Парамонголы и христианство в Дагhестане
"Изначально установившиеся мирные взаимоотношения между монголами и Аварией могут быть связаны и с исторической памятью монголов. Они, очевидно, имели информацию о воинственном Аварском каганате, сложившемся - в 4 в. на древней территории Монголии, где впоследствии зародилась и империя Чингис-хана. Возможно, сознание единства прародины двух народов и определило лояльное отношение монголов к аварам, которых они могли воспринять как древних соплеменников, оказавшихся на Кавказе задолго до них» ( Мурад Магомедов. «История аварцев». С. 124)
Христианство в горном Дагhестане и в Ичкерии не имеет прямого отношения к Грузии, оно возникло и развивалось в своих условиях и собственным путём. Мы предпологаем, что оно имело отношение к Кайтагу (Хонзану, Хамзину, Сувару)- центру Прикаспийских гуннов (хонов). Именно оттуда оно должно быть занесено в горный Дагhестан и в Чечню. Оно,вероятно, носило характер иудео-христианской секты. К ней могла иметь отношение секта хионов в Византии, а также влиятельная и богаая иудейская община в Горгане. Эта христианская парамонгольская община "параллельного аварства" опиралась на арамейско-древнееврейскую лексику в своём богослужении.Длительное время эта община должна была использовала какие-то свои прежние родственно-племенные связи, пытаясь упрочить своё влияние.
Христианство было очень популярно в Шамильском районе Дагhестана, где археологами были обнаружены четыры ряда захоронений с христианским обрядом.Там же была обнаружена плита с надписями грузинским шрифтом, но не читаемым текстом. Ни по-грузински, ни по-аварски найденные надписи не читались. Мы предпологаем, что надписи на этой плите могли принадлежать какому-то местному дагестанскому варианту одного из парамонгольских языков.
Большая часть легко обнаруживаемой в аварском языке лексики, имеющей убедительные соответствия в монгольских языках, принадлежит преимущественно вовсе не литературному аварскому языку, а диалектной лексике. Ещё одна её особенность- мало общих с монгольскими языками глаголов, почти полностью отсутствуют общие числительные, но - существительных много. И у тех существительных прослеживается своя специфика, своё направление.
Нам могу задать вопрос: "Почему вы в совпадающей с монг. языками лексикой видите не древнее родство, а результат относительно позднего - средневекового-монг. заимствования? Может быть они были изначально родственны?
-Дело в том, что совпадения очень высокого качества, значит, не столь много времени прошло. Совпадения в целом носят характер целенаправленных заимствований. И эти заимствования вообще-то избирательны. Если кто-то из лингвистов докажет, что речь идёт об изначальном родстве нахско-дагесанских языков с парамонгольскими, то мы возражать не станем, мы примем этот вывод без споров и возражений, если, конечно, он будет обоснован. Пока же то, что мы видим похоже на лексику какого-то другого народа со своим собственным языком внутри горско-аварского этноса.Мы эту общую с монгольскими языками лексику обозначили как "лексика параллельного аварства". Если мы ошиблись и можно уверждать, что предки дагестанцев и вайнахов в языковом плане изначально были родственны с монголами, то флаг им в руки, пусть продолжат начатое нами и доведут до финала. Для нас же такой вопрос- неподъёмная задача.
Этноним SOL/SOLIAG- это из языкового наследия "параллельного аварства", связанного с кайтагским Суваром (монг. Savar "когти"), он же Хонзан и Хамзин. Ав. диалектное СОЛЧИ "человек тухума" убедительно свидельсвует о наличии горского населения, сохранявшего одно из парамонгольских наречий.
Совершенно отсутствует общая лексика с монгольскими в разделе "делать, работать", но есть "оплата за службу, оклад", есть общее в разделе "двигаться, дорога, прочёсывать, закрывать, перекрывать". В общей лексике есть также "паутина, нить, шерсть, пещера", некоторые кисло-молочные продукты, "жаровня", пуск ягнят к овцематке и пр. Также "голова, глава, совокупность", элементы связанные с убранством юрты и т.п. Из оружия: самострел (арбалет), стрельба
Приведём ряд примеров раздела "двигаться, перемещаться":
"ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ,ДОРОГА"
Ав. хех "быстро, по-быстрому": ХОЬХ "быстро, по-быстрому".
Ав. хвадезе (основа "хва-д"): афг. хвадзедыл "ходить, бродить"; халха-монг. ХОЬДЛОЬХ, движение ХОЬДЛОЬХ, ХОЬДЛОЬЛ "двигаться, трогаться, шевелиться, трудиться", ХОЬДОЬЛГОЬОЬН "движение, езда, ходьба"
Ав. нух "путь, дорога": НУЬУЬХ "кочевать, перекочёвывать, переселяться". Сюда же ав. нух "раз" (т.е. "один") и монг. НЭГЖ "единица", НЭГ(ЭН) "один",НЭГ "однажды, как-то". Обр. внимание ткже на ав. лъаб-го "три" и монг. ЛХАГВА "среда".В обоих случаям мы имеем при этом латеральный согласный.
Ав. нохъо "пещера": НУЬХ "отверстие, дыра, нора, логово",НУЬХТЭЙ "дырявый"
"ГОЛЫЙ,ОБНАЖАТЬСЯ"
Ав. диал. нуцI "след сучка","струп", ноцI "место среза сучка от ствола": НУЦГЭЛЭХ "обдирать, снимать, раздеваться догола, обнажать",НУЬЦГЭН "голый, нагой".То что мы не ошиблись в определении подтверждает и ав. нуцI, нуцIи "ива"."Ива - дерево женской магии. Она связана с Луной, всеми обрядами, посвященными земле и воде, которые исполняют женщины. См. также:
Ива белая голая. Дерево вырастает до 15-20 метров в высоту, 8-15 метров в ширину. Крона ивы белой голой узкоколоновидной формы, со временем она становится округлой.
ОБЩИЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Ав. нилъ "мы (с тобой), нилъер "наш с тобой, с вами" : НЕЛ "все сплошь, везде, всюду", НЭЛГЭР "обширный, просторный". В обоих случаях латеральный "лъ" [Lh].
"СТОРОНА"
Ав. рагIад "тень": АР "задняя, теневая сторона", "зад, спина, север", АР МОНГОЛ "Внешняя Монголия". Ав. форма находится в положении метатезы по отношению к монг. Сюда же ав. рагIал "конец, край": АРАЛ "остров".
Ав. данде "напротив", дандияв "ровесник": ДУНД "средний, середина, центр", "среди, между, в середине",ДУНДАД "средний, серединный", ДУНДАД УЛС "Китай, Срединное государство", ДУНДАХ "находящийся посередине, средний", ДУНДУУР "через, сквозь, пополам".
Ав. гор "круг, отверстие, окно", гордо "окно": ГОРТИГ "круг, черта, предел, граница", "циркуль"
ДАРГ. "БОЙ,ВОЙНА"
Дарг. дявти "битва, бой": ДАВШИХ "наступать, продвигаться вперёд", даврах "быть необузданным", давшилт "наступление, продвижение вперёд", давшлах "атаковать"
ОДЕЖДА, АМУНИЦИЯ
Ав. хьатал "обувь": ГУТАЛ "обувь, сапоги, обувной"
ЧАСТИ ТЕЛА
Ав. диал. хамах, хумех "нос": дагур. ХОЬМХУЬЙ "верхняя губа", халха-монг. ХАМАР "нос, носок; холм, возвышение"
Ав.квер "рука": ГАР "рука"
Свидетельство о публикации №223021901229