Мотя Баландина

В детстве, когда мне было лет 12, соседка Анна (тётя Аня) попросила меня подменить её на работе. Мы жили в Домашке. Она работала телятницей в колхозе на второй ферме, где находилась силосная башня. И упросила меня несколько дней попасти за неё телят. Я согласился, хотя очень не хотелось рано вставать. Телячье стадо надо было выгонять на пастбище в пять часов утра. Тётя Аня пообещала дать немного денег и успокоила меня, что я буду не один, а с её напарницей тётей Мотей. Услышав это редкое и, как мне показалось, смешное имя, я с лукавинкой подумал: «Ладно, посмотрим, что там за тётя Мотя».

Напарница – Баландина Матрёна - оказалась простой, скромной и очень тихой женщиной. Немолодой и некрасивой, но очень доброй и спокойной. Наверное, ей было уже за сорок. Жила на Большой улице в стареньком домике. Меня она жалела. Видя, как я целый день маюсь в поле, иногда говорила:

- Устал? Иди домой пораньше, я одна загоню телят.

 Часто угощала меня простенькой едой, принесённой из дома. Причём заметил, что приносит она эту еду из-за меня. Понимала, что не откажусь, что у детей на воздухе аппетит отменный. Раньше не приносила да и необходимости не было. Мы же в полдень пригоняли телят на ферму и часа на три уходили домой для обеда и отдыха. Телятам в самый зной тоже надо было побыть в тени.

Наша совместная работа продолжалась лишь несколько дней и вскоре я о ней уже не вспоминал. Но как-то случайно услышал разговор нескольких женщин. Насторожился, услышав имя своей бывшей напарницы. Речь шла о нелёгкой жизни тёти Моти. Трудно было назвать её счастливой. Всю жизнь работала и не роптала на судьбу. Никого из родных нет. Замуж никогда не выходила. Никогда ни с кем не сожительствовала. Ничего предосудительного в её жизни не было. Была тихой, доброй, скромной и не завистливой. Я хоть и был ещё фактически ребёнком и многого в жизни не понимал, но случайно услышанные слова женщин тронули меня…

Как мудро устроена жизнь! Какие неожиданные моменты она преподносит! Несмотря на короткое время нашего знакомства, я всю жизнь вспоминаю тётю Мотю с уважением и признательностью. Став священником, теперь все эти годы ещё и молюсь за упокой её души.

Как-то жарким летним днём я бродил по домашкинскому кладбищу от могилы к могиле, выискивая знакомые имена и фамилии. Я делал это часто, да и теперь стараюсь делать по возможности. Останавливаясь у знакомых могил, вспоминаю всё, что в моей жизни было связано с погребёнными здесь покойниками. И вдруг на одном из крестов читаю: «Баландина Матрёна Ефимовна 1914 – 1963». Я, конечно, понимал, что её давно нет в живых. Но меня поразило другое. Оказывается, она умерла очень давно! Ещё в моём детстве! Буквально через 2-3 года после нашего знакомства! Не дожив даже до 50 лет! А со дня её смерти прошло уже ещё 50 лет! Почему-то об этом я никогда не задумывался. И на могиле её никогда не бывал. А теперь вдруг разволновался…

- Мир тебе, тётя Мотя, раба Божия Матрона. Вот как пришлось встретиться! Прости меня. Покойся с миром. Царство тебе Небесное!


Рецензии