Безусловная любовь

               

                У Бога нет мёртвых.

   Моя бабушка, Александра Никитична, спокойно говорила со мной о смерти. Показывала приготовленные ею вещи для похорон. Подзывала меня к себе. Усаживала рядом и спокойным голосом доверительно сообщала: «Когда помру, Люсенька, обрядите меня вот в это платье и положите вот эти предметы в гроб. Ты уж проследи, внученька». И так делала каждый раз по моему приезду в последние три – четыре года. Видимо, чтобы я не забывала её наказа. Предчувствовала приближение вечности или просто по традиции/обычаю? Я с трепетом, недоумённо слушала в первый раз. Потом спокойнее. И осознаннее с каждым разом /годом подходила к ней, когда понимала, для чего она приглашает присесть на скамью рядом. Этот разговор происходил всегда наедине. Приезжала я к бабушке на лето ежегодно. Ёе любовь ко мне была искренней, безграничной и безусловной. Деда уже с нами не было. Он ушёл тихо, ни о чём никогда не просил, никому не досаждал, никого не осуждал и ничего для себя не требовал.
   Безусловной любовью наполнены были сердце и душа деда моего, Ивана Андреевича. Его доброта не знала границ. Мои шалости, порой дерзость, встречались с его стороны насмешливой искоркой и любовью. Сквозь морщинки в уголках глаз проглядывали снисходительность, прощение и необходимость соответствующего наказания в той мере, которую он выбирал. И наказание было таким, каким должна быть мера пресечения «преступления» ребёнка, заигравшегося и не знающего меры. И он умерял мои действия и поступки как должно. Вот как он это чувствовал?! В глубине его сердца/души таилось нечто, что я ощущала, как безграничную и безусловную Любовь.
   Как жили, так и ушли тихо. Мне представляются их скромная жизнь и спокойная смерть торжеством и величием человеческой природы. Жили и ушли «без страха и упрека», пропустив через себя все земные радости и страдания, выпавшие на их долю. Александре Никитичне исполнилось бы в 2023 году сто двадцать пять лет. Иван Андреевич был старше  жены на два года.
 


Рецензии