Пока не остановится сердце. НЭТ, Волгоград

В Волгоградском государственном новом экспериментальном театре (НЭТе) состоялась необычная премьера: музыкальный спектакль по пьесе Константина Паустовского «Пока не остановится сердце», посвященного 80-летию победы в Сталинградской битве. В качестве режиссёра-постановщика выступил известный петербургский дирижёр, в настоящее время – художественный руководитель и главный дирижёр Волгоградского государственного симфонического оркестра Андрей Аниханов.

Пьеса Паустовского «Пока не остановится сердце» была написана в 1943 году для Московского камерного театра под руководством Александра Таирова. Её премьера состоялась 4 апреля 1943 г., когда театр находился в эвакуации в Барнауле. В спектакле играли ведущие артисты театра - Борис Терентьев (Ушаков), Николай Чаплыгин (Руммель), Августа Миклашевская (Вязальщица), Владимир Кенигсон (Берман) и другие. Главная роль – известной московской актрисы Анны Мартыновой - писалась для выдающейся актрисы Алисы Коонен. Музыку к спектаклю сочинил молодой Георгий Свиридов. Московская премьера состоялась в конце декабря 1943 года на сцене Камерного театра на Тверском бульваре. То есть, этой пьесе, как и победе в Сталинградской битве, 80 лет. Они не только ровесники, они ещё, если так можно сказать, однополчане, которые теперь вместе отмечают значительную дату.

Однако пьесе Паустовского и музыке к ней была уготована трагическая участь: они  родились на сцене таировского театра и ушли в небытие после его насильственной «реорганизации». Пьеса с тех пор и до нынешней волгоградской премьеры нигде не ставилась и не была опубликована. А музыка просто утеряна. Андрею Аниханову удалось найти в архиве РГАЛИ машинописный вариант пьесы с рукописными пометками Паустовского и отредактировать текст для современной постановки.

На сцене – скромный деревянный дом в провинциальном северном городке на берегу большого озера (сценография Андрея Аниханова и Алексея Селезнёва). Этот дом подарил своей подруге, в прошлом переводчице, а ныне модистке Кларисе Ландышевой (Виолетта Койфман) капитан в отставке Иван Ушаков (Максим Чекашкин). Клариса сдаёт комнаты в своём доме семье Мартыновых – Алексею Мартынову, ученому-агроному (Виталий Мелешников), и приехавшей к нему из Москвы жене Анне (Екатерина Мелешникова). У супругов есть сын Миша лет шести, за которым присматривает няня и домработница Давыдовна (Народная артистка РФ Алла Забелина). Плотник Егор Люхин (Сергей Викторов), друг семьи, выпиливает лобзиком из фанеры игрушки для Миши. К Мартыновым часто заходит в гости скрипач театрального оркестра Берман (Андрей Курицын).
Германская армия наступала стремительно, поэтому многие жители городка уже покинули его, а семья Мартыновых из-за болезни ребёнка уехать не смогла. Алексей успел уйти к партизанам, Клариса же, свободно владеющая немецким языком, спит и видит себя в Германии и начинает не только прислуживать немцам, но и предавать сограждан. Берман с отеческой нежностью относится к сыну Мартыновых Мише (Дима Матвеев). В тот  момент, когда в дом врываются немецкие солдаты, он держит спящего Мишу на руках. «Еврей?» - указывая автоматом на Бермана, спрашивает Кларису фашист. Та подтверждает. Солдат с размаху бьет его прикладом, попадает по мальчику.

Анна, узнав о смерти сына, теряет рассудок, но через какое-то время её сознание восстанавливается, и она становится одержимой идеей мести немцам. Анна вступает в жёсткую психологическую дуэль с комендантом города, майором Руммелем (Евгений Тюфяков). Руммель имеет конкретную цель: сломить сопротивление, подчинить знаменитую актрису, и, используя её известное имя, заставить служить рейху. Он хорошо говорит по-русски (Тюфяков блистательно передает и немецко-русский акцент, и омерзительную псевдоинтеллигентную манеру своего героя разглагольствовать о вечных ценностях). После одной только фразы, с редкостной издевкой произнесенной Руммелем: «Мы, немцы - первая нация в мире и имеем удовольствие выбирать себе врага», зрителям хочется задушить его немедленно.
 
