Антонина Васильевна

МОЛОДАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА

 Антонина Васильевна Кудашкина (Букреева) родилась 22 декабря 1935 года в Мордовском райцентре Атяшево. После учёбы в школе и педагогическом училище окончила Мордовский государственный университет в г. Саранске по специальности «русский язык и литература». В Домашкинскую школу попала в 1959 году по распределению и проработала в ней 34 года. Через год после приезда в село вышла замуж за мастера Домашкинского сельхозучилища Букреева Анатолия Егоровича (13.08.1934 – 23.07.1999). Родом он был из Малой Малышевки. После нескольких лет работы в училище трудился инженером в «Сельхозтехнике», затем в колхозе.

В 1959 году я окончил начальную школу, то есть 4 класса. Мы перешли в 5-й класс и нам сказали, что теперь у нас будет не одна учительница, а по каждому предмету свой учитель. Причём один из них будет классным руководителем. И вот, 1 сентября 1959 года, на первый урок в наш 5-й «а» класс вошла «новенькая» молодая учительница Антонина Васильевна Кудашкина. Представилась, сказала, что будет вести у нас русский язык и литературу, и будет нашим классным руководителем. Нам она сразу понравилась.

Но через 2-3 дня заходит к нам вдруг другая учительница (тоже из новеньких) и говорит, что теперь она будет нашим классным руководителем. Такого поворота мы никак не ожидали. Зачем нам другой руководитель?! Нам нужна только Антонина Васильевна! Поэтому наша реакция была бессознательной и быстрой. Словно сговорившись, весь класс, вдруг громко загудел. В общем гуле слышались и звуки разочарования «э-э-э…», и звуки неодобрения, даже недовольства «фу-у-у…». Конечно, с нашей стороны это было невежливым и некультурным. Но мы ещё не умели тогда лукавить и сдерживать эмоции и чувства…

Так Антонина Васильевна не стала нашим классным руководителем. Но русский язык и литературу вела у нас с 5-го по 11-й классы до самого выпуска в 1966 году. Вряд ли ей был известен тот эпизод с нашей реакцией на её замену. За многие десятилетия работы в школе она, скорее всего, вообще не помнит, что её назначали в наш класс на несколько дней. Для нас это было событием, а для неё и руководства школы – всего лишь рабочий момент. Мысленно оглядываясь назад, удивляюсь, какой серьёзной и мудрой была тогда Антонина Васильевна, как мы её уважали. А ведь на момент нашего выпуска её было всего 30 лет!

Более 60 лет живёт она в Домашке. Село стало для неё родным. Здесь она нашла свою судьбу. Вырастила двоих детей, которыми вправе гордиться. Оба получили высшее образование. Старший – сын Сергей, 1961 года рождения – полковник. Ольга, 1965 года рождения, окончив медицинский университет – занимает высокое положение в медицинской сфере. У детей давно уже свои дети и внуки. Жизнь сложилась и идёт своим чередом.

По моей просьбе Антонина Васильевна составила краткие «Записки о прошлом», в которых скромно, избегая высоких слов, вспоминает нелёгкую карьеру педагога, делится своими впечатлениями и наблюдениями тех лет. На страницах рукописи учительницы виден человек-труженик, Учитель с большой буквы. Её простые записи – это часть истории нашего села и нашей родной школы.


ПЕРВЫЕ ГОДЫ

(Из записок А.В. Букреевой)

Впервые в Домашку я приехала 13 августа 1959 года. Сразу пришла в школу. Директором в это время была Кузовчикова Антонина Яковлевна – волевая, сильная духом женщина. Встретила меня не очень приветливо, настороженно. На второй же день попросила выйти на работу, хотя я должна была начинать только с 15 августа. В это время в школе шёл ремонт. Делали его сами учителя: белили, красили.

Школа была деревянная, очень ветхая, снаружи обмазанная глиной. Отопление печное. В каждом классе стояла голландка, которую протапливали технички рано утром, чтобы к 8 часам было более-менее тепло. Водопровода, канализации не было. Воду таскали из колодца, который находился во дворе школы.

Занятия проходили в три смены: 1-я смена с 8 часов до 13.30; 2-я смена с 14 до 19; 3-я смена - вечерняя – 3 раза в неделю занимались те, кто не имел законченного среднего образования, но занимал какую-то важную должность в селе.

Начался учебный год. Мне дали 5-й, 8-й, 10-й классы и классное руководство в 8-ом классе. 10-й класс был небольшой – всего 17 человек. Это самый малочисленный класс за все годы моей работы в школе. За партами сидели ребята с умными, пытливыми глазами, изучающими молодого педагога. Нужно было не подкачать: добросовестно готовиться к урокам, интересно и доходчиво объяснять новый материал, воспитывать интерес к чтению. 10 класс – это дети военных лет. Они были более сдержанными, уважительными, терпеливыми. Вопрос о дисциплине не стоял. У каждого была цель в жизни, к которой он стремился.

