весь в лесах, на реставрации. Вообще - в этот раз в Берлине - какие соборы ни возникнут на моём пути, - все на реставрации!
Отзыв о спектакле начала строчить уже на спектакле - боялась упустить важное. А в самолёте на высоте 9 тыс. м продолжала отзыв. Я употребила именно это слово - отзыв. Потому что сегодня вспомнила, как маленькая Веруня - лет 6-7 - говорила об отзыве - уж не помню в связи с чем - но я чётко помню, что она это слово произносила с ударением на второй слог: "отзЫв". У неё, маленькой, вообще была удивительная способность ставить в словах так ударения, как никому в голову не пришло бы! Например: БрайЯн АдАмс (ударные вторые слоги), ЛобнЯ, ТалдОм, ИкшА - города - тоже на втором слоге удар. Ещё какие-то словечки, их немало, но не вспоминается сейчас.
Вот что примечательно: спокойная светлая радость перед вылетом. Терпеливое ожидание праздника. Я не торопила события. Суета ни к чему. Это лишнее. Наконец-то я начала постигать эту истину! Накануне вылета - в пятницу, 13-го (!), как я уже отметила, я была тиха и задумчива.Это было приятное состояние! Рабочее время 1-й смены было честно отдано на благо своего культурно-просветительного учреждения. Коротенький путь домой - и быстро в койку, принимаю горизонтальное положение. Неплохо бы вздремнуть. В 2 часа ночи мне предстоял выход из дома и некороткий 3-серийный путь до аэропорта Домодедово. У меня назначен на 14 ноября ранний вылет - в 6.40. И добиралась я ночными маршрутами. Благо нынче в столице действуют таковые. Всё рассчитала более или менее вовремя. В самолёте удалось вздремнуть. И как я продумала вовремя - насчёт отдыха до спектакля. Очень грамотно себя повела! Ещё за 2 дня перед вылетом задумалась - почему я сняла хостел с 14-го? Прилетаю-то в Берлин по местному времени аж в 7.20 утра. Заселение - с 15.00. Зашла на сайт своего хостела - чтоб дополнительно забронировать сутки - с 13-го. А там - уж больно сумма велика - 1900 р. Тогда как 2 месяца назад я бронировала за 900.Но я быстро нашла дешёвый хостел - и тоже почти в центре - за 800 р. Сразу написала, что мне нужна кровать с 8 до 10 утра 14 ноября. И они так любезны оказались, что при регистрации предложили мне отдохнуть в хостеле до 14.00. Я превосходно отдохнула, приняла душ, покушала, повалялась на спине - и всё в одиночестве - потому что из 8-ми заселившихся в номер - никого "в живых не было"! Трое спали - вместе со мной - не в прямом, конечно, смысле. А потом - когда я пробудилась в 11 часов - уже никого не было. Ну вот - настало прекрасное утро 14 ноября - день моего праздника, - встречи с Фёдором Михайловичем на берлинской сцене! Погодка - хорошА, тёпленько, 12-13 градусов! Только ветерок иногда порывистый. Гуляю по Берлину. Когда захочу - вскочу на трамвай, - а захочу - прыгну на второй этаж городского автобуса - красота - вот так расслабленно ехать по центру, кататься не глядя по тагескарте! Обозревать городские улицы, домишки, архитектуру, местных жителей! Хорошо! Свободно! И немножко будоражит предстоящая премьерка! Ох, какое это чудесное состояние! Я уже предвкушала , что будет нечто из ряда вон выходящее! Потому что я в курсе режиссуры Касторфа! Не случайно его продвигают на все международные театральные фестивали. И - ожидание, интуиция меня не подвела! Всё так и произошло! Полный "шандец" - это из роли - из "Винни-Пуха" - "ОКОЛО-вского". Ну Касторф - браво! Полностью сломал стереотипы! Я в восторге! Хотя - не скрою - не всё в спектакле я восприняла однозначно. Но на то - Касторф и гений - у гениев - всё неоднозначно! А тем более - в восприятии зрителей постановки такой знАчимой вещи, - произведённой большим мастером... Я - по-своему воспринимаю, моя юная соседка по - совсем по-иному. И т.д.... Уверена, что все немецко-говорящие - воспринимали спектакль сильно отличимо от меня. Во-первых, они всю речь понимали. А у меня только хорошее знание текста "Карамазовых" и практический театральный глаз, схватывающий художественное пространство в целом, конкретно-созданную сценографию, построение мизансцен и, конечно же - актёрская игра, сцендвиж, мимические особенности и - каждый персонаж в отдельности...
