Вмещающий ландшафт как условие формирования...

Вмещающий ландшафт как условие формирования экологической сакральности

Буду рада встрече с вами на моём канале "Нити Инобытия" в Яндекс.Дзене https://dzen.ru/id/5fb102b683e9782405e9b9da
И на моей страничке Вконтакте Ирина Ильиных https://vk.com/id43303199


Ильиных И.А.
Горно-Алтайский государственный университет

Аннотация. В исследовании выявлены особенности отношения жителей различных ландшафтов к системообразующим природным объектам «родного» и «чужого» ландшафта; выявлены переживания, связанные с осознанием природных объектов-инвариантов. Сакральный уровень взаимодействия человека и природы (обобщенный образ сформирован благодаря ответам респондентов) выразился в переживании чувств хорошего, прекрасного, благого, доброго, величественного и т.п.; благодаря природе человек ощущает себя умиротворенным и спокойным; обращает внимание на тишину и покой, разлитые в природе; воспринимает ее больше как источник красоты и гармонии; природой в истинном ее смысле считает дикие, нетронутые места, где она без участия человека реализует полноту своего бытия.

Ключевые слова экологическая сакральность, вмещающий ландшафт, отношения человека и природы, восприятие природы, экологическое сознание, экологические чувства, экологические переживания, экологическая психология.