Мой 8-й класс был сборным и насчитывал 25 человек - дети из Бариновки, Парфёновки, Широченского, Мичурина, Поплавского и других посёлков. Жили они в основном на квартирах, у родственников. Класс был сильный: почти половина училась на 4 и 5, были и отличники. Русского языка как предмета тогда в старших классах не было, изучали только литературу. Тяга к чтению книг у тогдашних школьников была больше, чем у последующих поколений. Но, к сожалению, библиотеки, как школьная, так и сельская, были очень бедны.

В 5-ом классе учились более 30 человек. Это дети послевоенных лет. Шустрые мальчишки и девчонки. Нужно было установить с ними контакт, чтобы они относились к русскому языку, как к основному предмету, таковым он считался в то время. Много приходилось заниматься с отстающими во внеурочное время. Это было нелегко при трёхсменном режиме работы школы.

И потекли школьные будни: подготовка к урокам, проверка тетрадей, дежурство по школе и т. д. Так всю жизнь в трудах и заботах.

В течение первого года работы жила на частной квартире, в крохотной комнате, где помещались стол, кровать и огромный цветок «розан» в деревянной кадке. За перегородкой была ещё одна кровать, на которой спала Елизарова (Каплина) Александра Васильевна. Она работала пионервожатой в школе. Хозяйка квартиры - тётя Лена Костёнкова – очень добрая, душевная женщина. В селе её в шутку называли «бабкой Елькой». У неё обычно первое время жили многие молодые учителя. И до меня жили, и после меня. В доме было чисто и уютно, но зимой холодновато из-за нехватки топлива. Частыми были перебои с электричеством. Тогда приходилось работать при керосиновой лампе.

В 1960 году я вышла замуж и получила квартиру, в которой жил до меня завуч школы Виданов Михаил Павлович. Это пятистенный дом, разделённый на две квартиры. Одна часть дома досталась мне. Это комната, перегороженная дощатой перегородкой и печкой посередине. Радости не было предела! Но из-за этой квартиры пришлось пролить уйму слёз и потратить немало нервов, потому что на неё претендовала новый завуч. После многих разборок всё же меня оставили в покое.

 В 1960-х годах родились мои дети. Ни яслей, ни садика в селе не было. Декретные отпуска очень короткие (1,5 -2 месяца до родов и столько же после). Приходилось крутиться. Нелегко было, и работать, и детей воспитывать. Уговорили свекровь Анну Филипповну переехать из Малой Малышевки в Домашку. Проблема, наконец, была разрешена. Можно спокойно трудиться.

Рабочий день учителя не ограничивался уроками. Много времени занимали различные мероприятия, отвлекающие от основного учебного процесса: политзанятия (2 раза в месяц по 2 часа), кружок «Научный атеизм (2 раза в месяц по 2 часа), педсоветы, родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания, родительские собрания в сёлах Бариновке, Парфёновке, Мичурине, Широченском, Поплавском и других. Транспорта не было – передвигались на попутных грузовиках или пешком. В основном это доставалось молодым учителям.

В послевоенные годы и учителя, и дети жили бедно, скромно одевались. Девочки носили школьную форму: коричневое платье и чёрный фартук - по будням, белый же – в торжественных случаях. Форма мальчиков несколько раз менялась. В холодное время года мальчики ходили в пальто, а кто его не имел, - в обычных рабочих фуфайках. Лишь позже вошли в моду куртки, которые популярны и в настоящее время.

За 30 с лишним лет работы, как классный руководитель, выпустила много классов, но 3 класса вела с 4 и 5 класса по 10. Привыкаешь к ним, как к своим детям, поэтому до сих пор интересуюсь их судьбой.

Спортивные мероприятия и уроки физкультуры зимой проводились в кирпичном доме (спортзале), расположенном во дворе школы, в тёплое время года – на улице. В этом же здании проходили пионерские сборы, комсомольские и родительские собрания, КВН, диспуты, утренники и вечера. На Новый год в зале красовалась величественная ёлка с Дедом Морозом и Снегурочкой под ней.

Рядом со старой школой располагалась деревянная постройка. Это мастерские, где проводились уроки труда у мальчиков. Василий Михайлович Никулин обучал их основам столярного и слесарного дела.

Клуб в 1960-х годах в селе был очень старый, ветхий, с самодельными скамейками, расставленными в два ряда. Это культурный центр села. Здесь ежедневно показывали кинофильмы для детей и взрослых. После вечернего сеанса – танцы. По праздникам ставили концерты. Активными участниками были учителя, медики и другие жители села.

