Первое воскресение в качестве спасения

               О Будущем, если честно, если — положа руку на сердце,
               — о Будущем мы знаем сколько-нибудь достоверно лишь одно:
               оно совершенно не совпадает с любыми нашими представлениями о нём.
               Мы не знаем даже, будет ли мир Будущего хорош или плох —
               мы в принципе не способны ответить на этот вопрос,
               потому что, скорее всего, он будет нам безмерно чужд.

               Аркадий и Борис Стругацкие




Первым   развёрнутую   интерпретацию   человеческой   истории   на основе  новозаветных   откровений   дал  на   рубеже IV и  V веков от Рождества Христова Блаженный  Августин в 22 книгах своего главного труда «О граде Божьем». Если до него античные мыслители представляли историю мира циклической, то Августин  первым  представил векторное понимание истории: из точки Альфа в точку Омега (Альфа и Омега — первая и последняя буквы греческого алфавита).   

По Августину, весь всемирно-исторический процесс представляет собой развёртывание космического плана из 7 этапов, целью которого является Богочеловечество, «град небесный». Пять из них — от Адама до рождения Христа — человечество уже прошло. Шестой этап начался явлением Богочеловека и его спасительной жертвой, а закончится концом мировой истории вообще и Страшным судом. Седьмой этап — вечность, рай Богочеловечества в граде Божьем.

На протяжении всей человеческой истории идёт борьба между двумя «градами», двумя ипостасями человеческого общества. С одной стороны, «Град земной» — светское государство — царство зла и греха, прототипом которого был Рим и «Вавилонская блудница».  С другой стороны, «Град Небесный», государство Божие — христианская церковь.

В течение всех 6 эпох борются между собой 2 града: «любовь к себе, доведённая до пренебрежения к Богу» и «любовь к Богу, вплоть до забвения себя». Борются 2 символических начала — эгоистическое, самовлюблённое, индивидуалистическое и моральное, надличностное, целостное. В конце шестого этапа открываются суды истории и начало высокое, моральное, духовное одерживает полную, окончательную и бесповоротную победу над началом низменным, эгоистическим, животным. Праведники вступают в «Град Божий» где будут вкушать неземное блаженство во веки веков, а граждане «Града земного» будут преданы вечным мучениям. Наступает рай Богочеловечества.

Жил Аврелий Августин, более известный под именем Блаженного Августина, давным-давно, 16 веков назад во владениях Римской империи в Африке. Спустя 15 веков после рождения Августина в 354 году, на свет божий появился будущий католический священник и учёный по имени Пьер Тейяр де Шарден.

Отдалённый потомок Вольтера родился в 1881 году во Франции, а 20 лет жизни на склоне лет проработал в Китае, Центральной Азии и Дальнем Востоке. Член ордена иезуитов, священник, санитар во время Первой мировой войны и кавалер ордена Почётного легиона. Знаменитый учёный, геолог и палеонтолог, академик Французской академии наук, тот самый, кто вместе с Эдуардом Лёруа и Владимиром Вернадским развил учение о «ноосфере», «сфере разума». Тот самый, кто независимо от одного великого русского научного изгоя по имени Николай Козырев создал учение о «радиальном воздействии», которое удивительно напоминает активные свойства времени в причинной механике Козырева.

По учению этих двух великих учёных мужей — изгоя науки и церковного еретика — есть в мире некая таинственная Жизненная сила Вселенной, которая, по сути, есть творческий дух Перводвигателя, животворящая сила, действующая вопреки второму закону термодинамики.

Писатель, написавший свою первую книгу «Космическая жизнь» во время первой мировой войны, практически под градом пуль, а последнюю и главную —  «Феномен человека» — во время предвоенного периода и второй мировой войны в вынужденной изоляции в Китае. Учёный с огромным кругозором, внёсший великий вклад в космогонию, палеонтологию, антропологию, философию.  Глубокий и оригинальный Мыслитель, признанный обществом после смерти, когда было издано собрание его сочинений, а во Франции, США и Нидерландах были созданы ассоциации его сподвижников и единомышленников. Теолог, давший в книге «Феномен человека» свою, оригинальную версию христианской эсхатологии, учения о конце света:

«Конец света — переворот равновесия, отделение сознания, в конце концов достигшего совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой покоиться в Боге-Омеге».

В то же время не признанный католической церковью «фальсификатор веры», от работ которого, согласно высочайшему рескрипту, следует неукоснительно охранять католическую молодёжь. Что при жизни, что после смерти. Еретик, нарвавшийся на запрет со стороны католической церкви на публикации и публичные выступления.

