Ромео как нарцисс

"Насколько этот молодой человек был способен отличить настоящую любовь от восторженности и влюблённости?" - задаются вопросом исследователи К. Хохбрунн и А. Боттлингер. И отвечают:

"Так, в начале пьесы четко говорится о его страданиях из-за любви к другой девушке. Однако, едва встретив Джульетту, он мгновенно забывает «старую любовь», потому что для страсти теперь есть новый объект. Здесь четко показано, что речь идёт не столько о любви к самой Джульетте, сколько о нарциссическом переносе. Ромео чувствует себя отвергнутым, при этом воспринимает Розалину или Джульетту не как человека-партнера, с которым хочется провести жизнь, а исключительно как средство быстрого удовлетворения потребности. Розалина нанесла Ромео обиду, которую он – во многом вследствие юного возраста и отсутствия опыта – не мог отличить от настоящих мук любви.

Для того чтобы преодолеть эту нарциссическую травму, ему надо было найти новое приключение. А что может быть лучше, чем посетить бал в маске, сравнить Розалину с другими девушками и проверить: а действительно ли она так прекрасна? Обесценивание того, кто не ответил взаимностью, – классическая нарциссическая защита. А то, что Ромео на самом деле встречает симпатичную девушку и нравится ей, становится идеальным подтверждением его значительности. Кем была Розалина? Да никем особенным. Он тут же отрицает даже то, что был в нее влюблен. «И я любил? Нет, отрекайся взор: я красоты не видел до сих пор», – говорится в тексте.

Однако выгода здесь двойная, пусть даже Ромео этого не осознаёт и действует под влиянием подсознания. Девушка, проявившая к нему интерес, принадлежит враждебной семье. Можно ли придумать лучший способ самоутвердиться для молодого человека, незадолго до этого пережившего нарциссическую обиду? Он наслаждается своим чувством и путает нарциссическую подпитку с любовью, что вполне вероятно: успешное самоутверждение приносит нарциссу такое же воодушевление и опьянение, как большая любовь. Ромео хочет удержать это чувство, а что может быть лучше, чем немедленно вступить в брак с избранницей, чтобы чувство сохранилось навсегда, а девушка не отвергла его, как это сделала Розалина?

Поспешные действия Ромео можно понять, только вспоминая его безответную влюбленность в Розалину. При смещении его чувства на новый объект Джульетта как личность не важна: Ромео её вообще-то совсем не знает (хотя именно это необходимо как фундамент крепких отношений). Речь идёт только о желании вновь и вновь испытывать опьянение от доказательств своей значительности и уникальности. Его он и путает с любовью. Именно это становится причиной трагедии.

Похожим образом у него возникает конфликт с человеком, который знает Джульетту дольше и, вероятно, более объективно относится к девушке. Парис – поклонник Джульетты, тщательно обдумавший, почему хочет на ней жениться, и выбравший верный путь. Жених добился бы успеха, но Ромео своей блиц-свадьбой, о которой, увы, никто не подозревает, смешивает карты. Кроме того, новобрачный вступает в стычку с представителем семейства Капулетти, Тибальтом, которого убивает после первоначальной тщетной попытки примирения.

Теперь, когда Ромео женат на Джульетте, они все-таки одна семья, но, к сожалению, юноше не удается разрешить ситуацию миром: с детства его больше учили искусству борьбы, чем искусству убеждения. И он делает то, чему его учили, – убивает противника. Надо учитывать, что Ромео пребывал в особом психологическом состоянии: Тибальт перед этим смертельно ранил его друга. Тем не менее здесь проявляется агрессивная составляющая нарциссизма Ромео, для которого существует или победа, или уничтожение. И хотя впоследствии он раскаивается в содеянном, неясно, жаль ли ему убитого или себя самого: ведь, как известно, преступление вызывает гнев окружающих. Предсказуемое наказание не заставляет себя ждать: Ромео изгоняют.

Позже, столкнувшись с Парисом, он снова вступает в конфликт, за который соперник должен поплатиться жизнью. Это чётко подтверждает, что Ромео сожалел не о смерти человека, а только о её последствиях для себя. Если бы он искренне раскаивался в смерти Тибальта, то сделал бы всё, чтобы предотвратить новое убийство. С другой стороны, это показывает, что убивать противников для Ромео – ещё один способ нарциссического самоутверждения. Ему необходимо сохранять власть, потому что в глубине души он маленький беспомощный мальчик, у которого огромные проблемы с самооценкой. Бороться с ними помогает только игра в «мужские добродетели» – исполнение роли великого любовника или рокового дуэлянта.

В конце концов всё это больше не помогает. После получения ложного сообщения о смерти Джульетты в Ромео вновь проявляется злокачественный нарциссизм. Чувство «всё или ничего» теперь обращено против него самого: он выбирает путь самоуничтожения, потому что слишком слаб, чтобы в результате кризиса стать более зрелым психологически, и считает, что не сможет жить без Джульетты. При этом речь идет лишь о её вымышленном образе, а узнать настоящую Джульетту у него все еще не было возможности. Поэтому он и умирает не из-за настоящей Джульетты, а из-за идеального образа, за который цеплялся, как за якорь, в попытке стабилизировать свою хрупкую самооценку".


Рецензии