Итак - в театре. Пришла пораньше. Как выяснилось - спектакль долгий. До 12 ночи. Интересно - Касторф "всех" "Карамазовых" поставил?.. Увижу... В программке разглядела Маргариту. В роли Елизаветы Смердящей. Но они ошиблись в составлении и описании действующих лиц и исполнителей. Маргарита играла дочку мадам Хохлаковой - Лизу. А при нашей короткой переписке с Маргаритой она скромно умолчала о своём участии в спектакле... Для меня сюрприз... Перед началом я вновь присмирела... Хотя - и со вчерашнего - 13-го дня я была тиха и задумчива...В умиротворённом предвосхищении пребывала... Уселась прямо на сцене - как вошла - сразу смело шагнула к сценической площадке. По стоимости моего билета я изначально знала, что у меня самое, что ни на есть мажорное место! Расположилась на объёмных пуфиках - как всё продумано у Касторфа! Пока что я имею в виду решение зрительского пространства. Не традиционные театральные кресла, а мягкие пуфики. Прямо на полу. Моё место на сцене. Правое "крыло" сцены - примерно треть сцены - рассчитаны для зрителей. Я плюхнулась, прямо прицелясь своим физическим телом, на мягкие мешки. Что-то "нагородит" Касторф... Это я в самом положительном и позитивном смысле говорю... Чувствую, что буду в полнейшем комфорте - в прямом и переносном смысле. Зрительские мешки - классные!! Разглядываю пока сценическое пространство. Прямо передо мной - крупными русскими буквами объявление: ПРОДАЮ КВАРТИРУ 89516240036. Объявление на длинном, грубо сколоченном заборе. Забор тянется вдоль всей левой стороны сцены, всё за забором - портал, колосники и скрытое актёрское пространство (забегая вперёд, скажу, что в эту "зазаборную" часть периодически будут устремляться персонажи романа. Спектакля). В глубине сцены - беседка (где по тексту романа скрывался Митя - это его главный пункт наблюдений - за отцом, за Грушенькой, где также и ожидал Алёшу... Перед беседкой - в небольшом углублении - вода. Об этом я узнала с первых минут спектакля. А пока - вода не обозначилась...