Введение
Актуальность исследования. Отношения человека с природой в определенных  аспектах зашли в тупик. Неконтролируемое использование природных ресурсов, загрязнение всех оболочек земли, уничтожение экосистем и т.д. Человеческое общество уже нарушило все допустимые границы воздействия на экосистемы на несколько порядков. Что будет дальше? Остается только ждать как природа ответит на воздействие, как она будет восстанавливать баланс своих жизненно важных параметров. Останется ли человек на планете? Может быть случится так, что восстанавливая себя природа найдет такой уровень жизни и устойчивости, при котором человеческая ниша перестанет существовать, тогда и человек исчезнет с поверхности Земли. А ведь нужно всего ничего: незначительно уменьшить количество кислорода в атмосфере, например, и... жизнь человека станет абсолютно невозможной в новых условиях. А природа? Она будет жить дальше как единое целое с новыми организмами, новыми условиями, новыми ресурсами, только без человека.
Человек не хочет менять привычный образ жизни – потребителя природных благ. Но может быть есть что-то большее в отношениях человека и природы? Может есть скрытые смыслы, которые не связаны с потреблением природы? И если открыть их, то можно найти другие более гармоничные, не потребительские сугубо, способы взаимодействия с природой. Может быть человек, оставаясь наедине с природой становится более мудрым, спокойным, возвышенным и тонко чувствующим? А проблема кроется в коллективном человеческом?
Между тем, человек неразрывно связан с природой. Он рождается и развивается внутри природы. Ландшафт, вмещающий человека, взращивает его, питает своими ресурсами. Заставляет человека подстраиваться к условиям материального существования, проявленного в комплексе родного для человека ландшафта. Поведение человека, характер отношений с природой и даже социальных отношений, особенности питания и способы добывания пищи – все это детерминировано типом ландшафта, в котором существует человек.
Кроме бытовых адаптивных форм отношений человека с ландшафтом, есть еще и скрытые, тайные (сакральные) уровни взаимодействия,  когда у него пробуждаются особые состояния сознания и чувств (которые можно назвать сокровенные, сакральные) при соприкосновении с природными силами, явлениями и объектами. Вероятно разные типы ландшафтов по-разному воздействуют на человека. И вероятно есть особенности восприятия природы, людьми родившимися и выросшими в разных ландшафтах. Есть различия и есть общие черты восприятия и чувствования.
В связи с этим целью настоящего исследования является прояснение особенностей влияния ландшафта, в котором родился и вырос человек, на формирование экологической сакральности.
Гипотеза. Предполагается, что жители различных типов ландшафтов по-разному будут относиться к системообразующим природным объектам "родного" и "чужого" ландшафта. При этом, вероятно, будут одинаково воспринимать природные объекты-инварианты, т.е. силы, явления, процессы, объекты присутствующие в каждом типе ландшафта, пусть даже символически или обобщенно.
Основная часть
Понимание ландшафта как географического феномена в нашем исследовании совпадает с таковым классика естественных наук Л. С. Берга  «Под именем географического ландшафта (пейзажа) следует понимать область, в которой характер рельефа, климата, растительного покрова, животного мира, населения и, наконец, культуры человека сливаются в гармоничное целое, типически повторяющееся на протяжении известной (ландшафтной) зоны Земли. В географическом ландшафте все элементы должны воздействовать друг на друга и взаимно обусловливать друг друга» [1].
Человек детерминирован ландшафтом, в который он вжился по желанию или по необходимости, приспособился и сонастроился с его природными параметрами. В зависимости от типа ландшафта человек изменил и свою организацию, конечно в допустимых биологических, социальных и психологических пределах. Понятие «вмещающий ландшафт» было внесено в науку Л. Н. Гумилевым [2]. Он имел ввиду природные аспекты (тот же самый детерминизм природы по отношению к человеку) формирования этносов. Ученый полагал, что этнос – продукт приспособления общности к природной среде к ее условиям и ресурсам. В результате появляется конгломерат человека и природы с особенностями биологической и социальной организации популяции.
Вместе с адаптивным характером взаимодействия человека с ландшафтом на бытовом и хозяйственном уровне, возникают и сакральные отношения человека и природы, когда человек соприкасаясь с природой чувствует иное бытие. Погружается в переживание себя другого: умиротворенного, свободного, счастливого, мудрого... Природа ему дает возможность переживать возвышенные, запредельные чувства.
Экологическое сакральное место возникает как центральное пространство взаимодействия, которое формируется единым общим источником чувства или ощущения. Ядро или центр взаимодействия находится в духовном мире, но может быть доступен для душевного переживания сопричастности и познания посредством тонкого интуитивного и созерцательного ума. Экологическое сакральное интимное и таинственное  взаимодействие между «компонентами» (хотя это слово плохо отражает язык сакрального) мира в процессе которого возникает чувство непостижимо таинственного (мистического) проникновения в святая святых всего, что этот мир есть и всего того, что в нем есть. Таким образом, экологическая сакральность это явление причастности одного личного мира другому личному миру, глубоко чувственное и непостижимое в своей таинственной взаимосвязи и взаимозависимости [3, 4, 5].
В зависимости от особенностей ландшафта – горный ли он, степной ли  – формирует специфический тип сакральности. Горы позволяют человеку подняться над миром и освободиться от него, стоит только забраться на вершину горы. При этом горы, окружая человека со всех сторон дают ему чувство близости природы и некоторую интимную атмосферу защиты, даже уверения в дружбе и сопричастности миру человека. Горы приходят в мир человека. Степь же дает человеку иные сакральные переживания. Человек раскрывается вовне навстречу ветру, безграничному простору, безмерной свободе, раздолью. Если человек родился и вырос в определенном ландшафте, у него навсегда остается определенный способ чувствования мира. 
  Методы исследования
Для цели исследования был разработан опросник, который содержал несколько разделов. В основной части предлагалось написать ассоциации к словам, называющим природные объекты и закончить предложения о чувствах, ощущениях и психических проявлениях, которые возникают у респондента во время пребывания на природе (важно какие психические реакции возникают первыми).
В опросе приняли участие 39 респондентов. Родившиеся и выросшие в равнинной (Родинский район Алтайского края) и горной местности (Республика Алтай).  Возраст респондентов варьировал от 18 до 56 лет.
Методы полевого исследования
Опрос (анкетирование). Задания для респондентов были представлены на бумажном носителе и оформлены на 1 странице листа формата А4. Опросник был составлен из заданий двух типов. Участнику исследования предлагалось написать ассоциации, возникшие на предъявленное слово и закончить предложения, начало которых уже было сформулировано в бланке.
