БАБА ЛУША

Среди наших соседей в Домашке оказалась одинокая вдова – хохлушка Лукерья, эвакуированная с Украины во время войны. На время нашего переезда в Домашку (1952 г.) ей перевалило за 50. У неё было три сына, один из которых – Николай (1927-1949) - уже покоился на домашкинском кладбище. Прожив лишь 22 года, семью он завести не успел. Двое других - Иван и Василий - жили в Куйбышеве (Самаре). Мои молодые родители называли вдову тётей Лушей, а мы (детвора) – бабой Лушей. Соседи постарше звали Лукерьей, а то и просто Лушкой.

 Дом Лукерьи Михайловны Сиденко (1899-1986) находился напротив нашего, через улицу. Баба Луша была не слишком разговорчивой, с соседями общалась редко. Да и разговаривать с ней было нелегко. Она говорила только по-украински, что затрудняло взаимное понимание. Со временем получилось так, что она всё же больше стала общаться с нашей семьёй. Можно сказать, подружилась с нами. Родители всегда старались в чём-то помочь ей, так как сыновья приезжали редко. Когда мы с братом подросли, тоже стали помогать - снег расчистить или ещё что-то, поэтому, когда сыновья к ней всё-таки приезжали, то и они старались проявить к нам дружелюбие и благодарность.

Иногда они привозили к бабушке внука Витю (сына Ивана), который был нашим сверстником. Он был единственным ребёнком у своих родителей. Мы с ним дружили, и каждое лето проводили вместе. Соседи судачили: «к Лушке Иван приехал с сыном», или «к Лушке внука привезли». Слыша эти разговоры, уличная ребятня быстро придумала городскому мальчику кличку «Витя-Клушка», или просто «Клушка».

Мы знали, что покойного мужа бабы Луши звали Аким. Удивлялись, что в момент испуга она вскрикивала, невольно произнося его имя. Например, когда внезапно гром ударит или что-то подобное произойдёт. Обычно в таких случаях у всех вырывается «Ой, мама!». А баба Луша вскрикивала «Ой, Аким!». Даже не так. По-украински у неё получалось «Ой, Акым!».

У другого сына бабы Луши – Василия – тоже был только один сын - Володя. Инвалид, он тяжело болел и не мог самостоятельно передвигаться. Умер рано, в молодые годы. Вскоре умерли и его родители. Внук Виктор Иванович (Клушка) и его мать тоже ушли в мир иной раньше времени. Баба Луша умерла в возрасте 87 лет. Похоронили её рядом с сыном Николаем. Из всех родственников какое-то время оставался лишь один Иван. А когда и он скончался в доме престарелых, письмо с извещением о смерти пришло в наш родительский дом, где теперь проживает наша сестра Валентина…

В моём синодике для поминовения усопших записаны имена членов этого, в общем-то обычного, семейства, ставшего частью и моей жизни. Во время богослужений в храме я молюсь за упокоение их душ. А бывая на кладбище, обязательно подхожу поклониться могиле бабы Луши и её сына Николая Акимовича.


Рецензии