И вот потекли первые минуты спектакля. Я не успела опомниться - как беседка была полна актёров. Сразу же угадала отца семейства - сладострастника Фёдора Павловича. Дмитрия - тоже сразу определила - по стремительной походке, по выражению лица - вот как-то проинтуичила ещё до его реплик... Ещё в беседке находился очень крупный персонаж - в длинной рясе. Я подумала: кто же это? Неужто Алёша? Никак я себе не представляла Алёшу таким толстеньким... И если бы только такой крупной фактурой Алёша не вписывался в моё воображение. Вот Алёша-то Касторфа мне задал задачку... Я упомянула вначале, что не всё в спектакле Касторфа восприняла однозначно. Это касается именно образа Алёши. Тут надо ещё поразмыслить... Но - про мои размышления - после. Сейчас - по спектаклю. В беседке представлялась очень эмоциональная мизансцена. Сцена посещения монастыря и беседа всех Карамазовых, а также Ракитина, Хохлаковой со старцем Зосимой. И тут - новый шок! - старец Зосима - женщина! Женщина-старец здесь для меня явилась узнаваема. Тоже - по выражению лица, по звучанию голоса и - по огромному деревянному кресту на груди. Сцена очень динамичная, Фёдор Павлович без конца вскакивал, выбегал из беседки и плюхал сапогами по воде. Именно с тяжёлых шагов Карамазова-старшего я увидела воду в небольшом углублении вокруг беседки. Два слова скажу ещё про мужские образы, сыгранные актрисами в спектакле. Это образ чёрта - в сцене раздвоения Ивана и... образ Смердякова. Вот так! Касторф напрочь ломает стереотипы! И я полностью принимаю его концепцию! И не потому что я - тупой фанат! Совсем не тупой! (Я очень надеюсь...) Если я что-то не понимаю в спектакле - это даёт мне пищу к размышлению, толкает меня вновь и вновь обращаться к литературному тексту-оригиналу... и часто понимаю, что ещё не доросла до уровня восприятия определённой режиссёрской концепции... Так - назад, назад - про размышления потом... У Касторфа Митя такой, как у Достоевского: нервный, порывистый, безудержно-страстный... Далее перепечатываю с рукописных листочков, которые заполняла прямо на спектакле. Один из персонажей выскочил из беседки и в воде попытался сделать ширшасану. Но не удержался в балансе - плюхнулся в воду и тут же - кинул реплику. Я решила, что это Ракитин. Оказалось - опять угадала. Я практически всех угадала, только вначале перепутала Катерину Ивановну с Хохлаковой. Ракитин очень, очень экспансивный... Бьётся со всей силой об забор в страшной истерике. А с кем же он ведёт такой высоко-эмоциональный диалог? Полный молодой мужчина, в длиннополой рясе. Но не может быть - чтоб это был Алёша... - Хотя чрез секунду слышу обращение Ракитина: "Алёша". Мммммммм... значит, Алёша. Вот это сюрприз. А спектакль несётся дальше, рассуждать мне пока некогда... Фёдор Палыч и Ракитин Миша неистово хлещут ногами по воде, со всей русской силой "гонят волну"... В текущей мизансцене Ракитина "много". Он такой энергичный, - через непростые физические действия угадываются его внутренние суперпротиворечия... И к забору-то он приложился, и в воде перекувыркнулся, и в довершение всего вышесказанного - со всего маху плюхается лицом в миску с квашеной капустой... Иван - уже с предпосылками психической болезни... Безумен взгляд, реплики невпопад, неконтролируемые движения... Со старцем-женщиной такие дела... Он (она) на протяжении всего спектакля уже не может самостоятельно передвигаться. Голос слаб, еле водит руками, голова валится набок... И - знаете - очень много комичного в этом образе. Причём - нарочито комичного. Это в образе старца-то! Но опять же - конечно, я это ни в коем случае не воспринимаю как кощунство, смех над этим православно-смиренным персонажем Достоевского. Тут я включаю рассуждение, это уже не во время спектакля было записано. Куда уж - там так динамично шло развитие! Я только записывала, что видела. Не до размышлений. Думаю, - записать бы, что вижу, а уж потом буду додумывать! Вот и думаю... Ведь не случайно Касторф такого старца нам представил... Буду периодически возвращаться к размышлениям. А сейчас - вновь - к своим записям. С