Методы имажинальной географии. Воображаемый образ пространства создавался респондентами при ответе на вопросы. Погружаясь в образ, участники исследования выполняли задание.
Метод ассоциаций
Метод позволяет выявить не очевидные для самого респондента и исследователя смыслы. Ассоциации возникают внезапно и показывают характер психологической связи с факторами, предъявленными для ответа.
Проективные методы (в нашем исследовании дописывание предложения)позволили выявить скрытые смыслы.
Интерпретация результатов. Данные анализировались с целью выявления доминирующих смыслов восприятия природы. Сопоставлялись ответы девушек и юношей в одной возрастной группе, в разных возрастных группах и в группах, рожденных и выросших в горах и на равнине.
Первый уровень обобщения должен был показать доминирующие смыслы восприятия природы. Второй уровень – скрытые (сакральные) экологические смыслы.
Для интерпретации смыслов был использованы элементы метода герменевтического круга, смысл которого заключается в понимании текста как части общего. В нашем случае целым является природа, а человек – часть этой всеобщности.  Понять смысл глубинного обращения человека к природе и является, в какой-то мере, задачей данного исследования. Через ключевые слова, возникшие в сознании в ответ на внешнее предложение к размышлению исследователь пытается нащупать глубинные (основополагающие) экологические смыслы в отношениях человека и природы, а если быть точными, то отношения человека к природе, его ответ на жизнь природы, точки входа человека в мир природы.
Результаты
Результаты анализа данных респондентов, вошедших в группу юношей от 18 до 32 лет, родившихся и выросших на равнине показывают, что любят в природе они больше всего красоту. Интересным является тот факт, что природой считается «мир, к которому не причастен человек» (настоящей природой считается мир без человека). Участники исследования, оказавшись в горах освобождаются от мира и чувствуют покой и облегчение. Когда же они оказываются на равнине, то ощущают себя дома и поэтому чувствуют себя свободными. При этом, возникает понимание необходимости сохранения  природы, потому что она дает нам чувство счастья, наслаждения, основы жизни и свободы от мира (людей).
Выборка, представленная группой девушек 18-32 лет, родившихся и выросших на равнине показывает, что Пространство ассоциируется в большинстве случаев с землей, горы – с высотой и конкретным природным объектом горой Белухой; равнины ассоциируются с ровным местом и с конкретными географическими  местами; реки, в большинстве своем, связаны с определенными географическими явлениями;  растения в сознании связываются с зеленью, а животные ассоциируются с дикими зверями (но у респондентов ни страха ни агрессии не вызывают); тепло связано с солнцем, а холод – с ветром. В задании по продолжению предложения отметили, что в природе любят красоту. Они отмечают, что природа «это  – все». По отношению к горам, наряду с восхищением и волнением чувствуют «усталость, страх, растерянность, тревогу, опасность». И в тоже время находясь на равнине переживают только позитивное отношение, например, безопасность и спокойствие (больше половины ответов). Большинство девушек оказавшись на природе понимает как она красива.
Анализируя ассоциации, возникшие на предложенные слова, среди респонденток из возрастной группы от 45 до 56 лет, родившихся и выросших на равнине,  можно заметить, что  пространство воспринимается ими как место свободы и простора, горы – как высота,  равнина – как поле, реки – как поток воды, деревья – как лес, травы – как луг, наполненный запахами, животные – как добрые к человеку существа, ветер ассоциируется с силой в движении.  Результаты исследования, в котором нужно было продолжить высказывание, говоря о том, что любят они в природе ее полноту бытия: покой и все объекты, представленные в различной форме существования природы. При этом, когда находятся в горах, чувствуют наряду с «невозможным восторгом» и ощущение «некоторой опасности и страха». Находясь на равнине ощущают себя «дома» и «спокойно и уверенно». Респондентки отметили, что первое на что они обращают внимание, оказавшись на природе – это ощущение счастья от сопричастности природе – ее проявлениям. Они Обращают внимание на красоту, на щебетание птиц. Женщины пишут, что  понимают «как мне повезло», «как  счастлива» и «природа – великий дар». Они чувствуют, что должны охранять и беречь природу.
Результаты ответов (юноши в возрасте от 18 до 32 лет, родившиеся и выросшие в горной местности) в форме ассоциаций на предложенные слова показали, что пространство содержит доминирующий смысл – наполненность и разнородность. Горы – высота и свобода (свежесть). Равнины связаны с простором, причем смыслы, вложенные в горы и равнины не отождествляются. Реки ассоциируются с бурным движением и прохладой. Растения вызывают разнообразие в ощущениях, при этом они полезны для человека. Позитивные чувства вызывают животные (радость,  преданность, польза). Солнце проявляет смысл тепла, а ветер вызывает неоднозначные чувства (приятные ощущения прохлады и свежести и опасности от сильных его проявлений (ураган)). В целом можно заметить, что в данной выборке выявилось большое разнообразие ассоциаций на каждое ключевое слово. Продолжая предложения респонденты пишут, что любят в природе больше тишину и спокойствие. К природе относят естественные не тронутые человеком места. Находясь в горах чувствуют себя на вершине (мира) и ощущают себя дома, а находясь на равнине чувствуют нехватку гор и тоску по ним, но и свободу (безграничность) также ощущают.  Красота и гармония – это первое на что они обращают внимание и понимают ценность природы и необходимость ее сохранить. При этом на природе возникает чувство – «все хорошо». Следует заметить – наблюдается смысловое разнообразие в данной выборке.
Большинство респондентов из выборки девушек, родившихся и выросших в горной местности (возраст 18-32 года), описывая ассоциации, возникшие в ответ на слово "пространство" больше опираются на смысл места и пустотности. Горы для них в большинстве своем связаны с высотой. Равнина – это даль, которая хорошо просматривается. Реки ассоциированы с конкретными объектами и с потоком. Деревья – лес и... листья. Травы – зеленые луга. Животные в большинстве своем – дикие, но к ним нужно относиться гуманно. Солнце в основном связывается с теплом, а ветер – с холодом. Большинство девушек,  дописывая предложения отмечают, что в природе они любят красоту и умиротворение. Природа для многих – это «очень красивое, отдаленное от человека место». Находясь в горах большинство из них чувствуют умиротворение и сильный эмоциональный подъем. Находясь на равнине – свободу. Оказавшись на природе, первое на что обращают внимание – это красота, величие и ее состояние. Большинство слышат голоса птиц, видят – красоту, деревья, горы, понимают – «как мне хорошо, как все великолепно», должны – оберегать природу.

