Откуда и зачем вы, гении?

Часть 3

    «Гений – это личность, решающая огромную
                социально значимую задачу в результате
                запредельной пожизненной концентрации
                своих сил»
                Владимир Эфроимсон
 
               
                В продолжение разговора о гениях и гениальности обратим внимание на то, что особенно одаренные и замечательно талантливые люди почти всегда появлялись, так сказать, вспышками, группами, но именно в те периоды времени, когда им представлялись оптимально благоприятные возможности для развития и реализации. Одной из таких оптимальных эпох был век знаменитого полководца Кимона и историка Фукидида – «золотой век» Афин эпохи Перикла. В доме Перикла, за столом, собирались гении мирового значения: Анаксагор, Зенон, Протагор, Софокл, Сократ, Платон, Фидий – почти все они были коренными гражданами Афин, свободное население, численность которого едва достигала ста тысячи человек.
                Если принять во внимание, что творчество музыкальных талантов Древней Греции не дошло до нашего времени и что естественно-научные, математические, технические дарования не нашли в стране ни возможности развиваться, ни реализоваться, то понятно почему почитались исключительно полководцы, политики, ораторы, драматурги, философы и скульпторы. Гении «круга Перикла» сформировались в Афинах в результате очевидной преемственности, близкого общения друг с другом, благодаря сложившейся ситуации, когда понимание и «спрос» на их яркие проявления встречало полное понимание и во властных структурах, и среди простого народа.
                Секрет «вспышки гениальностей» в определенные периоды истории целиком и полностью заключался именно в создании стимулирующей среды. Так эпоха Ренессанса стала временем массового устремления к культуре, знаниям, искусству. Это было время массового спроса на живопись не только со стороны существующих меценатов, но и народа в целом, народного зрителя. Во множестве открывшихся мастерских, несомненно одаренные ученики, соревнуясь между собой, обсуждали, критиковали, создавали ту атмосферу, ту циркуляцию идей, ту «критическую массу», когда начиналась «цепная реакция» творчества. Это была эпоха гигантских социальных перемен, разрушения ограничивающих барьеров, борьбы со средневековым укладом.
                А что же в России? Разве можно себе представить развитие русской живописи, скульптуры, музыки, театра без активного участия известных меценатов: Алексеева, Третьякова, Щукина, Морозова, Мамонтова. Именно Мамонтов объединил в своем Абрамцевском кружке Врубеля, Серова, Васнецова, Шаляпина, Чехова, Левитана. Причем необходимо отметить, что эти меценаты были хорошо знакомы друг с другом, общались, дружили семьями. Еще одним примером избранности проявившихся гениев служит ситуация сложившаяся в Вене. Столица Австрии не ценила технических талантов, зато боготворила музыкантов и композиторов, благодаря чему стала мировым центром музыкальной культуры, оставаясь технически отсталой страной.
                Для мирового сообщества чрезвычайно существенен тот факт, что небольшая страна, пусть даже всего с пятью миллионным населением, добившись развития и реализации десяти процентов своих потенциальных гениев и талантов, за пятьдесят лет опередит в развитии любую другую страну гораздо более многочисленную. Конечно, если та сохранит в силе барьеры, препятствующие развитию потенциально выдающихся людей.   


Рецензии