Соколов яр

Овраг в Домашке, что проходит рядом с селом по склону между полями и опускается к бывшему колхозному току и зернохранилищам, называется Соколов яр. Своё название он получил по фамилии владельца кирпичного завода (впоследствии сгоревшего), который брал из этого оврага глину для выделки кирпича. Было это в начале ХХ века. Сейчас мало кто знает, но так называемые Челышовские дома в Самаре построены из домашкинского кирпича заводчика Соколова. Завод представлял собой станки для выделки кирпича, сараи для просушки и складирования готового кирпича и печи для их обжига.

Весь этот небольшой заводик располагался у подножия оврага, где в советские 1980-е годы довольно долго можно было видеть крупные железобетонные конструкции, уныло торчащие из земли. Они не имели никакого отношения к заводу Соколова. Просто на этом месте уже гораздо позже пытались построить спиртозавод. Но начавшаяся перестройка не позволила довести задуманное до конца. И эти могучие, но жалкие остатки из железа и бетона, долго и молчаливо свидетельствовали о той трагической эпохе в судьбе нашего Отечества. Тогда не только многое осталось недостроенным и заброшенным, но развалилась и сама наша держава – Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

Именем Соколова назывался и старый запущенный сад у кладбища, недалеко от бывшего кирпичного завода, тоже рядом с колхозным током. В наше время его называли бывшим колхозным садом. Рядом были какие-то ямы с остатками кирпича. Попадались и оплавленные в огне кирпичи то ли от обжига, то ли от пожара. Соколов сад долго хранил свою правильную четырёхугольную форму. Весной мы ходили сюда за цветущей черёмухой, а летом ели яблоки с одичавших яблонь. Место было уютное и красивое, а трава зелёная и мягкая. Здесь мы с друзьями готовились потом к выпускным школьным экзаменам. С тех пор я посещаю этот сад очень редко и только по пути на кладбище. К сожалению, сейчас там всё обезображено и завалено мусором. Кроме того, свалили и самые большие и красивые деревья, без которых теперь даже со стороны вид совершенно неузнаваемый и непривлекательный. Даже не верится, что это место было когда-то прекрасным садом…

На территорию сада каждую весну обрушивался поток талых вод из Соколова яра. По мере таяния снега овраг набухал, постепенно набирая мощь, и вдруг прорывался всею своею могучею силою. Хлынувшая вода заливала не только сад, но и кладбище, и колхозный ток, и часть территории до Мельничной улицы. Обычно это происходило ночью, и тогда со стороны яра слышался шум бушующих потоков. По селу сразу разлетался слух: «Соколов яр прорвался!».

Соколов яр – это одна из ярких страниц моего детства. Впервые, ещё в начальных классах (1950-е годы), мы вместе с учительницей поднялись в гору по склону вдоль этого оврага до самого его конца, вернее до самого начала, так как конец его был внизу. Вид на село сверху захватывал дух. Учительница Нина Фёдоровна давала каждому из нас посмотреть в бинокль на простирающуюся даль до самого горизонта. Кроме своей Домашки мы увидели за рекой Самарой и село Мочу (вскоре затем переименованную в село Красносамарское).

Село это основано в 1738 году при строительстве Самарской укреплённой линии крепостей. Первоначально именовалось Мочинской слободой. Основали поселение казаки-татары, переведённые сюда для охраны Оренбургского тракта с реки Мочи (Чапаевки). Подобные названия, имеющие тюркские корни, давались сырым, заболоченным местам. Они происходили от слов «мочага», «мочажина» и означали влажное место, нетопкое болото, низменный луг.

При взгляде на это село сразу бросались в глаза величественные церковные купола, даже издали впечатлившие нас и вызвавшие трепетное волнение. И это не смотря на то, что церковь в те времена была в запустении и ржавые купола вовсе не блестели. Храм этот – самый крупный из всех сельских в нашей области. Построен в 1892 году, освящён в честь Казанской иконы Божией Матери. До него, на этом месте, более 100 лет стояла деревянная церковь, построенная ещё в 1788 году.

 Детские впечатления остаются в нашей памяти на всю жизнь. И не только остаются, они не дают нам покоя, будоражат память, заставляют её чаще и чаще возвращаться к тем давним событиям. Так происходит со мной и в этом случае, связанном с Соколовым яром, Соколовым садом и той церковью. С тех давних, детских пор, каждое лето, сначала с друзьями, а потом уже с членами своей семьи, я стараюсь устроить пешую прогулку до Соколова яра и обязательно посмотреть на теперь уже сверкающие купола храма Божия. И дети мои, давно повзрослевшие, с нетерпением ждут очередного нашего похода, чтобы с высоты полюбоваться на прекрасный вид села, а главное на далёкую церковь в Красносамарском, которую они видят и любят с самого раннего детства.


Рецензии