Местечковый счетовод

Ну, в 90-е я видел, например, как родители-алкаши варили своим детям кашу из комбикорма. Это мы сейчас про это якобы "забыли", но оно ведь всё равно было.

Вот и заслуга Александра Исаевича - в вытаскивании на свет Божий "благополучно забытой" большинством советских людей правды о том, что творилось у них под самым носом.

И эта заслуга безмерна. По всем своим историческим масштабам. И она навсегда останется с ним, несмотря на нынешние комментарии всякой мелкой интернет-сошки.

Есть такие расхожие фразы: "по просьбам трудящихся", "мои избиратели возмущены". Ну так что по ним получается? Стране не нужна память о лагерях? Жизнь у всех была совершенно другая? "Такая жизнь, Петька, что и умирать не надо"?

А сейчас-то и вообще у всех другая жизнь стала: про тюрьмы и слушать противно! Не популярно! Не романтично!

А давайте-ка запретим "Архипелаг", "Один день" и все подобные произведения Солженицына? Мало того, ещё каждый день будем говорить ученикам в школе, чтобы они, не дай Бог, даже не прикасались к этим книгам.

Вот тогда точно процентов 80 школяров опять эти книги обязательно и с интересом прочтёт. Интересно же станет, кого это Солженицын там "вымарал в грязи"? Неужели свою Родину? Неужели свой народ?..

...Что ж, в мировой литературе нам и без него известно немало писателей, "марающих грязью" историю своих стран. Вспомним, например, у американцев Фенимора Купера, Теодора Драйзера, Синклера Льюиса. У чехов Ярослава Гашека. У немцев Генриха Манна, Эриха Марию Ремарка.

Что, все они - гнусные куски дерьма? Вонючие отбросы своих наций, народов, государств? Вычеркнуть и забыть? И Солженицына так же гнать из народной памяти?..

...В самом центре Москвы взорван храм Христа Спасителя, святые иконы вынесены на улицу и публично сожжены, на месте древнего православного собора планируется построить современный бассейн...

...Эти несправедливость и беззаконие, которые в голове не умещаются. И, тем не менее, всё это было в истории нашей страны!

Важно также понимать: Солженицын - это прежде всего мыслитель именно таких масштабов, а не какой-то там местечковый счетовод.

К тому же, заявись он после своей 10-летней (вместе со ссылкой, а под надзором и того больше) отсидки в КГБ за "официальной справкой о точном числе репрессированных" - сел бы снова и уже навсегда.

Это кому-то непонятно?..

...Но долг писателя перед мировой литературой многие сейчас понимают так же, как и в ТОМ отделе (их было много, кроме ЭТОГО) КГБ СССР: стоит лишь "изъять" из народной памяти философские произведения, описывающие мрачные страницы истории (а они есть у всех народов и во все исторические периоды) - и сама эта история станет привлекательнее.

Она, без вышеназванных мыслителей, вдруг может заиграть "совершенно новыми красками", если из народной памяти "изъять" их произведения и вместо них "внедрить" те, где другими "художниками-реалистами" чёрное замазано солнечно-жёлтым, а серое - небесно-голубым.

И тоже, кстати, всё очень ловко основать на документальных источниках, событиях, фактах и народной памяти.

Вот только тут есть одно большое "НО" для активно работающего ума, который прекрасно понимает: любая история, увиденная глазами разных исторических субъектов, будет выглядеть даже не то чтобы разной, но порой и взаимоисключающей...

...Однако, не надо страдать здесь "множественной шизофренией". История, увиденная глазами чекистов важна - но она НЕ важнее, НЕ лучше и НЕ правильнее истории, увиденной глазами зэков.

"Лучше" и "хуже" - эти эмоции простительны только для капризных девочек, а "правильнее" история, увиденная глазами чекистов, быть не может, поскольку и история, увиденная глазами зэков, тоже основана на документальных источниках, событиях, фактах и народной памяти.

Поэтому не надо снова делать из правды лишь какой-то солнечно-жёлтый и небесно-голубой украинский флаг. Ибо, как показала сама история, он хорош только для гей-парадов и вступления в Евросоюз...

...Повторю: самое известное в мире произведение Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" - очень достойный труд именно для мыслителя мирового масштаба, а не для какого-то там местечкового счетовода.

И оно именно поэтому на порядок выше многих других. В нём живут не схемы, а люди.

Был "Архипелаг", был! И никуда от этой правды на Святой Руси не деться!

Хватали чекисты многих невинных, увы, и мучили в этих лагерях. И Королёв наш сидел, и Ландау, и офицеры с солдатами, пролившие кровь за Родину.

А про священников и говорить нечего. Хватали, мучили и убивали только за веру. Причём не только православных, а вообще всех подряд: и мусульман, и буддистов, и раскольников.

И зажиточных фермеров туда же гребли (кулаков), и бизнесменов (купцов разных гильдий), и политиков (разных партий), и деятелелей науки и культуры. И членов их семей.

И даже сочувствующую им прислугу: и шофёров, и садовников, и телохранителей (охранников). Даже приусадебных подсобных рабочих, положение которых сильно ухудшилось ввиду широко проводившейся в то время политики коллективизации.

