Медная монетка

 У одного старого сапожника было трое сыновей: Смурьян, Лучезар и Белозор. Как и отец, они всю жизнь учились семейному ремеслу и могли спокойно зарабатывать себе этим на жизнь. Но в их маленьком городке, ни у кого не было столько сапог, чтобы их всех обеспечить заказами. Поэтому братья решили, что когда достигнут совершеннолетия пойдут искать работу в столице. В Яснограде, рассудили они, мастерских много и всем найдется хорошее место.
Первым собрался в дорогу старший сын Смурьян. На прощание отец дал ему медную монетку.
- Прости, сынок, но больше, у меня ничего нет.
- Отец, оставь монетку себе. Тебе она нужнее, - сказал Смурьян, а сам подумал: «На что мне одна медная монета. На нее разве что можно купить кусок хлеба или несколько сухарей. Как – нибудь обойдусь».
Поклонился он отцу, братьям и ушел. С тех пор никто о нем ничего не слышал.
Когда средний брат Лучезар собрался идти в Ясноград отец так же дал ему в дорогу медную монетку.
Сын поблагодарил отца за помощь. Поклонился, и бережно спрятав монетку в карман, отправился в путь.
На краю города Лучезар заприметил булочную. Обрадовался, что у него есть деньги и зашел что – нибудь купить. А там было из чего выбирать.
На прилавках покрытых белыми салфетками красовались румяные пироги с вишней, жирные, щедро посыпанные сахарной пудрой пышки и нарядные пирожные, казавшиеся настоящим произведением кулинарного искусства. На полках повыше стояли корзины с имбирными пряниками, а на большой плите в чугунных сковородках поджаривались блины, которые шустрый помощник ловко скидывал на тарелку и тут же начинял разными начинками.
Юноша облизнулся, но посмотрев на цены, понял, что его монетки хватит только на кусок хлеба. Конечно, он мог купить один маленький пряник. Но удержался. Им он не утолит голод, а идти до столицы еще далеко и не известно сможет ли он сегодня где – то пристроится и поесть.
Лучезар отмел невеселую мысль и уже хотел заплатить за хлеб, как вдруг заметил, что у сапога пекаря почти отлетела подметка.
- Да, у тебя обувка совсем развалилась.
- Знаю, - махнул рукой толстый пекарь, - Кость у меня тяжелая, все башмаки сбиваю в два счета. У меня новая пара есть, а эти доношу и выброшу.
- Да они еще прослужат целый год! Дай - ка сюда сапожок.
Пекарь снял сапог и подал юноше. Тот достал из кармана все необходимое и в пять минут починил подошву.
Пекарь надел сапог и довольный постучал ногой по дощатому полу.
- Ай, да молодец, мальчик, а я - то дурак их выкидывать собирался. Вот тебе медная монетка за работу.
Лучезар поблагодарил пекаря и купил вместо куска хлеба огромную сдобную булку на которую теперь хватало денег. А так как мальчик успел сильно проголодаться, то и съел ее за раз. И был рад, что так удачно пообедал.
Вскоре дорога привела его в Ясноградский Лес, за которым располагалась столица. Когда – то сквозь него была проложена широкая дорога, но с каждым годом она все больше и больше зарастала мхом, травой, и молодым кустарником, так что совсем скоро и вовсе могла исчезнуть под зеленым натиском природы.
Лучезар шел несколько часов, прежде чем услышал тихую красивую музыку.
- Какая прекрасная мелодия! - восхитился юноша и стал прислушиваться к чудесным звукам. Несомненно, это было лучшее, что он слышал за всю жизнь.
Лучезар раздвинул изумрудную листву и увидел на поляне симпатичный домик. Над дубовой дверью висела большая вывеска: «Только сегодня бесплатный обед всем желающим».
- Какой славный трактирчик. Повезло, тем, кто окажется здесь после меня. Я - то уже поел, и музыку послушал, поэтому не буду терять времени. Нужно, дотемна добраться до города.
И юноша отправился дальше, напевая под нос мелодию, которая только что доносилась из домика.
К вечеру он добрался до Яснограда. Почти сразу нашел большую обувную мастерскую и спросил, не нужен ли им хороший сапожник. По счастливой случайности хозяин как раз искал помощника, и предложил Лучезару место. А узнав, что ему негде жить, разрешил ночевать в мастерской, пока тот не заработает денег, на какую – нибудь каморку неподалеку. Но каморку искать не пришлось. Юный сапожник горячо полюбил дочку хозяина. И уже через месяц попросил ее руки. Отец девушки недовольно пожевал губу, стараясь скрыть досаду. Он надеялся выдать дочь за жениха побогаче, но увидев как Лучезар и Веселина нежно смотрят друг на друга, смягчился и благословил молодых. Через неделю сыграли скромную свадебку, ну а после этого, и рассказывать уже нечего.