этим старцем - правда такие сцены - с ним возятся на протяжении всего спектакля, - таскают на руках, на закорках, роняют в воду, волокут по сцене... Вот если б не знать, что это - старец, просто - цирк какой-то! И будто это нарочно так происходит - чтоб комичнее, смешнее было... Но - ещё раз оговорюсь - у Касторфа это выглядело акцентированно смешно, где-то даже - как буффонада, но это не было как богохульство, злое высмеивание православного христианина. Я чувствовала в этом действии какой-то глобальный смысл... тщательно скрытый, и до него следовало докопаться... Не знаю, понятно ли я выражаюсь... По своим записям: Временами старец агрессивно вскрикивал... Под фонограмму тяжёлого рока проходит беседа Дмитрия и Ивана. На протяжении всего спектакля используется приём текущей видеосъёмки тех мизансцен, которые находятся за пределами зрительского пространства. Много действия происходит как бы за кулисами, но там, за сценой всё решено и продумано в плане декораций. То внутри дома развиваются события, то в саду у плетня... И мы, зрители, видим развитие действия на большом экране. Пока что мне нравится, как созданы образы Мити и Ивана. Беседа Алёши и Ивана. Монолог про "божью несправедливость" к малым деткам Иван вёл очень пронзительно, нервно... К этой сцене он переоделся в длинную чёрную рясу... И Алёша слушал его в своём длинном монашеском одеянии. И опять шок! Алёша в ответ Ивану выпустил жуткий душераздирающий крик!.. И очень громко, слишком громко. Я аж вздрогнула... В следующей сцене все три брата за столом. Кушают и пьют всё подряд... Ну каких Карамазовых поставил Касторф!! Концептуально! И даже очень!! И вот, что мне понравилось - он уловил - (- это у меня всё в записях - успевала кое-что поразмыслить и записать во время представления) - вот эту самую отличительную карамазовскую безудержную страсть. Дмитрий в какой-то момент в своей реплике упоминает Владимира Высоцкого... и Шукшина. Сцена обнажённого немощного старца. Алёша в этот момент поёт джазовую композицию живьём... И тоже с обнажённым торсом... Сейчас я перепечатываю рукописные записи, сделанные во время спектакля. И понятно, что не по порядку и не всё. Иван поёт и аккомпанирует себе на гитаре - в его исполнении звучит песня - по тембру - будто Высоцкий - также надрывно-проникновенно... Грушенька с печальным утомлённым взглядом... Катерина Ивановна - с простой русской красотой. В чёрной кружевной накидке. Голова убрана - густые волосы сплетены в косу... Прямо - русская красавица... В описании спектакля я часто употребляю выражения: "русская красота", "русская удаль", "русская страсть"... Вот только речь немецкая - а так - до того Касторф создал чистые российские образы - цельные - и внешне: и по человеческому лику, и в плане огромной внутренней драмы - такие русско-достоевские образы... И костюмы продуманы - в стиле середины 19 века. У Ракитина я разглядела на груди небольшого размера тату: Time Kils. Мне не очень нравится, что почти половина спектакля - кино. Хоть и играют живьём всё - это ведь мы напрямую отслеживаем на экране все снимаемые мизансцены. Но всё же! Дайте мне на сцену живого актёра! - Это я, конечно, так - ведь моё личное восприятие - это моё личное! А уж коли решил режиссёр так, а не иначе - вот и воспринимайте, как вам преподносят спектакль. Пишу всё как есть. Алёша... Ох, этот Алёша, созданный Касторфом... Алёша временами очень похотлив...У Достоевского в тексте Фёдор Павлович не раз повторяет Алёше: "Ты такой же, как и я, ты - Карамазов, сладострастник... только это сладострастие пока ещё сидит в тебе глубоко... Но сидит. До поры, до времени..." - Я, может, не дословно цитирую Достоевского, но смысл - точно воспроизвожу. Так что - возможно, Касторф и использовал этот посыл, прозвучавший в устах Карамазова-старшего. И сразу всё становится по местам - в отношении Алёши. (В Москве перед отъездом я вновь перечитала весь роман. Да, и я поняла на спектакле - что Касторф тоже - очень внимательный читатель Достоевского!)
В антракте я призадумалась... Что-то будет дальше, во 2-й части...
