Картинки флотской жизни незабываемы - 5. Радиолюби

-тельство.

Мне где-то после 1967 года остро захотелось иметь свой магнитофон. А стоили они тогда как две месячные зарплаты родителей, значит надо зарабатывать самому - решил я и летом 1968 года в свои 15 лет устроился в СМУ на укладку асфальта. Взяли малолетку только потому, что рабочих рук не хватало, тогда шла грандиозная стройка, восстановление Ташкента после землетрясения. Ни о каком трудовом кодексе и речи не было. Восемь часов, шесть дней в неделю пахал наравне со взрослыми, из орудий труда лопата и скребок для выравнивания у бригадира, даже спецодежды не выдали, да и не нужна она была при ташкентской 45 -ти градусной жаре. В брезентухе даже молодой организм выдержал бы максимум полчаса, поэтому форма одежды была трусы, пилотка из газеты и резиновые говнодавы. Пропахал я всё лето от звонка до звонка, и уволился в самом конце августа. По тем временам за лето заработал неплохие деньги - аж 450 рублей, больше чем мои родители. Хорошенько поразмыслив, решил, что маг подождет, а надо одеться к школе, тем более начался период полового созревания, и перед девочками хотелось не ударить в грязь лицом, а быть красиво и модно одетым. К слову сказать, года три-четыре после землетрясения Ташкент снабжался по 1 -ой категории, и купить импорт было не проблема, а про барахолки и вообще говорить нечего. Всё повторилось на следующий год, только в этот раз делали дренажную систему под новый микрорайон, а это тонны гальки, щебня, песка и 250- и 400- миллиметровых керамических труб. Заработал 600 рублей, но, вполне себе логично рассудив, зачем мне магнитофон, если через год поступаю в КВВМКУ, опять приоделся, купил матери пальто, оплатил долг за электричество и дал брату денег на обратную дорогу в нашу систему - он тогда перешел уже на 4 -ый курс. Так закончилась юность и начиналась взрослая жизнь. Но на память у меня осталось несколько фото, вот я в боевом снаряжении сантехника последнего разряда утром перед раздачей задания

+ФОТО+ №1

Теперь о "радиоГУбительстве". По моим наблюдениям, зараза эта сидит в человеке прочно, если однажды заболел. А я заразился примерно в 1964 или 1965 году. Мой отец тоже радиолюбитель, авиамоделист и автолюбитель меня специально не приобщал, но глядя на него, втянулся и я, хотя свою роль сыграл, конечно, и мой брат старший. У отца были золотые руки, делал всё обстоятельно и прочно, на совесть, за что его везде и ценили. Он сам  по своим чертежам из старой инвалидки собрал симпатичный автомобильчик. Ну, что греха таить, был он, как и всякий радиолюбитель, неутомимым собирателем. Он таскал домой, еще начиная с фронта, всякое радио барахло, у него были дефицитнейшие забугорные лампы, про отечественные я и не говорю, все в упаковках, конденсаторы и резисторы пачками в упаковках, трансформаторы и трансформаторное железо. Полтонны наверно обмоточного провода диаметром от 0,03 до 2 мм, причем в самой разнообразной изоляции, в общем, добра было на целый сарай, в котором он до Ташкентского землетрясения и расположил свой лабораторный корпус. Я просто заходил туда с книгой или журналом со схемой, либо просто со списком и выходил с полным набором деталей. Всё это богатство он списывал у себя на работе, и каким-то образом выносил с завода. Он прошел половину Европы в войну и натаскал оттуда "Хрюндиков" и всяких "Хфилипсов", на которых по субботам я и наслаждался часовой программой "Голоса Америки" о современной рок-музыке.