Село начало преображаться. Колхозники вместо трудодней стали получать деньги. Колхоз развивался, богател. В 1965 году построили добротный, просторный, кирпичный клуб – настоящий двухэтажный Дом культуры, который стоит и поныне. В этом же здании отвели место и сельской библиотеке, в которой много лет проработала Ситкова (Мищенкова) Александра Николаевна. Постепенно стал пополняться библиотечный фонд.

Так прошло 10 лет моей работы в Домашке…


НОВАЯ ШКОЛА

(Из записок А.В. Букреевой)

 В 1970 году, рядом со школой, за рекордно короткий срок была возведена новая современная школа. Здание огромное, двухэтажное, со спортивным и актовым залами, кухней и столовой, множеством просторных и светлых классов. Началась кабинетная система обучения. На первом этаже были просторный холл, раздевалка, кабинеты биологии, физики, химии, кабинет директора и кабинеты завучей. На втором этаже размещались три кабинета русского языка и литературы, кабинет английского языка, кабинеты истории, географии, математики, пионерская комната и библиотека. Теперь каждый урок проходил в «своём» кабинете.

Строили школу, как говорится, всем миром. Помогали технички, учителя, старшеклассники. Отмывали коридоры, классы, убирали мусор, чистили окна. К началу второй четверти всё было готово. Расставлена новая мебель гораздо красивее и удобнее старой. Занятия проходили в одну смену. Теперь стало больше времени для индивидуальных занятий, для подготовки и проведения внеклассных мероприятий.

В 1970-х годах, на месте старой деревянной школы, было построено кирпичное двухэтажное здание интерната. Теперь ученики из других сёл жили в интернате, а на выходные уезжали домой. Сейчас в этом здании находится начальная школа.

Много внимания в школе уделялось спорту и начальной военной подготовке. Спортзал не пустовал ни днём, ни вечером. Работали секции по волейболу, баскетболу и другим видам спорта. Команды участвовали в районных соревнованиях и часто занимали призовые места, особенно по волейболу. Любовь к военным и спортивным профессиям воспитывали Клименков Михаил Владимирович, Раннев Сергей Сергеевич, Курочкин Анатолий Иванович, Доронин Валерий Сергеевич и другие.

В советское время обучение и воспитание считались едиными. Поэтому воспитательному процессу, как на уроках, так и во внеклассное время, уделялось большое внимание. В школе складывались свои традиции. Ежегодно проводились предметные недели: неделя русского языка и литературы, физики, химии, математики, биологии и других предметов. Например, в неделю словесности проходили конкурсы чтецов, литературные утренники и вечера, посвящённые юбилейным датам. Рассказывали больше о жизни и творчестве писателей и поэтов, не изучаемых по программе, приглашали куйбышевских поэтов и писателей, писали конкурсные сочинения и т.д. Предметные недели проходили интересно, с удовольствием готовились к ним и учителя, и дети. Школьники стали больше интересоваться музыкой, искусством. Появились электропроигрыватели, магнитофоны, стало развиваться телевидение. Организовались ансамбли музыкальных инструментов, дискотеки.

В 1970-80 годы ещё были живы многие участники Великой Отечественной войны. Их часто приглашали в школу на классные часы, пионерские сборы, комсомольские мероприятия. Они делились воспоминаниями о своей фронтовой жизни, о подвигах боевых товарищей, о великом подвиге нашего народа, отстоявшего Родину от фашизма. Учителя и ученики собирали материал для сельского музея, создателем которого был участник Великой Отечественной войны, учитель истории Домашкинской средней школы Николай Дмитриевич Ишин. Собран огромный материал об истории села, о Домашкинском полке, входившем в Чапаевскую дивизию, сражавшемся против белогвардейцев во время Гражданской войны.

В оформлении стендов принимали участие Василий Иванович Куликов, Михаил Владимирович Клименков. Учащиеся старших классов посещали фронтовиков на дому, записывали их воспоминания. Учителя русского языка обрабатывали собранный материал и передавали Н.Д. Ишину для музея. Во время походов по родному краю учащиеся свои находки также несли в музей. В изыскании экспонатов участвовали и жители села. Но основная заслуга в этом великом деле принадлежала Николаю Дмитриевичу – историку, краеведу, проработавшему в школе несколько десятков лет. Он хотел оставить память о себе, о своих односельчанах, но неблагодарные потомки пустили прахом этот огромный труд людей.

Широко отмечали в школе и на селе День Победы. Чествовали ветеранов, награждали их юбилейными медалями, дарили подарки, цветы. У обелиска проводили митинг, несли вахту памяти старшие школьники. В клубе обычно устраивали концерты с участием, как взрослых, так и детей (учащихся музыкальной школы). Читали стихи, пели хоровые и сольные песни военных лет. Это стало традицией до настоящего времени, хотя ветеранов войны осталось единицы.