Маргарита играла Лизу Хохлакову. Играла сильно, пронзительно. Они все - пронзительны; будоражили до глубины души...В какой-то важный момент Рита на повышенном эмоциональном подъёме выдала фразу на русском языке: "Надрыв! Надрыв!..Вы не понимаете, что это такое! Это только мы, русские понимаем значение этого слова. Оно даже не переводится на немецкий! Надрыв!..Вы вот слушаете сейчас и не понимаете, что это такое! Это чисто русское слово, близкое только русской душе!.. Надрыв!.." - с этими словами она обращалась прямо к нам, зрителям, пытливо смотрела в глаза то одному гостю, то следующему... Как будто ждала ответа... Она рассекала на инвалидной коляске по всей сцене, по "бассейну", расплёскивая во все стороны воду, пыталась въехать в беседку... Потом разворачивалась и гнала вверх по наклонной плоскости - вдоль зрительских мест - от первых до последних рядов - там протягивалось игровое пространство. И столько было сокрыто в её молчаливых усилиях, Маргарита упорно преодолевала эти расстояния - причём, не по одному разу. У меня все эти её действия очень даже связывались с образом юной девочки-инвалидки, Лизы Хохлаковой. Я прекрасно помню её по роману. Вся сплошь "соткана" из противоречий. Меняющаяся каждую секунду. То божий ангел, то просто маленький злобный дьяволёнок... а в общем-то, в сущности - милейший, нежнейший, трепетный человечек...
Временами мне очень мешало то, что Алёша толстый и не такой, как я его себе представляю. Но за 6 часов спектакля я привыкла к нему. И даже полюбила. Он меня пленил своими вокальными талантами. Конкретно - джазовыми композициями. Да, Касторф напрочь ломает стереотипы...
Актёры - все - на таком пределе! Надрыв, надрыв! И Касторф - гигант! Такую вещь поставил, такая колоссальная работа! Надрыв! Это чисто русское слово периодически повторяли все персонажи.
Всё действие протекало в 2-х метрах от меня. Всё и все буквально перед глазами...
Среди зрительских мест, которые предусмотрены на сцене, были выстроены некоторые фрагменты. Чёрт - в сцене раздвоения Ивана - женщина с длинным хвостом. И хвост этот болтался не сзади, а спереди... Историю "Великого Инквизитора" Иван нам поведал свысока... В прямом смысле... Он забрался на крышу театра, видеосъёмщик не отставал от него; иначе мы не были бы свидетелями этой будоражащей сцены... В какой-то момент - кто-то на улице, случайный прохожий около театра, - задержался, заслушался на Иванов монолог. Это мы не видим, конечно, - сам зритель за кадром. Но мы услышали его возглас, обращённый к актёру: "Браво!". А актёр, не отвлекаясь, - только моментально оглянулся вниз, поблагодарил: "Danke!" и продолжил свой монолог.
Часто звучит рокмузыкальные композиции. Из тяжёлого рока. И в фонограмме, и в живом исполнении. Особенно вокалом отличался Алёша.
Ранее я вела уже речь о том, что некоторые моменты в спектакле меня не вдохновляли. В частности, образы Алёши, отца Ферапонта, старца Зосимы. Старец (актриса) временами тревожно вскрикивающий. Отца Ферапонта - громко вопиющего - я тоже с трудом воспринимала. Как-то вот эта православная троица у меня не сильно вязалась с образами покорных кротких христиан... Которые в сущности своей должны проповедовать смирение, терпение; и главное - глаза православных христиан излучают свет, добро, человеколюбие. Жаль, не знаю языка. Может, они произносили такой текст во время своих резких выпадов и громкогласных монологов - если б знать точный перевод, возможно, многое стало мне понятным. А так - я в смятении... Сомнения сомнениями - но пробрало меня на спектакле у Касторфа... Холодной волной накрыло с головой... Какой неуёмной безудержной сумасшедшей страстью обладали все действующие персонажи. Особенно Митя, Иван, Катерина Ивановна, Лиза Хохлакова, Алёша, Ракитин... Страсть у них хлестала потоком, Ниагарским водопадом. Даже покруче... Потому что человеческие страсти сильнее, мощнее природных... Ох, какой надрыв!.. Одно имя объединило меня с Фольксбюне, с Касторфом, со спектаклем. И имя это - ДОСТОЕВСКИЙ! И у меня надрыв, сплошной надрыв! В самом прекрасном, в самом счастливом смысле этого слова. Я безумно рада. То, что пережила на спектакле; и продолжаю испытывать сильные надрывные чувства. Такие надрывные театральные потрясения меня питают. Ради такого стоит жить! О как я счастлива! У меня ооооочень удачливая театральная судьба! Столько интересного мне посчастливилось увидеть! Но я свои восторги несколько сдерживаю, не стоит впадать в эйфорию... "Не надо слишком пилить воздух... иначе непосвящённые испугаются, а знающие люди сильно огорчатся и расстроятся..." - Шекспир. Гамлет...
