С любимыми не расставайтесь
Людмила Ивановна перед этими поездками всегда немного волновалас,потому что знала : встретят кого-нибудь из друзей детства или просто знакомых земляков. И хотелось выглядеть незатрапезно. Она подошла к зеркалу. На неё смотрела ещё нестарая женщина , крепкая , осанистая. У глаз были лучики- морщинки, но щёки и шея ещё недряблые, сливочного цвета. Молодо выглядели глаза, хотя и небольшие, но ярко- голубые, без наволочи. "Хоть и не красавица, но и не урод", -усмехнулась Людмила, отойдя от зеркала. И через минуту уже занялась другими делами, перестав думать о своей внешности.
В этот раз поехали на двух машинах. Во второй- сестра со своей семьёй. Дорога была дальняя. Успели и поделиться новостями с тётушкой, которую взяли с собой , и послушать музыку, которую включил зять, и покормить маленькую внучку, которая задремала вскоре. И Людмила Ивановна задумалась о своём. Почти год после таких поездок она жила спокойно. Но чем старше становилась, тем больше чувствовала к концу года какое-то томление духа ,какое-то беспокойство. И наконец собиралась ехать. Моложе была , ездила на автобусе, потом на машине с покойным мужем или родственниками, в последнее время- с дочерью . "Зов предков!"- улыбнулась она.
Настроение в таких поездках у неё было приподнятое. Даже на кладбище , где они убирали могилки родных, печаль была лёгкая и светлая, такими же были и слёзы, которыми оплакивала она свою рано умершую труженицу- хлопотунью мать и ненамного пережившего её сурового отца, живших ради них, своих детей. Людмила Ивановна часто думала, что такие люди, как её родители , попадают в рай. Уж мама-то непременно, любящая и жалеющая всех людей, готовая прийти на помощь каждому.
Сделали первую остановку у дацана .Высыпали весёлой гурьбой:"Здравствуй, самбайна, земля Гэсзра!" Покапали вина, пригубили, выложили на стол конфеты, мелочь, как требовал ритуал. Шутили, фотографировались, сигналили проезжающие автомобили тех ,кто знал этот обычай. Поехали дальше. И вот ,наконец, появилась вдали милая роща... Деревня была уже недалеко, но здесь всегда останавливались по просьбе Людмилы Всё детство и юность пробегала она сюда. Сколько воспоминаний связано с этой берёзовой рощей!
Она отошла немного подальше от машины. Стояли вокруг белоствольные берёзы, сверкая недавно распустившимися, ещё совсем небольшими листочками. И эти листья, и молодая трава были как-то по-юному свежи и зелены, и казалось, что всё вокруг подёрнуто зелёной дымкой. Людмила Ивановна погладила берёзу по стволу, на руке остался нежный белый след, "Да,- растроганно подумала она,- выросли мои берёзки!" Помнила их ещё совсем молодыми, когда они, взобравшись на этот косогор , приживались, делались всё выше и гуще.
Лёгкий ветерок поиграл с листьями, прошумел и улетел дальше. Растроганная Людмила стояла молча. И вдруг увидела идущего к ней чужого мужчину. Их компания галдела у опушки , и Людмила насторожилась. А он подходил всё ближе и ещё издали выдохнул- воскликнул:"Мила!" Один только человек называл её так! Коля, Николай! Сколько лет прошло! Да, это был он. "Потрепала его жизнь!"- первое, что пришло в голову Людмиле. Полысел, постарел ,глаза какие- то потухшие, горькие складки у губ. "Мила, здравствуй! А ты не изменилась нисколько!"- говорил Николай, как будто услышав её внутренний монолог.
Людмила не сразу пришла в себя :" Ты откуда? Что здесь делаешь?" А он неотрывно глядел на неё:" Я сюда часто прихожу. Это ведь наше место. Ты помнишь?"... -"Мама! Люда! Где ты там?!"- звали её. Людмила Ивановна заторопилась на зов, Николай пошёл рядом. Поздоровались. Сестра тоже узнала его, сухо кивнула головой, остальные с любопытством смотрели на Николая." Мой знакомый , земляк,"- представила его Людмила, а у самой как натянутая струна в душе звенит.
И на кладбище уже не было обычного настроения. Она убиралась молча. Сколько лет прошло, четверть века! Всё, казалось, прошло, успокоилось. А вот эта встреча всколыхнула душу. Ничего не забыто, болит рана по- прежнему. С Николаем Люда познакомилась, когда приехала домой из города, только поступив в институт. А он по распределению начал работать в деревне. Встретились в клубе, где тогда собиралась вся сельская молодёжь. Люде тогда нравился одноклассник Слава, и она ждала его приглашения на танец. Но пригласил её Николай и провожать пошёл. Назло Славе она стала встречаться с Колей и не поняла, когда он стал нужен и близок ей.