Но вот и до младшего сына дошла очередь покидать родной дом. Отец крепко обнял Белозора и так же как его братьям дал на прощание медную монетку.
Мальчик поблагодарил отца, взял монетку и отправился в столицу.
- И что с этим богатством делать? – усмехнулся он, подкидывая ее на ладони, - этого даже на приличный обед не хватит, разве что на кусок хлеба.
По дороге попалась булочная. Белозор хоть и проголодался, заходить не стал. «Раз все равно не наемся на монетку, то и травить себе душу вкусностями с прилавков, не стану», решил он. И вдохнув, с сожалением, аромат свежей выпечки, продолжил путь.
Через некоторое время он добрался до Ясноградского Леса и пошел по зеленой из - за пробивающегося между камнями мха дороге. Кроны деревьев настолько плотно смыкались между собой, что лучи солнца почти не проникали сквозь листву, и казалось, что уже давно наступил вечер, хотя стрелки часов только – только успели переползти за полдень.
Белозор уже порядком устал, и даже думал немного передохнуть, когда вдруг услышал тихую музыку.
- Странно, кто может играть в лесу на флейте. Показалось, наверное, - сказал Белозор, но все, же прислушался.
Он не ошибся, из чащи и вправду доносилась какая – то старинная мелодия.
Белозор раскинул пышные ветви липы и увидел чистенький, светленький домик. Музыка лилась оттуда. Над входом красовалась вывеска: «Только сегодня бесплатный обед для всех желающих».
- Ох, как же мне повезло!  - обрадовался юноша, и поспешил к трактиру. Но едва он вошел внутрь, как понял, что никаким обедом его тут не накормят. Вмиг его окружили разбойники, заманивающие дармовой едой наивных путников.
Музыкант игравшей на флейте закончил мелодию и, бережно положив инструмент на деревянный стол, вытащил из – за пояса нож с серебрянной рукояткой. Затем подошел к Белозору и коснулся его груди острием, царапая кожу. Так что кровавое пятнышко мгновенно просочилось сквозь его рубаху.
- Живо выворачивай карманы, а не то убью! - приказал главарь шайки. По косому шраму на лице и лихорадочному блеску серых глаз было ясно, что этот малый отчаянный головорез и немедленно выполнит обещание.
Белозор достал все, что у него было: нитки, ножницы, несколько гвоздиков, обувной молоточек, пять пар шнурков и одну медную монетку.
- Тоже сапожник что ли? – засмеялся бандит, грубо поворошив ножом имущество пленника.
- Почему тоже? – удивился Белозор.
- Был тут год назад один посетитель с таким же мусором в карманах. Ни гроша за душонкой не было. Пришлось зарезать вот этим самым серебряным ножичком, - сказал разбойник играя клинком как игрушкой.
- Ах, вы злодеи!! Это же мой брат Смурьян! Он покинул дом ровно год назад и в отличии от Лучезара не прислал ни единой весточки! – в отчаянии закричал Белозор и хотел наброситься на главаря, но тот снова выставил вперед оружие, вынуждая юношу остановится.
- Да и тебя бы зарезали, но за монетку, так и быть… повесим! - расхохотался мерзавец, - У него было хорошее настроение. Утром в трактир забрел торговец из Яснограда. А при нем был целый кошелек серебра, кольцо с турмалином, и хорошая одежда, в которую разбойник не замедлил облачиться. Поэтому нищий башмачник его не расстроил, а даже веселил своей горячностью, - На каком дереве предпочитаете болтаться, господин сапожник, на березе или на осине? А может на клене?
С этими словами негодяй взял в руки веревку и начал делать петлю, чтобы накинуть ее на шею несчастного.
- Погоди, музыкант - разбойник! Тебе мало монетки?
- О, так меня еще не называли! – рассмеялся он, и шайка поддержала его дружным гоготом.
- А как тебя называть?
- Ну, живым ты отсюда не выйдешь, так что можно и назваться. Я Влас – Сизый Глаз. Но ты зубы - то не заговаривай. Какой толк с твоей дурацкой монеты?
- Но дело в том, что это не простая монета.
- О, неужели она волшебная? – спросил Влас, играя теперь веревкой, - Может потереть ее и появится джин?
- Нет, монета самая обычная. Но я храню ее как память, ведь мне ее подарила сама ясноградская королева.
- Что за глупости ты болтаешь? Для чего королеве дарить тебе монетку? – не поверил разбойник выдумке сапожника, но серые глаза заинтересованно вспыхнули.