Сейчас веду записи в самолёте. Лечу "В Москву! В Москву!.." - полная впечатлений, надрывных потрясений. У меня в эти выходные - великий праздник - премьера Карамазовых. Касторф это нарочно придумал - выпустил премьеру ко Дню Рождения Фёдора Михайловича... Вчера был сыгран третий по счёту спектакль. И я была активным участником этого третьего спектакля. Я работала своей головой. Весь спектакль... И долго ещё буду соображать. Это чудо - я развиваюсь под влиянием театрального перформанса. Это прекрасное состояние. Оно прекрасно ещё и тем, что это бесконечный процесс! Я хронически "отравлена" театром!!!
Всё возвращаюсь к спектаклю... А сколько именно физических сил затрачивается у актёров в "Карамазовых". Одна Лиза Хохлокова - худенькая тоненькая моя Маргарита - почти на полном ходу своей инвалидной реквизиторской коляски вела свои пронзительные монологи... Это ж сколько идёт сил и энергии!... И я так наблюдала со своей близости к сцене - мышцы плеч хорошо накачены у худенькой Маргариты... И я чувствую, что премьерным спектаклям и прогонам предшествует огромное количество часов репетиций, поисков, решений...
Неделя Достоевским продолжается в Москве. Спектакль по "Идиоту" в Центре на Страстном. Выпускники Петербургской театральной Академии. Ребята изумительно играли. Образ князя Мышкина - так трогательно, так нежно создан совсем юным мальчиком! В спектакле применён приём перетекания ролей - т.е. сначала Мышкин, и в каких-то ключевых сценах он - уже не Мышкин, а Парфён Рогожин. И сразу - меняется образ: совершенно другой голос, сцендвиж, выражение глаз... Он ещё не произнёс ни слова, и я вижу - это уже не Мышкин... А актёр, изначально в роли Рогожина - уже не Рогожин, а князь... И теперь - такой смиренный, с кротостью в глазах и с добросердечием в голосе... Удивительное моментальное перевоплощение...
Неожиданно в Москве (уже после пронзительной поездки в Берлин) я всё же прошлась под крышей Рейхстага... Со мной всё в порядке, я не "сдвинулась" умом... А дело было так: гуляю по центру, иду не спеша мимо Красной площади в сторону Варварки и на подступах к храму св. Варвары - метров за 30 - вижу знакомые очертания круглого купола... с ребристой покатой поверхностью... Сначала я сама перепугалась своему видению... вдруг - уже глюки на почве театрально-международных потрясений... Иду ближе - точно - крыша... "съехала" из Берлина... Но какое сходство! Вблизи, правда, не так - "рёбрышки" отличаются от берлинских. И купол - не на здании - а сам по себе - как сооружение - прямо на поверхности земли высится. Оказывается - это открытая выставочная круговая панорама "Зарядье". Открытая - в смысле свободного посещения. Я и посетила. Тут показаны и исторические фото - с начала 19 века - что из себя представляло это место. Историческое место Зарядье прослеживалось по всей круговой площади музея. И в завершении "круга" - перспективные ландшафтные планы района Зарядье. В настоящее время тут всё в активном "строительном" состоянии. В недалёком будущем тут собираются разбить зону отдыха - в непосредственной близости к Москва-реке. А не видела я ранее эту "московскую крышу Рейхстага" - поскольку она существует здесь совсем недавно, - меньше года. Занавес.
Свидетельство о публикации №223021800647