В общем, заразился и я. Началось всё с детекторного приемника с усилителем на одном транзисторе сельского радиолюбителя. Поработал на славу, сделал точную копию как у автора, купить пришлось только транзистор - тогда острый недешёвый дефицит, да ещё с ломкими ножками, отчего приходилось извращаться, чтобы аккуратно подпаять её на место, да и стоили они тогда более рубля. Благо в Ташкенте был так называемый ламповый завод,  выпускал сначала лампы, потом транзисторы, потом микросхемы. Всю не кондицию отправляли в "Культтовары", но рассчитывать на приличный коэффициент усиления у транзисторов, к примеру, не приходилось. Так продолжалось до окончания школы, за это время было сделано четыре электрогитары и пара усилителей мощности звука для них. На фото внизу я с дружбаном в процессе производства очередной гитары

+ФОТО+ №2

В училище первые три курса я как то обходился без этого хобби, да и времени не было заниматься радиолюбительством, разве что поиздевался над ротным телевизором - чтоб Иран со звуком показывал. После Минска (практика на заводе) где удалось горстями вытащить кучку деталей, я нашел на помойке старый кожаный портфель и складывал туда свое "богатство". Кстати, именно в то время я как раз для Борьки Еньшина собирал для его гитары разные "фузы" и "квакушки" (*).

+ФОТО+ №3

Как я ныкал свой портфель плохо помню, но кажется, я его хранил в нашем классе в лабораторном корпусе, там стояли всякие шкафы и тумбы. После выпуска потащил этот портфель с собой по городам и весям, на Камчатке добавил в коллекцию ещё списанных в СРБ деталей моим однокашником Витей Тюниным. Дюралевые коробки от ЗиП*ов у меня хранились до самого отъезда в штаты, потом мать всё это отдала другу, но тот помер вскоре, и коллекция моя приказала долго жить. Вообще я много раз чистил свои авгиевы конюшни, просто закрыв глаза и придавив жабу, нёс на помойку. Но страсти человеческие непобедимы. Приехав в америку, ахнул увидев их помойки и понеслась.... Слава Богу, вовремя остановился, хотя денежку на выброшенных видеомагнитофонах, телевизорах и компьютерах поимел - подбирал, ремонтировал и продавал по объявлению в газетах.

Пару раз уже в америке снёс всё на помойку, в том числе 400 аудиокассет. Дело в том, что я люблю всё новое, и если вижу что что-то уходит в прошлое, безжалостно избавляюсь от старого. Вот уже и лазерные диски снёс на помойку, всё что надо храню на жёстких дисках, хотя и их наверно уже надо списать, тем более жёсткий диск размером с пачку сигарет и объёмом в 5 Тб стоит около сотни баксов. Всё что осталось - это отремонтированная коллекция японских бобинных магнитофонов у сына жены, ныне они имеют астрономическую цену. Правда, для себя собрал три блока питания, а сейчас вот хочу для компа собрать квадроусилитель с псевдоэффектами, благо у китайцев есть всё необходимое. Вот недавно пришел красивый усилитель мощности с детский кулачок, но по 60 ватт на канал, буду им заниматься.

Что касается коллекции деталей - я на всякий случай купил у китайцев небольшие наборчики всех типов деталей, а всё остальное покупаю только по мере необходимости под конкретный проект, хотя таких уже почти нет, всё что хотел вроде бы уже сделал. Была у меня мечта сделать домашнюю лабораторию измерительную, в союзе это было нереально, да и те советские огромные гробы промышленного изготовления ставить было некуда. Прогресс идёт вперед семимильными шагами, и то что раньше было гробом сейчас небольшая коробочка - наладонник, лет 5 шерстил еBay, и  в конце концов собрал чемоданчик компактной измерительной аппаратуры, потом ещё один - ещё меньше и хотя лежит вся эта красота, по сути мёртвым грузом, не могу себе отказать в удовольствии купить новую игрушку. К сожалению это болезнь!
Кстати, я ведь мечтал, будучи курсантом КВВМКУ, что на защиту моего диплома придёт оппонент, офицер-химик ВМФ СССР. Заинтересуется моими разработками, и может быть даже с ходу предложит мне пойти служить в Гатчинскую лабораторию РХБЗ ВМФ, где создавались все флотские приборы, но ничего подобного не произошло.

Рассказал Вадим Калинин.

19.02.2023

Сноски:

(*) Электронные приставки для электрогитары Вадим Калинин собирал для Бориса Фёдоровича Еньшина, впоследствии - одного из моих любимейших преподавателей в СВВМИУ. Воистину - мир тесен! ))) - автор.
.


