Гении тоже родом из детства?

Часть 5

    «Гений – это личность, решающая огромную
                социально значимую задачу в результате
                запредельной пожизненной концентрации
                своих сил»
                Владимир Эфроимсон
 
               
                Во всех предыдущих статьях мы говорили о проявлениях и реализации гениев, говорили об окружающей среде, что способствовала их становлению, о трудностях, которые обязательно сопровождают творческий процесс и процесс воплощения в жизнь результатов. Но пока еще не затронули вопроса о детстве гениального ребенка и почему именно детский и подростковый периоды очень важны в жизни каждого ребенка независимо от его дальнейшей судьбы. Чтобы информация выглядела наглядней, обратимся к цифрам и научным выводам.
                Оптимизация условий интеллектуального развития в возрасте от рождения до четырех лет повышает будущий интеллект на десять условных единиц, оптимизация в возрасте от пяти до восьми лет – на шесть единиц, а в возрасте от восьми до двенадцати лет – на четыре единицы. Вот еще результаты изысканий, изложенные в работе Бергинса: 20% будущего интеллекта приобретается к концу первого года жизни; 50% - к четырем годам; 80% - к восьми годам; 92% - до тринадцати лет. Пренебрежение активным развитием умственных способностей ребенка, особенно первые четыре года жизни, резко ухудшает его возможности в дальнейшем. В раннем детском возрасте также закладываются основы социализации, контактности, доброты.
                Творческие способности личности в значительной степени зависят от условий, в которых она провела свои первые годы жизни. Шансы, предоставленные ребенку или отнятые у него в это время, определяют последующую способность к образованию. Л.Н. Толстой писал о первых пяти годах своей жизни: «Разве не тогда я приобрел все то, чем теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Обучаемость в детско-подрастковом возрасте, как типично возрастное явление, стала возможной исключительно благодаря грандиозным силам естественного отбора. Хорошо известно, что именно маленький ребенок, словно губка, впитывает в себя знания и понимания о мире.
                Справедливости ради отмечу, что творчески одаренные молодые люди не пользуются особо одобрительным отношением у преподавателей и родных. Чаще всего одаренному ребенку требуется либо известная психологическая гибкость, либо стойкость, чтобы сохранить в себе те черты, с которыми связана творческая способность. Выделившиеся своими выдающимися талантами юноши воспитывались в обстановке стимулировавшей развитие и реализацию их таланта или сами сумели создать такую обстановку благодаря известному упорству. Тому существует огромное множество примеров.
                М. Фарадей служил сначала в книжной лавке, где все свободное время читал. Г.Дэви был поражен его знаниям и начитанности. Он взял мальчика к себе в лабораторию.
                Рафаэль был пятым художником в своей семье, очень рано стал учеником Перуджино.
                Ньютон с детства изобретал и мастерил всякие простенькие механизмы.
                Галилея рано начал обучать всему известному отец.
                Генри Форд работал таким малышом в часовой мастерской, что хозяин отвел ему самое укромное местечко. Как заметил биограф Фордов: «Не случайно человек, которому суждено было пересадить человечество на автомобильные колеса, начал над колесиками трудиться с раннего детства». Хочу закончить цикл статей словами Рудольфа Дизеля: «Совершенно ложно утверждать, что гений всегда пробьется сам. Из ста гениев девяносто девять гибнут безвестными. Только преодолев несказанные трудности, каждый сотый достигает признания . . .»      


Рецензии