Вплоть до 1990-х годов комсомольцы сдавали «Ленинский зачёт», к которому тщательно готовились: подтягивались в учёбе, добросовестно выполняли общественные поручения, преуспевали в спорте. В классах были органы самоуправления: в 8-10 классах – комсорг, староста, члены комитета ВЛКСМ. Они были надёжными помощниками классного руководителя в организации всех классных и общешкольных мероприятий. Интересно проходили конкурсы агитбригад. Каждый старший класс готовил свою программу, свои номера художественной самодеятельности, показывал своё мастерство и изобретательность, свою смекалку.


ТРУД И ОТДЫХ

(Из записок А.В. Букреевой)

В годы моей работы в Домашке школа была с производственным обучением, поэтому трудовому воспитанию уделялось большое внимание. Дети с малых лет привлекались к посильному труду дома, в школе собирали лекарственные травы, макулатуру, металлолом, работали на пришкольном участке, производили уборку в своих классах. Пришкольный участок всегда был в хорошем состоянии. В этом заслуга Таисии Ивановны Ерёминой (Курочкиной) и других учителей, которые замещали её во время отпуска.

Начиная с 7 класса, ученики работали в производственном лагере. Он располагался в лесу, в живописном месте. Жили в дощатых домиках. Работали в поле до обеда. После вкусной пищи на свежем воздухе, отдохнув час-второй, шли купаться в сопровождении воспитателя или начальника лагеря. Вечером, после ужина, начинались развлекательные мероприятия. Было весело и интересно. Позже построили капитальные домики, которые оставались на месте и зимой. Из блоков были построены открытая столовая и кухня. Оборудованы спортплощадка и сцена. В передвижном вагончике была комната отдыха. Ежедневно выпускался «Боевой листок». Домики покрашены в разные цвета. Девочки-«художницы» разрисовали их, дали романтические названия: «Ромашка», «Василёк», «Незабудка» и т.д.

После окончания экзаменов в выпускных классах до 1 июля в течение 25 лет я работала в лагере. После утомительных трудов в классе, уймы тетрадей, над которыми я сидела день и ночь, лагерь мне казался райским уголком, где я отдыхала душой, хотя приходилось ходить пешком ежедневно по 5-6 километров. Инструктором производственного обучения был Каплин Виктор Васильевич. Преподавались предметы: «Тракторы и сельхозмашины» (теория и практика), «Растениеводство» и «Животноводство» (вела Т.И. Ерёмина).

Заработанные ребятами в лагере деньги шли на питание, остальные – в «общую копилку». Потом их использовали на экскурсии в музеи, театры, посещение ёлки в Самаре на Новый год, Ледового дворца и т.д. В каникулы совершали поездки по различным городам Союза. Награждали путёвками учащихся, которые отличились в учёбе, имели примерное поведение, хорошо трудились в лагере. Несколько раз плавали на теплоходе в Ульяновск, Казань, посещали Москву, Ригу, Ленинград, Киев, Грозный и много других. Эта традиция началась ещё при директоре школы Кузовчиковой Антонине Яковлевне и продолжилась при Тахтовой (Храмовой) Валентине Александровне, которая заменила её при уходе Антонины Яковлевны на пенсию.

Я благодарна судьбе, что мне довелось работать в одном коллективе с такими учителями, которые проработали в Домашкинской школе не один десяток лет. Это Антонина Яковлевна Кузовчикова (директор), Валентина Георгиевна Реснова (завуч по учебной работе), Вера Ивановна Денисова (завуч по производственному обучению), Нина Петровна Баринова и Любовь Ивановна Крамер (учителя русского языка и литературы). Это и Николай Дмитриевич Ишин, и Таисия Ивановна Ерёмина, и Валентина Алексеевна Холковская, и Зоя Николаевна Логинова, и Наталья Николаевна Доронина, и Мария Петровна Серпуховатова, и Нина Григорьевна Судоплатова. А также Сергей Сергеевич и Надежда Викторовна Ранневы, Александр Дмитриевич и Валентина Петровна Ходаковы, Ольга Егоровна Макридина и другие. Многих из них уже нет с нами. Светлая им память…

Шли годы, менялись поколения, менялись директора и завучи, менялись и школьные традиции. Меняются и ученики. Увлекаются компьютерами, телефонами, гаджетами. Мало читают, не развивают свою устную и письменную речь. Русский язык и литературу вытеснил из школьной программы английский язык, который учат теперь с младших классов до окончания школы. Мне, посвятившей жизнь русской словесности, грустно и печально. Обидно за наш великий и могучий язык и нашу замечательную литературу. Но такова современная школа…


Рецензии