Бойцовский клуб

Режиссер: Д. Финчер, Германия, США, 1999 г.

Критики относят этот фильм к категории культовых, хотя в прокате он провалился. Фильм хорошо известен еще и потому, что одну из главных ролей (Тайлер) играет Бред Питт и эта роль — одна из лучших в его карьере.

«Бессознательное: инструкция по применению», или лучше так: «Что будет, если нарушить технику безопасности при эксплуатации бессознательного» — вот как по–другому можно назвать этот фильм. Никто не скрывает, что таится в нашем бессознательном! Что, дай только волю этому бессознательному, расслабься — оттуда такое полезет! Чтобы это не воспринималось как фантазия больного воображения, такое «освобождение» бессознательного в фильме привязано к обыденной жизненной ситуации, где нервы на пределе, где Я изнемогает от мира потребления, стандартов и стерилизации чувств, где потеряно ощущение жизни и единственный вопрос — я еще живой?

В фильме две основных темы. Первая тема лежит на поверхности — образное изображение столкновения человека со своим вторым Я, которое скрыто, и с которым надо «строить отношения», если ты пытаешься жить среди людей. Если диалог состоялся, то тебе будет в культуре хорошо. Ну, будешь перед сном пить снотворное, или иногда веко задергается. В общем, ничего страшного —  потребляй и радуйся!

Другое дело, если «чего-то хочется» в этой жизни, но «не можется» в силу того, что слабый из тебя переговорщик с бессознательным. Кладет оно тебя на лопатки, и ты уже не знаешь, в какой иллюзии ты живешь — то ли тебе эту иллюзию извне навязали, то ли ты ее сам породил. В общем, чтобы описать все происходящее с героем фильма в этой ситуации, пришлось бы использовать психиатрическую терминологию.
 
Тема вторая — с кем это происходит и почему?  Это  фильм про современных  мужчин, о которых Тайлер говорит: «Мы из поколения мужчин, выращенных женщинами. Поможет ли другая женщина?» Рассказчик: «Я не могу жениться. Я — тридцатилетний мальчишка».

Они говорят о том, чего они боятся: «Могло быть и хуже. Какая-нибудь женщина отрезала бы тебе пенис  и выбросила бы его  в окошко!» На самом деле это уже произошло, и их попытки проявить свою потенцию в этом мире бесплодны. В мир потребления они не вписываются, другого создать не могут, они — импотенты. Не обретя способности созидать, они могут только разрушать: «самосовершенствование — это онанизм, а вот саморазрушение — это...!!»  А что спасет в этой ситуации? Казалось бы, универсальный способ — любовь. Но для них и любовь становится разрушительной, потому что она подавлена агрессией.

Именно поэтому концовка несколько схематична и неубедительна. Мы наблюдаем, как мир, порождающий деструкторов рушится, ОН и ОНА с оптимизмом смотрят на это взявшись за руки. Однако картинка  унылого пениса, мелькнувшего среди изображений падающих небоскребов, вновь навязывает ощущение безнадежности.

ИНАКО 2015. Выпуск 2: Психоанализ кино. — Новосибирск: Манускрипт, 2015, С. 85–87.


Рецензии