Страх был у всех животный. Боялись стука сапогов в коридорах коммунальных квартир. Боялись "воронков", увозящие людей в неизвестность. Страшное время было.

"15 лет без права переписки" - сухо сообщали родным. А на самом деле этого человека уже давным-давно расстреляли. А родные ждали, ждали...

...Итак:

Комдив 5-го кавалерийского корпуса РККА в Пскове Рокоссовский, будущий маршал СССР, каким-то чудом выдернутый с нар НКВД прямо перед самой войной.

Капитан, командир батареи звуковой разведки 68-й Севско-Речицкой артиллерийской бригады 48-й армии 2-го Белорусского фронта Солженицын, будущий Нобелевский лауреат, осужденный за пару месяцев до Победы из-за туманного намёка на Сталина в письме фронтовому другу.

Будущий Нобелевский лауреат Лев Ландау.

Будущий академик АН СССР Сергей Королёв.

Будущий Народный артист СССР Георгий Жжёнов.

И так далее - слишком огромный список - чтобы его получилось изъять из народной памяти.

Что объединяет всех этих известных (и многих-многих других неизвестных) людей?

Отсутствие состава преступления перед своей Родиной и своим народом! Именно такая строчка звучит у них в оправдательных приговорах середины 50-х годов.

Так за что? А ни за что! За просто так.

А у скольких при этом биться сердце перестало? И нужно ли об этом помнить, читать, писать, думать, говорить? Конечно же, нужно!..

..."Архипелаг ГУЛАГ" - это великий исторический труд, написанный мыслителем мирового масштаба на основе собственного лагерного опыта в СССР и десятков тысяч писем и воспоминаний других таких же бывших заключённых - и их родных!

Не верите Солженицыну и его "Архипелагу"? Ну так почитайте хотя бы его личного врага - писателя Шаламова, который тоже сидел в то же самое время.

Что, "верный ленинец" был - этот глубоко несчастный - как и сам Солженицын - лагерник Варлам Шаламов? Нет, конечно же. Ведь оба они сидели среди тысяч таких же раздавленных судеб и разрушенных личных жизней. И у обоих перед глазами было то же самое.

А он Солженицына, мягко говоря, считал не совсем объективным. Но вот она - объективность. Просто по факту. Реально - куча народу тогда сидело! Самого, казалось бы, разного. И все - по 58-й, то есть по антисоветской!

Так как же им тут было не написать правду и ничего, кроме правды?!

Так, собственно, и появились "Архипелаг ГУЛАГ" и "Колымские рассказы". А не чей-то бездоказательный бред!..

...Сын священника Шаламов долгие годы, как и Солженицын, провёл в сталинских лагерях. Пытался бежать, был пойман. И именно по абсолютно антисоветскому рассказу Шаламова снят абсолютно антисоветский фильм "Последний бой майора Пугачёва".

Вот где правда жизни. Этой то правды и боятся. Её все бесы боятся...

...Другое дело, что рассказы Шаламова - они супержёсткие, не для средних умов и характеров, но они, при этом их несомненном достоинстве, всё равно не дают объём. У него нет самой главной мысли, как у Солженицына.

О чём рассказы Шаламова?

О том, к примеру, как очень легко можно лишиться жизни на зоне за проигранный каким-то блатным в карты твой собственный свитер, присланный любимой женой.

О нескончаемом голоде - в каждом рассказе.

О нескончаемом холоде - в каждом рассказе.

О греющихся у костров конвоирах с ППШ и винтовками Мосина, которые убивают чуть шагнувшего за черту доходягу просто потому, что так задумали, и ждут только предлога.

И о смерти. Смерти простого человека, к которой там все так привыкли, что стали к ней абсолютно равнодушны...

...Но, по сути, Шаламов просто рассказывает самые кошмарные истории из той лагерной жизни, избегая, однако, самых высших философских оценочных суждений.

В центре произведений Шаламова - вовсе не государство с его главной идеологией, а всего лишь какой-нибудь один простой человек в нечеловеческих условиях унижения, подлости и смерти.

Но, позвольте, как же он туда попал? По решению какого суда и какого приговора? Где государство? То есть - ключ ко всему?

Вот так, без самой высшей философской оценки, Шаламов и написал практически весь свой сборник "Колымских рассказов"...

...Но даже если бы он написал только один рассказ "Последний бой майора Пугачёва", его и в этом случае можно было бы считать выдающимся писателем. Там Шаламов максимально близко подошёл к той самой высшей философской оценке всего советского государства.

И он не был очевидцем этого побега, историю эту он услышал на зоне. И, как всегда, пока она дошла до него - много раз в изложении разных людей менялась. Да и он тоже добавил что-то своё.

Тоже очень много неточностей и даже выдумок. У писателя Шаламова. Очень мною, тем не менее, уважаемого. Ибо читаешь - и веришь каждому слову автора: он там был, он всё это видел, он чувствовал, он переживал!..