С всем пылом юности она полюбила этого спокойного чернявого парня, похожего на армянина. Его часто спрашивали, не родня ли они ему. Он только улыбался в ответ. Люда уже знала, что он у матери один, родила его она в девках, и воспитывал его отчим. Теперь все её мысли были о нём. В каждый её приезд они шли гулять в рощу, ставшую свидетельницей их любви. Осень была долгая- долгая. И текучие ветви берёз обсыпали их золотыми монетками. Людмила собирала пригоршнями это" золото" и , хохоча, кидала в Николая, а он увёртывался, смеялся , догонял и обхватывал сильными руками: не вырваться. Здесь он поцеловал её. Впервые она целовалась с мужчиной, но эти поцелуи были чисты и невинны. А вкус его сухих и горячих губ она запомнила на всю жизнь .
Часто они гуляли допоздна .Уже показывалась яркая луна, освещая рощу таинственным светом. Роща наполнялась росистой свежестью, ароматом увядающей травы. И они , очарованные красотой лунной ночи, тесно прижавшись телами, молча возвращались домой. Зимой тоже ходили, пробираясь по снегу к своим любимым берёзкам. Теперь Николай тряс берёзку, и она осыпала их серебром. Перед домом стряхивали снег друг с друга, весёлые, счастливые.
Всё первые летние каникулы Людмила жила дома, каждый вечер проводила с Колей. Чаще всего их свидания проходили в роще. Там им никто не мешал назойливыми взглядами. Там она впервые познала близость с любимым. Говорили о свадьбе. Решили пожениться через год , когда Коля подкопит денег, а Люда перейдёт на третий курс. Лето для Людмилы пролетело мгновенно. Пора было собираться на учёбу, но ей так неохота было расставаться с Николаем , и каждый свободный час старалась проводить с ним.
В конце лета их пригласили на проводины(забирали в армию друга Коли). Было весело, пели .танцевали, желали будущему солдату скорейшего возвращения. Николай выпил, Люда его таким ещё не видела, но отнеслась спокойно: многие хорошо набрались. На белый танец его постоянно приглашала подруга Люды- Люба, висла на нём ,прижималась. Потом кто-то затеял дурацкую игру в бутылочку, и Люба, не обращая внимания на то, где остановилась бутылка , уже целовала Колю в открытую. Он слабо сопротивлялся, отворачивался... Люде стало неприятно, и она вышла во двор, думая, что Коля выйдет за ней. А когда вернулась, ей сказали, что Коле стало плохо, и Люба увела его домой.
На следующий день Люда пошла к его дому узнать, как Коля. И видела, как он выходил от Любы, которая цеплялась за него, стараясь поцеловать. Сначала Люда встала, как вкопанная, а потом кинулась бежать."Мила, подожди!"- кричал Николай, но она сломя голову добежала до дома и в этот же день уехала. Больше Николая она не видела. Первые полгода учёбы не ездила домой, сменила адрес(сняла комнату). Знала, что он несколько раз приезжал в общежитие, приходил к ней домой, но всем было строго наказано, чтобы не давали её адрес. Весной ей сказали, что Люба увезла Николая из деревни.
Свою боль и отчаяние Люда выплакала в берёзовой роще, у тех берёзок, где сегодня увидела Николая. И они как будто плакали вместе с ней , роняя крупные капли с плакучих ветвей... Она знала, что Люба с Николаем прожили два года и разошлись, детей у них не было, что он уехал куда-то на север, что недавно вернулся. Но не знала, что он опять в деревне. Людмила Ивановна опять почувствовала боль, как в юности, боль одиночества... На последнем курсе она вышла замуж, родила дочь. Муж был неплохим человеком, но ни одного дня она не была счастлива с ним. Даже в минуты близости она видела лицо Николая, вспоминая каждую чёрточку его лица. Муж умер неожиданно, и Людмила Ивановна напрягалась, поднимая дочь, забывая о себе.
Пыталась сестра заговорить с ней, обсудить поездку, но Людмила отвечала нехотя, односложно. Возвращались молча, устали все... Эта встреча разбудила в ней всё потайное, что пыталась скрыть от самой себя: нерастраченную женственность, желание счастья, непроходящую любовь к Николаю.
Начиналась новая неделя. Всё, казалось, обычно: дом, работа, но в душе у Людмилы Ивановны бушевала буря. Опять она видела любимые глаза, опять слышала этот выдых:"Мила!", опять видела берёзовую рощу, где была так счастлива... В конце недели в дверь позвонили. Людмила Ивановна никого не ждала ,с недоумением открыла дверь. За дверью стоял Николай:" Мила, не гони! Любил и люблю только тебя, прости меня за прошлое. С Любой в ту ночь у меня ничего и не было, но ты не захотела меня выслушать ,не захотела встретиться, а Люба всегда была рядом, но не смог я жить с ней. Ты у меня перед глазами всю жизнь. Давай не будем мучить друг друга." Через месяц они поженились.
Свидетельство о публикации №223021900109