Проект Витгенштейн. Глава 4 Умничать

Пример того, как не надо «умничать» ( = «опираться исключительно на ловкий интеллект») в пространстве, где существует бесконечное количество «границ рассмотрения». (В этом пространстве находятся все «объекты рассмотрения» — процессы, явления, предметы).

Скажу по другому:

Проводя "границы рассмотрения процессов, явлений" нельзя опираться только на интеллект и ловкость ума. Потому что "границы рассмотрения", равно как и модели, построенные на их основе — будут неадекватными. Хотя логически (формально-логически) — все будет верно. Модели будут бесплодными. И это в лучшем случае, т.е. если у проводящего границы рассмотрения будут честные намерения.

Если намерения — нечестные, если "границы рассмотрения" (процесса, явления) рассматривающий намеренно проводит неверно, хотя и формально-логически верно, т.е. проводит их так, как это выгодно ему, но при этом чтобы правильной формальной логикой (используя силу и скорость своего интеллекта) запутать всех остальных, выбить у них опору из под и основу для возражений ("крыть нечем"), то в интеллектуальных дискуссиях это называется "подмена понятий" (в "спорах хозяйствующих субъектов" — жилить).

"Все верно, а по существу издевательство", говорил в таких случаях Ленин, сталкиваясь с таким поведением молодой тогда еще советской бюрократии (управленцев общественными и экономическими процессами).

"...И чего можно достичь подобным истолкованием выражений?", — задает риторический вопрос Витгенштейн. ...Чтобы его остановить на всем скаку, достаточно спросить его: что значит "подобным"? а чего он "хотел достичь"? и так далее. Да любой философ — да даже прапорщик! — его на место поставит, и даже на гауптвахту.

Так что сами смотрите, с кого пример брать в этом деле — с Витгенштейна или наоборот?


Александр Клейн
17-19 февраля 2023 г.
Рис.: Кл.


Проект Витгенштейн

Глава 1 Вступление http://proza.ru/2022/12/25/1113
Глава 2 Подходящее описание http://proza.ru/2023/01/20/155
Глава 3 Модели и цели http://proza.ru/2023/01/20/175
--- Модели-ступени, или Как читать Витгенштейна? http://proza.ru/2023/02/12/1522
Глава 4 Умничать http://proza.ru/2023/02/19/1307
Глава 5 Вопрос или утверждение http://proza.ru/2023/02/19/1395

Границы рассмотрения, действие и да или нет
http://proza.ru/2023/01/22/92


Рецензии