Заключение
В процессе исследования выявились однозначные сакральные смыслы, которые раскрываются при взаимодействии с природой в целом и ее объектами, в частности. В общем, соприкасаясь с природой человек видит только хорошее, прекрасное, благое, доброе, величественное...
Благодаря природе человек чувствует себя умиротворенно, спокойно. Обращает внимание на тишину и покой, разлитые в природе. Воспринимает ее больше как источник красоты и гармонии. Природой в истинном ее смысле считает дикие, нетронутые места, где она без участия человека реализует полноту своего бытия.
В исследовании одной из задач была такая – выявить различия в восприятии характерных ландшафтных особенностей, людей родившихся и выросших в различных ландшафтах. Мы смогли выявить различия в восприятии равнинной местности жителями гор и наоборот особенности восприятия горной  местности жителями равнин. Оказалось, что жители равнин в горах чувствуют страх, опасение, беспокойство тревожность наряду, конечно, с чувствами восхищения и восторга красотой и величием гор. Жители горных мест не написали ни одного слова, свидетельствующего о переживании подобных состояний. Но в свою очередь, они оказавшись в степи чувствовали тоску и грусть, при этом ощущение простора и безграничности также присутствовали в их настроении.   
Из полученных результатов можно сформулировать следующие выводы:
1. Жители равнин вместе с чувствами восхищения и восторга переживают тревожные состояния, оказавшись в горах.
2. Жители гор, оказавшись на равнине вместе с чувством простора и безграничности испытывают и негативные чувства тоски и подавленности.
3. Пространство жителями гор и равнин воспринимается по-разному: для жителей степи – оно пустотно, для жителей гор – оно наполнено.
4. Однозначные смыслы, независимо от ландшафта обитания вызывают природные объекты и явления: солнце – свет и тепло, ветер – источник холода и силы, животные – скорее дикие, растения – больше зелень, птицы – чаще пение.

Буду рада встрече с вами на моём канале "Нити Инобытия" в Яндекс.Дзене https://dzen.ru/id/5fb102b683e9782405e9b9da
И на моей страничке Вконтакте Ирина Ильиных https://vk.com/id43303199

Литература
1. Берг, Л. С. География и ее положение в ряду других наук / Л. С. Берг // Вопросы страноведения: сборник. — Москва-Ленинград: Моск. акц. изд. о-во,  1925. — 96 с.
2. Гумилев, Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. — Ленинград: Гидрометеоиздат, 1990. — 526 с.
3. Ильиных И. А. Природно-экологические черты коэволюции человека и природы в условиях Алтая / И. А. Ильиных, О. И. Банникова, Е. В. Мердешева // Известия Алтайского Республиканского Отделения Русского Географического Общества. — 2018. — С. 50-60.
4. Ильиных И. А. Сакральность природы Алтая / И. А. Ильиных // Трансграничные регионы в условиях глобальных изменений: современные вызовы и перспективы развития. — 2019. — С. 221-224.
5. Ильиных И. А. Понятие экологической сакральности / И. А. Ильиных // Геологические памятники природы: характеристика, состояние, использование: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Горно-Алтайск, 2021. — С. 78-81.


Рецензии