Творец, мистик и поэт, сумевший органично соединить науку и религиозную мистику, возвыситься в своих трудах до вершин эмоционального воздействия, сравнимых с высшими образцами духовных гимнов человечества.

Этот Человечище с большой буквы, которого некоторые христианские исследователи называют «новым Фомой Аквинским», создавал свою теорию «христианского эволюционизма».  В этой теории нашли отражение извечные вопросы единства и борьбы веры и разума, взаимоотношения науки и религии, проблемы эволюции и грядущего преображения мира, современный, новый, то есть так хорошо забытый старый, взгляд на Вселенную как на живой организм, пронзаемый, трансцедентируемый Божеством и стремящийся к совершенству!

Идеал науки по Тейяру де Шардену — сверхнаука, органически синтезирующая в себе достижения рационального и иррационального знания. Католический священник в то же время был сторонником гилозоизма, одушевлённости мира, и пантеизма, разлитости Божества во всём и вся:

«...мы, несомненно, осознаём, что внутри нас происходит нечто более великое и более необходимое, чем мы сами: нечто, которое существовало до нас и, быть может, существовало бы и без нас; нечто такое, в чём мы живём и чего мы не можем исчерпать; нечто служащее нам, при том, что мы ему не хозяева; нечто такое, что собирает нас воедино, когда после смерти мы выскальзываем из самих себя, и всё наше существо, казалось бы, исчезает».

Наука и религии в его понимании — две стороны одной медали, высшей целью которых является служение делу космической эволюции живого Космоса! (Нечто подобное провозгласил великий русский философ Владимир Сергеевич Соловьёв в своей философии всеединства, гносеология которой сводилась к неразрывной взаимосвязи трёх видов знания: эмпирического (наука), рационального (философия) и мистического (религия)).
          
Согласно синтетической теории «христианского эволюционизма» де Шардена,  эволюция порождает сначала звёзды и планеты, затем формирует геологический облик планет, затем порождает жизнь и биосферу, затем из биосферы вылупляется человек разумный, порождая «сферу разума» — ноосферу.

Обычная энергия, подверженная воздействию возрастания энтропии, носит у него название «тангенциальной энергии».

Ей противостоит «радиальная энергия», которая противодействует энтропии и ответственна за рост упорядоченности, организованности мира, за эволюцию живого.
 
Воздействие «радиальной энергии» не останавливается с появлением человека и ноосферы. Следующий шаг, следующая ступень эволюции уже не нуждается в материальном носителе и относится целиком к сфере Духа. Эволюция материи начинается с мёртвого вещества, а затем проходит всё ускоряющиеся (!) фазы эволюции живого вещества, вплоть до «венца творения» — Человека. Завершается же она фазой Духа — сначала Духа Земли, затем Духа Космоса — Парусии (от греч. «para» — около, вне — и «ousia» — существование).   
 
В Библии значение греческого слова Парусия совпадает с эсхатологическим, относящимся к концу света значением русского слова Пришествие. Точнее, второе пришествие Иисуса Христа. Ещё точнее, второе пришествие «со славою» Спасителя!
 
Графически этот процесс изображается как конус, в основании которого множественность и хаос, а на вершине — высший пик эволюции — «точка Омега», «центр, сияющий в центре системы центров» (на иллюстрации).

А в книге Откровения Иоанна Богослова вместо Парусии говорится о «первом воскресении» к вечной жизни немногих избранных за «тысячу лет» до «конца света» и о скинии Бога и воскресшего человечества. По сути дела, это и есть то обетованное Царство Божие, о котором так страстно мечтали первые христиане.

            «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20:6).

Что характерно для «первого воскресения»?

Во-первых, «воскресшие» не только обретают бессмертие («над ними смерть вторая не имеет власти»), но и удостаиваются «тысячелетнего» Царства Христова:

              «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20:4)

Во-вторых, оно коснётся лишь сакрально ограниченного числа «званых и избранных», мистических и условных 144 тысяч «запечатлённых» — по 12 000 из 12 колен «сынов Израилевых»:

              «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откр. 7:4).

Чуть далее Откровение отождествляет этих избранников Спасителя «в белых одеждах» со множеством людей из ВСЕХ земных народов:

               «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён и колен, и народов и языков стояло пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7:9).

Число 144 — символическое. Это есть математический квадрат священного числа 12, которое присутствует и в описании земного Древа Жизни. Сколько этих избранных будет на самом деле — известно лишь Спасителю.