- Год назад карета Ее Величества проезжала через Ясноградский мост. У колеса сломалась ось и карета остановилась. Пока кучер менял колесо, королева Доброгнева решила прогуляться по мосту. Любуясь окрестностями, она перегнулась через каменные перилла, и упала в реку. Я рыбачил неподалеку. Увидел, что Ее Величество тонет, бросил удочку и прыгнул в воду. Выловил ее как русалку и положил на берег, - на одном дыхании выпалил Белозор. Даже удивляясь проснувшемуся красноречию. Хотя вероятнее всего его подстегивал стучащий в окно клен. Тот самый, на котором Белозора приглашали повисеть.
 - И Доброгнева за свое спасение подарила тебе всего одну медную монету?
- Она хотела подарить сундук золота. Но я, конечно, отказался. Я же спасал ее не ради награды.
- Вот ты простофиля! Отказался от сундука золота!! Ну, а что было дальше?
- Тогда королева сказала, что если я передумаю, то в любой день могу придти во дворец, и она вручит мне заслуженное золото. На память она хотела подарить драгоценный камень, но я сказал, что не возьму дорогой изумруд и готов принять разве что медную монетку. У королевы не оказалось ни одной медной монеты в кошельке. Были только золотые и серебряные. Ей даже пришлось приказать своему пажу, сбегать к крестьянке, что стирала белье неподалеку и обменять серебряную монетку на медную, чтобы передать ее мне. Так что если придешь к Ее Величеству и скажешь, что ты тот самый герой, который вытащил ее из реки, то она непременно насыплет тебе целый сундук золота.
- Как же я к ней приду, хитрец? Ведь она увидит, что я другой человек.
- Было так темно, что королева как следует, не разглядела моего лица. Мы примерно одних лет и роста, а уж если ты ей покажешь медную монетку, то у нее и сомнений никаких не останется.
Влас – Сизый Глаз хмыкнул и на минуту задумался.
- Если все что ты говоришь, правда, я тебя отпущу на все четыре стороны.
Белозор было обрадовался, но разбойник убрал монетку в карман и с насмешкой посмотрел на него.
- Но, ты, сапожник, пойдешь со мной. Освобожу, только когда получу сундук золота. Или уже не хочешь идти к Доброгневе? Может ты меня обманул?!
- Что ты, что ты, Влас! Не обманул. Пойдем во дворец, - вздохнул Белозор и подумал:
«Не все ли уж равно как погибнуть: от рук разбойника – музыканта или от гнева королевы Доброгневы, который обрушится на него за такие выдумки. Но тогда и Власу - Сизому – Глазу не сдобровать. И негодяй поплатится за свои злодеяния».
Правда у Белозора была слабая надежда, что по дороге в Ясноград он сумеет сбежать. Но хитрый Влас надел ему на лодыжки тонкую цепочку. Под штанами ее было не видно, и идти Белозор мог спокойно. Но стоило юноше только один раз ускорить шаг, как он чуть не упал. И наверняка бы сильно ушибся, если бы разбойник ловко не подхватил его за плечи. Так что о побеге не могло быть и речи.
К вечеру Белозор и Влас – Сизый Глаз добрались до столицы. Пришли во дворец и разбойник, нисколько не церемонясь, обратился к стражнику.
- Эй, ты, доложи поскорее королеве Доброгневе, что пришел герой с Ясноградского моста. Тот самый, который вытащил ее из воды и отказался от сундука золота и изумруда, которые она предлагала в качестве награды, и попросил только одну медную монетку на память.
В доказательство своих слов Влас вытащил монетку из кармана и повертел перед носом изумленного стражника. Никогда не слышавший ничего подобного, тот немедленно бросился докладывать Ее Величеству удивительную историю.
«Это конец», удрученно подумал Белозор. Едва королева услышит эти небылицы, она тотчас прикажет казнить их обоих. Но к его удивлению через четверть часа страж вернулся и велел обоим посетителям проходить в тронный зал.
Влас – Сизый Глаз обрадовался и бодро зашагал вперед, даже на минуту забыв про своего пленника, но тут же спохватился и, вернувшись, шепнул ему на ухо.
- А я до последней минуты боялся, уж не насочинял ли ты со страху сказок, и все ждал какой – нибудь подвох. Но ты молодец, сапожник, не обманул. Когда получу награду, подарю тебе золотую монетку на память.
Но Белозор был совсем не рад приглашению королевы. Это означало, лишь то, что Доброгнева лично хочет огласить приговор двум нахальным мошенникам, которыми она их сочла и это страшило юношу сильнее, чем исполнение даже немедленной казни.