В предельно опасном поединке с комендантом Анне удаётся заставить его поверить, что она искренне мечтает о сценах европейских столиц, о беспечной, сытой жизни, но пока убеждает Руммеля открыть закрытый после начала войны театр в городке, чтобы порадовать германских офицеров своим выдающимся искусством. Комендант провоцирует Анну, перепроверяет сказанное ею у Кларисы, в какой-то момент Анна едва не проваливается, но спектакль с её участием будет! А Кларису – подальше от немцев – отправляет на дно озера учить рыб немецкому капитан Ушаков. В день открытия театра Анна царит на сцене, немцы-зрители пребывают в радостном возбуждении, и вдруг в театр врываются партизаны и красноармейцы. Анне удаётся застрелить Руммеля.
 
В спектакле берут за душу чрезвычайная искренность и мастерство артистов. Каждый из них, но прежде всего, Екатерина Мелешникова, не играет роль, а проживает её. «Любая военная пьеса всегда тяжела для артиста, тем более, в наше непростое время, - говорит Мелешникова. – Сцена убийства ребёнка в спектакле – самая сложная, потому что такое невозможно принять ни в реальной жизни, ни в сценической. Эта роль – испытание своих сил и возможностей, потому что тут заключена и высокая трагедия, и драма, и мелодрама, и театр в театре – я, актриса, играю актрису, которая играет актрису!».

С потрясающей пронзительностью играет скрипача Бермана Андрей Курицын. Сначала, на пороге ожидаемой скорой гибели, он трогательно вспоминает своё киевское детство. Затем испытывает леденящий ужас от того, что на его руках убили ребёнка. Чуть позже – безысходность и отчаяние, усиливающиеся неснимаемой табличкой «Детоубийца», которую издевательски повесили ему на шею немцы.

Отвратительно-гнусный образ Кларисы удалось виртуозно создать Виолетте Койфман. Её героиня была противна во всём: в мимике, в жестах, в интонациях, в походке. Трепетно и проникновенно сыграла заботливую и мудрую простую русскую женщину  Давыдовну Алла Забелина, а Анастасия Фролова – эпизодическую, но важную роль связной партизанского подполья вязальщицы Вари.

Тонкий мастер психологического портрета, Паустовский поставил перед актерами своего поколения сложную задачу: разглядеть современника во всех подробностях бытия и тончайших движений души.
В спектакле много музыки и это не случайно: Паустовский, энциклопедически образованный человек, музыку любил и знал. Недаром в пьесе многое связано с музыкальными темами, в текст пьесы вотканы имена Шуберта, Штрауса, Бетховена, Венявского.

Андрей Аниханов, у которого театр в крови и плоти (только в ленинградском Театре оперы и балета имени Мусоргского (в настоящее время – Михайловском) он прослужил главным дирижёром без малого 19 лет), не только чувствует и «видит» музыку, но и знает, как наилучшим образом использовать её для психологического и драматургического воздействия спектакля и на зрителей, и артистов. Подобранные им хоровые произведения Г. Свиридова оказались вплетёнными в ткань пьесы настолько естественно, словно всегда были её частью. Они стали не только музыкальным фундаментом спектакля, но и его мощной энергетической сутью. Отличное исполнение - непременное условие звучания музыки в постановке. А исполняли её профессионалы - хор и солисты театра «Царицынская опера» и Волгоградский государственный академический симфонический оркестр. Причём, оркестр был не иллюстратором, а участником действия, например, когда играл на немецком балу в оккупированном городке. Скрипичную игру Бермана воплощал солист оркестра Альберт Жмаев.

Удивительное мастерство режиссёра – соединить в постановке три больших самостоятельных коллектива так, будто они части одного целого! Достоверности происходящему добавляли реалистичные и стилистически точные костюмы Эдуарда Абрамова.

Несокрушимой верой в победу звучат в финале спектакля слова Анны: «Счастье придёт. Мы отстоим его своей кровью, своей яростью, своим гневом, своим предсмертным криком. Мы будем бороться за него, пока не остановится сердце». До счастья Победы оставалось ещё два с лишним долгих года…


Рецензии