«Рождение свыше, вхождение в священный коллектив, в число избранных, святых — вот результат смерти для профанного мира», — поясняет доктор философских наук Евгений Алексеевич Торчинов. В своём замечательном исследовании «Пути философии Востока и Запада: познание запредельного» Е.А. Торчинов утверждает:

«Осуществлённый Иисусом Христом переход из смерти в жизнь открывает его ученикам мистериальный путь обретения нового, нетленного тела и сакрального бытия. Вот подлинная суть религиозного процесса смерти и возрождения (воскресения). Через инициацию происходит кардинальная перестройка всего бытия неофита, и духовная, и телесная, и ментальная (метанойя). Вместе с радикальной перестройкой тела и ума (то есть аппаратного и программного обеспечения, следуя метафорам Уилсона), возникает и новый сакральный мир. Рождение свыше, вхождение в священный коллектив, в число избранных, святых — вот результат смерти для профанного мира. “Прижизненная” инициация — необходимое звено в трансцендировании в Сакральное, в переходе от “ветхой твари" к “новой”. При этом меняется не только психологический статус посвящаемого (как мы отмечали выше), но и онтологический (на всех стадиях). Новое бытие подразумевает то, что рамки прежних воспринимающих способностей (“априорные перцепции”) и прежняя категориальная “сетка” разрушаются, уступая место трансцендентному восприятию и уму. Радикально меняется и тело. Вместо посюстороннего тела в результате трансформации (порой в результате ряда трансформаций) появляется “мистическое тело”».

Этот «священный коллектив» и есть «144 000 избранных», которые удостаиваются чуда «первого воскресения» в новом теле, обладающим новым умом и сознанием, и в новом космическое бытии, скинии Бога и человека, о котором говорит книга Откровения Иоанна Богослова:

             «и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).   

Об этом  же  «воскресении» как о чуде животворящего духовного преображения ума и тела, как о биологической революции, как о фазовом переходе от «ветхой твари» к «новой», от смерти к бессмертию говорят и другие книги Нового Завета:

          «Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе;
           ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15:51–52).

Тело человеческое отмирает как атавизм, как аппендикс. Без разницы: белое оно, чёрное, жёлтое или краснокожее, могучее или дряблое, прекрасное или безобразное. Вместо тленного человеческого тела из 100 трлн клеток-эукариотов появляется некое новое бессмертное тело:

            «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:53).

Согласно ранним посланиям апостола Павла, написанным ещё до евангелий, в акте воскресения отпадет необходимость в пище и отмирает сам пищеварительный аппарат за ненужностью:

           «пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог уничтожит и то и другое» (1 Кор. 6:13).

Пищевые цепочки, в которых одни живые особи поедают других, остаются в мире животных. На смену человеку, много лет назад вставшему на вершине пищевой пирамиды, приходит Мыслящий Дух, которому не нужны уже «пища и питие», ибо энергия Духа Божьего, Духа Святого питает его, а «вода жизни» утоляет его духовную жажду.

Также, по всей видимости, ему не нужны ни квартира, ни дача, ни машина, ни одежда, ни обувь. Ни превосходного качества и количества, ни плохонькие и убогие. Ни дизайнерские, ни домотканые. Не нужны ему ни пушки, ни масло, ни правители, ни жрецы, ни судьи, ни прокуроры, ни полиция и ни милиция. Не нужно «пушечное мясо», не нужен электорат, не нужны трудовые ресурсы, не нужны рынки сбыта, не нужны чиновники, не нужны «звёзды» шоу-бизнеса, как не нужен весь бизнес вообще. Ибо прежнее прошло.

Он, в первом воскресении пребывающий «как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30), «не женится, не выходит замуж», так как на место плоти пришёл Дух, а на место животному началу в человеке (секс) пришло Божественное начало (Любовь, или Агапэ). Не о ней ли говорил евангельский Мессия?

Попробуйте донести эту высокую христианскую идею, которая непременно когда-то воплотится в жизнь, до охочего до секса разумного гоминида, который со времён сексуальной революции каждое явление жизни привык воспринимать именно через призму секса. Секс, досуг, интим — не только в глубинах бессознательного, не только на супружеском ложе, не только в эротических снах, но и на страницах печати, в Сети, в эфире. (Рекламная пауза.)

Преодоление животных инстинктов и звериных законов биовыживания и размножения в качественном новом «ангельском» естестве в невиданном доселе царстве Духа, ставшем обителью для постчеловека, означает, что более не будет не только секса, но и рекламы. (Back in the USSR!)

Истинно сущее в храме тела человеческого — Святой Дух — обретает нового носителя своей Жизненной силы. В фазовом переходе «первого воскресения» от неизбежной смерти тела к «вечной жизни» в Духе «свЯтосфера» Земли — священный коллектив «званых и избранных» — преодолевает биологическое царство животных и материальное царство необходимости и оказывается в Духовном Царстве Свободы.