В тронном зале на сверкающем алмазном троне сидела Доброгнева. Она была облачена в небесно - голубое платье, расшитое жемчугом, на золотистых волосах покоилась корона усыпанная изумрудами и рубинами, а на тонкой шее висел кулон в виде золотой розы. Никогда Белозор не видел женщины прекраснее ясноградской королевы. Да за один взгляд на нее можно было сочинить и более невероятную историю и снести любое наказание.
Доброгнева внимательно оглядела мошенников. Сероглазый был красивее приятеля, и даже косой шрам на щеке не портил лица. Он держался уверенно и был хорошо одет, а из его кармана торчала серебристая флейта. Должно быть, они оба бродячие музыканты, догадалась королева, и перевела взгляд на второго жулика. Тот напротив, выглядел очень просто, и стоял, опустив голову, явно боясь взглянуть на королеву. «Может хоть у этого капелька совести есть», - подумала Доброгнева со смешком.
Четверть часа, назад получив доклад стражника, она была даже не рассержена, а восхищена наглостью проходимцев явившихся в ее город. Конечно, следовало их немедленно казнить, за неслыханную дерзость, но все, же ей стало любопытно взглянуть на них лично.
- Ну, и кто из вас двоих мой спаситель?
- Я, Ваше Величество, - сказал разбойник и изящно поклонился, точно всю жизнь жил при королевском дворе.
- Значит ты тот самый смельчак, который первый пришел мне на помощь, когда я барахталась в воде и прощалась с жизнью?
- Да, ваше величество.
- Значит ты тот самый благородный человек, который не потребовал никакой награды за это? И принял лишь одну медную монетку на память?
- Да, это я, моя королева!
- Так значит, это ты тот самый воришка, который украл мое бриллиантовое ожерелье, когда вытаскивал меня из реки? Поэтому и не потребовал никакой награды?
- Нет, ваше величество!! Должно быть, оно расстегнулось в воде и потерялось, - в испуге вскричал Влас, и лицо его стало таким же серым, как глаза.
На лице Белозора, напротив, мелькнула веселая улыбка, которая не ускользнула от внимательного взгляда королевы.
- Ожерелье расстегнулось? - переспросила Доброгнева как будто задумавшись, - Такое может быть. Тогда почему когда ты поцеловал мне руку, с нее исчез перстень с огромной жемчужиной?!
- О, нет, нет, Ваше Величество!! Должно быть, колечко случайно соскользнуло с вашего тоненького пальчика!
- Тогда как объяснишь, то, что когда мои слуги бросились помогать мне, ты распряг коня и ускакал на нем неизвестно куда?! И это уже видели все вокруг!
- Они лгут ваше величество!!
- А может быть, это ты лжешь?
- Ваше Величество, - как осина на ветру задрожал разбойник, - Это не я крал вашего коня! Это сапожник! Он вор! И перстень, и ожерелье взял Белозор! И спасал вас тоже он! А я вообще тут не при чем. Просто бедный прохожий. Музыкант, - и Влас прикоснулся к флейте, точно к спасительной соломинке, но помочь ему она ничем не могла.
- Тогда уведите бедного музыканта в темницу! Потом решу, что с ним делать. А этого… сапожника, оставьте.
Стражники схватила Власа и потащили в подземелье. Флейта выпала из его кармана и ударившись о мраморный пол, печально зазвенела, словно исполняя свою последнюю мелодию.
- А теперь говори, что все это значит, - строго сказала Доброгнева Белозору.
- Ах, Ваше Величество, простите меня! - взмолился юноша, падая на колени. И рассказал все, что с ним случилось в Ясноградском лесу.
- Знаешь, Белозор, а ведь ты действительно спас меня… от скуки. Это история с рекой не столько возмутительная, сколько забавная. Я от души повеселилась. К тому же ты сделал это не со зла, более того сам пострадал от этого преступника. Благодаря тебе мы поймали его, а сегодня ночью стражники схватит и его шайку. Она многие годы грабила путников в Ясноградском лесу, но ее никак не удавалось поймать. Ведь никто кроме тебя не выходил живым из разбойничьих лап, чтобы указать дорогу к логову. Но что, же теперь делать с тобой? – задумалась Доброгнева, а в ее красивых глазах заплясали радужные искорки, - Может, хочешь получить тот самый сундук золота?
- Ваше Величество, я бы засмеялся вашей шутке, если бы осмелился. Но я могу молить только о вашем прощении. Это будет даже слишком много для меня!
Но великодушная королева не только простила Белозора, но и предложила ему стать королевским сапожником. Теперь он изготовлял сапоги, и башмачки для всех придворных дам и кавалеров во дворце. Но для самой Доброгневы так и не смастерил, ни одних самых простых туфелек, хотя каждый вечер приходил снимать мерки с ее ножек.
Вот так по разному медная монетка распорядилась судьбой каждого из братьев.


Рецензии