Рецензии
Было такое увлечение. 1963 год почти вся группа –мужская половина нашего ХЭМТА собирала мыльницы. Приемник в корпусе от мыльницы. Детали покупали на туче в липовой роще под Харьковом. Это первое знакомство.
Еще был курс промышленной электроники при московской городской школе ДОССАФ-механик по ремонту приемников телевизоров и электронных приборов.
Больше всего для жизни пригодились наставления мастера по ремонту---в устройство ставь только проверенный элемент.
Ремонт начинай с проверки наличия напряжения в розетке.
С уважением

Виктор Девицын   20.02.2023 09:39     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за комментарий! Прочитайте(вдруг Вам интересно?))) мой рассказ на ту же тему?

Он из трёх частей, даю ссылку на первую, ссылка: ( http://dzen.ru/a/Y0yUT3y2DzzsfjS2 ).

Прочитанный Вами рассказ мне поведал мой коллега, старше меня. Ваши комменты я скопировал, ему однозначно передам.

Спасибо Вам за комментарий!

Юджин Джексон   22.02.2023 17:53   Заявить о нарушении
Юджин Джексон, прочитал ваши воспоминания о постижении такой нужной профессии. В этом деле голова должна дружить с руками.
Приведу пример. Одно время я работал в закрытом ящике. После собеседования взяли старшим инженером. В нашей группе был парень после армии. Образование 10 классов из глухомани Нижегородской области. Радиолюбитель, в Горьком окончил школу ДОССАФ –радиомеханик. Отслужил армию и после демобилизации попал в нашу группу. Добился через отдел обучения нашего НИИ, чтобы его без отрыва от производства направили в московскую радиошколу ДОССАФ-по специальности промышленная радиоэлектроника.
На предприятии был закрытый конкурс молодых специалистов. Его прибор для проверки датчика оборотов синхронного электродвигателя мощностью 30 МВА с приличным экономическим эффектом занял второе место. А были разработки и инженеров, и кандидатов.
Пальцы у него как у пианиста. Микросхемы выпаивал без отсоса, со старых кабелей снимал экран посеребренный.
Он припой сам вытягивал. Посмотрел я на этого умельца, и сам отучился в МГРШ ДОССАФ 2 года вечером. Тогда она располагалась в Измайлово. УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО.
С УВАЖЕНИЕМ

Виктор Девицын   22.02.2023 18:45   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виктор! Прочёл Ваши комментарии с интересом, да так оно и было ( с небольшими вариациями, естественно, у каждого увлёкшегося радиолюбительством). Для кого-то увлечение стало профессией, для кого-то так и осталось, скажем так, хобби. Думаю, самое главное в том, что если это было нам когда-то интересно, значит всё это в нашей жизни было не зря! )))

С уважением, Евгений.

Юджин Джексон   23.02.2023 19:22   Заявить о нарушении
еще хотел добавить...группа в радиошколе была сильная,возраст за 30, и наша кучка решила освоить ремонт телевизоров, 3УСТЦ И 4 И 5 поколения. Был контакт с директором магазина неликвидов от завода Темп.Все платы и модули были нерабочие их при проверке готового телевизора выбрасывали в корнизу. каждый самостоятельно ремонтировал свои модули,блок цветности,строчную и кадровую развертку и т. д. я занимался импульсными блоками питания,пришлось делать нагрузочное устройство. кинескопы покупали оптом 6 шт рабочие.и корпуса с задней крышкой. Собрали все шесть новеньких телевизоров.Появилась уверенность,что мы не зря учились. Как это бывает, староста уехал в израиль,Санек на Украину... Мы еще подрядились в доме отдыха делали ремонт и браковали старые аппараты: березки, славутичи и рубины, но это под вывеской телеателье, где работал Женька телемастером.
Я ушел из НИИ, принял участок по монтажу силового электрооборудования. Иногда востанавливал чернобелые рекорды соседям по даче.

Виктор Девицын   23.02.2023 21:10   Заявить о нарушении
Спасибо!

Юджин Джексон   24.02.2023 02:07   Заявить о нарушении