          «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8).

Освобождённому от пут мира материи и пространства Духу в новом, духовном, нетленном обличье не нужны более туры по миру в самолётах, на поездах, автобусах, автомобилях и на кораблях, не нужны ему и турагентства. Он уподобляется буддийским божествам дэва, живущим очень долгую жизнь всемогущих повелителей природы, но всё равно подверженным законам сансары и кармы. Он вступает в христианский космический рай, который очень напоминает рай «Чистой Земли» буддизма Махаяны. Он, подобно полубожественным существам сиддхам, индуистским Ангелам, обитающим в воздушном пространстве (подобно НЛО) и отличающимся чистотой и святостью, обретает 8 сверхъестественных свойств: становиться бесконечно малым или большим, предельно лёгким или тяжёлым, мгновенно перемещаться в любую точку пространства (это к вопросу о НЛО), достигать желаемого силой мысли, подчинять своей воле пространство и время и добиваться верховной власти над миром.

«Новое бытие подразумевает то, что рамки прежних воспринимающих способностей (“априорные перцепции”) и прежняя категориальная “сетка” разрушаются, уступая место трансцендентному восприятию и уму», — утверждает Е.А. Торчинов.

В переводе на язык Евангелия от Иоанна это звучит так:

            «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).

В фазовом переходе «первого воскресения» к «вечной жизни» преодолеваются все проблемы падшего «земного» бытия. Чем это не спасение от всех земных катастроф и катаклизмов, как природных, так и общественных? Не страшны уже ни войны, ни пандемии, ни извержения супервулканов, ни глобальное потепление, ни глобальное похолодание, ни астероиды, ни вспышки сверхновых...

Этот День Победы над смертью и несвободой в природе и обществе, над органически присущими человеческому сознанию идолами рода, пещеры, базарной площади и театра, о которых говорил Френсис Бэкон, знаменует конец физической Вселенной и начало спасительного Царства Духа. Люди становятся практически как боги.

На языке Нового Завета это звучит так:

          «Не написано ли в законе вашем: “Я сказал: вы боги”?» (Ин. 10:34).

Тема «люди как боги» известна с незапамятных времён. У древних греков это были полубоги, подобные Гераклу, который начал с удушения Немейского льва, по ходу дела очистил Авгиевы конюшни и похитил золотые яблоки, а закончил покорением Аида и усмирением злого сторожевого пса у его ворот по кличке Цербер.

В веке ХХ-м полубоги приобретают иное, технологическое существование. У англичанина Герберта Уэллса «люди как боги», построившие фантастическое царство порядка и разума, живут в параллельном мире на планете Утопия и общаются между собой бессловесно, путём прямого чтения мыслей.

В развитие поднятой Гербертом Уэллсом в 1923 году (ровно 100 лет назад) темы «Люди как боги» советский писатель-фантаст Сергей Снегов публикует в 1966–1977 годах трилогию под одноимённым названием, которая относилась тогда к жанру космической фантастики. (Позже этот монументальный фантастический жанр нарекли «космическая опера» (англ. — “Space opera”) по аналогии с выбивающими скупую женскую слезу «мыльными операми» для отчаянных домохозяек во всём мире.)

Место действия в этой космоопере — планета Земля и просторы Вселенной, которые земляне бороздят со  сверхсветовой (!) скоростью  на космических кораблях размером в небольшую планету!

Время действия — VI век новой  эры  Объединённого человечества. Эта эра якобы началась «с 2001 года старого летоисчисления, памятного года, когда человечество объединилось в единое общество.

Год объединения стал первым годом новой эры, подлинная история человечества началась с осуществления в жизни принципа “Общество существует для блага человека. Каждому по его потребностям, от каждого по его способностям”. <...>

Почти шестьсот лет протекло с той поры, и все эти годы человечество совершенствовало себя. Оглянуться — голова кружится: за все предшествующие тысячелетия не было совершено столько доброго для человека, сколько за эти пять веков.  Каким бы жалким показался прославленный рай рядом с нынешней Землёй!» [1]

У Сергея Снегова «люди как боги» живут в светлом коммунистическом «завтра», «наставшем» (точнее, не наставшем) уже «вчера», точнее, 22 года назад.  И это фантастическое высокотехнологическое коммунистическое «завтра» якобы превосходит «прославленный рай».

(Почему-то вспомнился фильм «Назад в будущее» и мудрые мысли братьев Стругацких о будущем. Помните предисловие?)