...А куда хотел убежать его майор Пугачёв со своими товарищами из советского лагеря? Да, за границу, естественно. А вы как думали? Куда же ещё можно убежать зэкам после убийства вертухаев на угнанном с аэродрома советском самолёте?

По крайней мере, именно таков был его дальнейший жизненный план. У майора Пугачёва. И не только у него. Многие тогда об этом мечтали. Потому что просто уже не было никакого другого выбора...

...Ну так чем вам эмигрировавший потом из СССР за границу на самолёте Солженицын-то не угодил? Где он и что "выдумал"? И в чём "наврал"?

То есть майор Пугачёв у Шаламова вам "угодил", а капитан Солженицын вам "не угодил"? Какие же вы капризные девочки, ей-Богу!

Сейчас модно ругать Солженицына. Откуда вот только берутся все эти обвинения, неизвестно. Вернее, известно. Просто с потолка...

...А насчёт "счетоводства". Счетовод - это младший бухгалтер, помощник, выполняющий вспомогательные функции учёта. Как совершенно отчётливо видим: счетовод - это не мыслитель мирового масштаба, а просто его помощник.

Но очевидно же, что, когда писались "Архипелаг ГУЛАГ" и "Колымские рассказы", никто не пустил бы Солженицына и Шаламова в архивы КГБ за "официальными справками о точном числе репрессированных" - сели бы они тогда снова и уже навсегда.

Или это опять кому-то непонятно?

Так что единственными доступными для них тогда источниками информации были только собственный лагерный опыт и те самые воспоминания очевидцев каких-либо описываемых потом в их произведениях событий, которые тоже сидели вместе с ними - прямо на расстоянии вытянутой руки, а то и того теснее...

...Итак:

"Архипелаг ГУЛАГ" - это очень мужественная (и потому очень достойная) попытка мыслителя мирового масштаба (а не какого-нибудь местечкового счетовода) огромной художественной реконструкции всей карательной системы СССР - по неполным данным!..

...А сейчас у людей опять хотят стереть из памяти те страшные годы: чёрное замазать солнечно-жёлтым, а серое - небесно-голубым. И тупо забыть тех граждан СССР, которые погибли в сталинских лагерях на территории нашей страны.

Тем самым снова хотят переписать историю СССР.

Ну так чем такие "художники-реалисты" сами-то лучше лжецов и отца лжи, по Евангелию?..

...В общем, в этой гнетущей обстановке запретов, секретов и прочих страшных тайн, Солженицын вообще не стал писать о каком-то одном человеке и его тяжёлой судьбе.

Он назвал своё произведение не просто какие-то "Колымские рассказы" (или ещё какие-то локальные, островные, например "Воркутинские" или "Магаданские"), а именно - весь "Архипелаг ГУЛАГ"! Весь - без исключения!

Чем гораздо шире приоткрыл всю эту очень таинственную для многих завесу, бросив самый высший философский вызов даже не начальнику какой-либо своей колонии, а вообще всей Октябрьской революции и той самой КПСС, обвинив её в том, что большевики фактически уничтожили русскую культуру, пустили по миру русскую деревню и растоптали христианскую веру.

Он был одним из первых, который открыто заявлял, что Советский Союз всё равно обречён и скоро исчезнет с лица Земли, поскольку у этого государства для долгого существования нет никакой истинной духовной основы, а его государственная идеология попросту узка и тоталитарна - и не имеет ничего общего с истинным историческим развитием всего нашего народа...

...Давайте, запрещайте! Многое уже открылось, и ещё большее откроется потом.

Ну, в 90-е я видел, например, как родители-алкаши варили своим детям кашу из комбикорма. А люди с прекрасным советским образованием стреляли друг другу в спины из-за угла.

В спины. Из-за угла. Из-за денег. Друг в друга. Взрослые советские люди. С прекрасным советским образованием.

Это мы сейчас про это якобы "забыли", но оно ведь всё равно было. Ибо мы все тоже - рождённые в СССР - и не без памяти. Все, поголовно...

...Вот вы только вспомните всё это снова: тот самый нормальный советский микрорайон, в котором вы родились и выросли, великолепный парк с ажурными скамейками у Дома Культуры, бьющий в летнюю высь городской фонтан, тенистые аллеи вдоль берегов речки, цирк, кинотеатры, школа, спортивные и детские площадки.

И ничто не остановило от морально-нравственного разложения всех этих взрослых советских людей с прекрасным советским образованием...

...Взрослым людям нужна эта правда. Девочкам капризным она, конечно же, не нужна, а вот взрослым людям очень нужна.

А правда есть в том, Петька, что человеческой душе в идеологии СССР жить было абсолютно нечем. Даже в учебнике "Обществоведение" за 10-й класс средней школы, где я впервые с удивлением открыл для себя основной вопрос философии - что первично: материя или сознание?..

...Другое дело - нынешние времена. У которых будут уже свои писатели.

И дай Бог, чтобы они в своих будущих произведениях тоже никого не пощадили.

Чтобы, как Солженицын и Шаламов, взяли, да и жахнули всем по полной программе!

Как, в общем-то, оно всё и полагается в настоящей литературе мирового масштаба.


Рецензии