В своё время Циолковский не только разрабатывал космические корабли, но и утверждал, что «космическое бытие человечества подразделяется на несколько основных периодов эволюции, длящихся миллиарды лет. На определённом этапе корпускулярное вещество (атом) превратится в лучевое, перейдя в лучистую форму высокого уровня, человечество становится бессмертным во времени и бесконечным в   пространстве».

В «Теории космических эр» он предсказывал:

«И вот когда разум (или материя) узнает всё, само существование отдельных индивидов и материального или корпускулярного мира он сочтёт ненужным и перейдёт в лучевое состояние высокого порядка, которое будет всё знать и ничего не желать, то есть в то состояние сознания, которое разум человека считает прерогативой богов. Космос превратится в великое совершенство».

«Человек тоже преобразится, — писал он в начале ХХ века, — и старого, грешного человека, живодёра и убийцы, уже не будет на земле. Будет его потомок, совершенный, ангелоподобный».

«Лучевое состояние высокого порядка», о котором говорил  Циолковский в воинствующе атеистическом и материалистическом СССР, довольно точно соответствует представлениям о «первом воскресении» к вечной жизни в ангелоподобном естестве, о чём говорится в Новом Завете.

По смыслу фазовый переход «первого воскресения» от смертной клеточной жизни к бессмертной жизни в Духе будет означать победу Организации и Жизни над энтропией и смертью в «земной» части Космоса.

На языке же Библии это «первое воскресение» как раз и означает победу над смертоносным Князем Тьмы:

             «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: “поглощена смерть победою”.
             “Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?”» (1 Кор. 15:54–55)

Это же «первое воскресение» означает гибель технологической цивилизации, той самой «Вавилонской блудницы», товаров которой — «золотых и серебряных», дизайнерских и домотканых,  casual and luxury — являющихся для кого-то целью и смыслом жизни, никто уже не покупает. За ненадобностью. Вот диалектический ответ на вопрос, почему не покупают товаров!

         «И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает» (Откр. 18:11).

На языке науки это «первое воскресение» можно было бы назвать скачком, сальто, Большим взрывом эволюции (подобно Кембрийскому взрыву видового многообразия, который ещё именуют «Биологический Большой Взрыв» (англ. — “Biological Big Bang”).  Хотя точнее было бы его назвать биологической революцией, революцией в самой сути земной клеточной Жизни, переходящей на качественно иной уровень внеклеточного бытия. Благодаря этому качественному, революционному скачку, животворящему сальто-мортале, постчеловечество сможет пережить все без исключения грядущие земные катаклизмы и катастрофы и из материнского лона планеты Земля выйти в просторы Вселенной в новом бессмертном и могучем естестве.

Из царства несвободы падшего материального мирка, в котором человек зачастую — лишь биоробот и раб своих страстей и страстишек, животных инстинктов выживания и размножения, а также заложник иерархии в человеческой стае — в царство Истины, Свободы и бессмертия в Духе, царство, живущее по Вселенскому моральному закону Любви. Тогда люди и станут «как боги».

На языке Тейяра де Шардена это и есть точка Омега. Это и есть та надприродная Парусия, которая наполнится ветром Святого Духа и помчит небесный ковчег нового бессмертного космического человечества через тернии к звёздам. На «тысячу лет». Вплоть до «конца света».

Парусия служит Божественной альтернативой очередной технологической Утопии уже XXI века под названием «трансгуманизм», который по сути дела обещает, что люди на Земле будут как боги очень и очень скоро, и всё это — благодаря новейшим прорывным технологиям. Якобы букет из биотехнологий, нанотехнологий, информационных технологий и примкнувшей к ним робототехники способен полностью ликвидировать страдания, болезни, старение и смерть. Как говорится, «мы рождены, чтоб сказку сделать былью»!

А Новый Завет вообще и книга Откровения в частности настаивают, что Победу над смертью, болезнями, старостью и смертью званые и избранные одержат не благодаря высоким технологиям, созданным руками и умами людей, а благодаря Божественной миссии спасения.

Не это ли спасение в виде «первого воскресения» и пришёл даровать Спаситель, жертвующий свою Божественную «Жизнь в Самом Себе», свою Божественную Плоть и Кровь, дабы даровать званым и избранным «воду жизни» и крестить их Святым Духом?!

Не это ли и есть истинная Божественная, а не человеческая жертва и истинная миссия Спасителя и цель Спасения?

Но кто же Он, что обладает ключами от Вечной Жизни? Кто Он?


       Продолжение следует: http://proza.ru/2023/02/10/672


Примечания:

1. Сергей Снегов «Люди как боги», часть 1 «Галактическая разведка»


           19 февраля 2023 года, воскресенье


Рецензии