Божий дар

Глава 22 (заключительная)

Соня вернулась во все свои спектакли, но глядя на Соколовскую, женщина чувствовала, что она не в восторге, но та молчала и только похлопывала Сонечку по плечу. В год тридцатипятилетия у Сони были прощальные спектакли, руководство знало, что одна из лучших танцовщиц, уходит из театра.

Последний спектакль «Лебединое озеро» был поставлен в день ее рождения. На первом ряду сидели родители, муж и Любовь Федоровна с детьми.

В ложе сидела Соколовская и плакала. Плакала и вспоминала, как много лет назад к ней привели маленькую испуганную девочку, которая уже тогда отличалась характером, талантливая и очень самостоятельная она покорила сердце наставницы.

Много внесла своего в танец, а когда ее поправляли, отвечала, что так чувствует. Она была среди немногих, кого активно вовлекали в репертуар Мариинского, а потом и Большого театра. Неудачи не сломили ее дух. Совсем юной Сонечке доверили танцевать партии в балетах «Спящая красавица» и «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Снегурочка».

Все эти роли отточили стиль, присущий только Софье Михайловской. И сейчас, глядя на сцену, Вера Ивановна видела отличающийся изяществом, остротой и законченностью каждое па, каждый жест. Это было прекрасное сказочное выступление. Редкий талант Сони - яркий, романтичный - завораживал.

Она отдала балету тридцать лет, и сама еще не представляла, как будет жить без театра. Софья заметила, как к ее ногам положили орхидеи, а когда посмотрела вслед мужчине, узнала Кирилла. Прощаясь, к ней подошла Соколовская

- Есть у тебя еще порох в пороховницах, есть. Рано ты уходишь, потанцуй до сорока, у тебя все для этого есть. Не торопись отвечать, подумай. Знаю, что уже завтра или послезавтра заскучаешь, а я тебя всегда здесь жду - они обнялись, как два родных человека

-Спасибо вам за все, Вера Ивановна

-Это тебе спасибо, что позволила прикоснуться к таланту-

Теперь Сонечка была только мамой и женой. Детям шел пятый год и они были настолько разные как внешне, так и внутренне. Варвара уже в этом возрасте проявляла упорный, даже стальной характер, в этом была вся Софья и с ранних лет проявляла целеустремленность.

Хотя балетом дочь не заболела, от слова совсем. Зато Миша стал всерьез знакомить дочь с искусством. Часто брал ее к себе в галерею, где рассказывал о художниках, учил распознавать кисть каждого из них, показывал репродукции в огромных альбомах. Как только она начала выговаривать все буквы, он требовал правильного произношения имен и фамилий художников.

Она все впитывала как губка и бережно хранила в памяти все, о чем говорил ей отец. Миша обожал детей, но особенно дочь, он в ней просто души не чаял. Артем в свои пять разбирался в компьютерах лучше любого взрослого и все пытался научить всему этому няню, которая плохо обучалась. Но никто не интересовался балетом, и никто не рисовал.

На детях природа решила отдохнуть. Родители не отчаивались, а просто любили своих деток. Варвара росла, вбирая в себя все , что слышала и видела о художниках. Она много времени проводила в галерее, знала все о выставленных картинах ничуть не меньше, чем сам отец.

Она жила этим и разбиралась в живописи намного тоньше, чем все работники галереи. С отцом у них иногда случались нешуточные споры на этой почве

-Пап, ты мыслишь старыми категориями - убеждала его дочь, которую интересовало не только искусство старых мастеров, но и модерн

-Дочь, да разве это искусство, это хлам - не стеснялся он в выражениях.

Она поступила в МГУ по специальности история искусств. Мише шел уже шестьдесят первый год и он старался научить дочь всему, что умел и знал сам. Брал ее с собой за границу, знакомил с людьми, учил, как надо вести переговоры, поэтому уже на пятом курсе института, она освободилась от его опеки и совершала прекрасные сделки.

Варвара Михайловна была жестким переговорщиком, полностью игнорировала временные рамки и готова была вести переговоры сколько угодно, до своего победного конца. Спустя год после того, как отец отошел от дел, Варвара открыла в галерее отдел современного искусства.

И к удивлению Михаила, стала получать хвалебные отклики – и не просто потому, что была дочерью и правнучкой известных Савориных, а потому, что имела безошибочное чутье на настоящее современное искусство – точно так же, как в свое время ее отец в отношении других именитых художников.

Михаил практически отошел от дел, когда ему было шестьдесят восемь лет. Он был спокоен, его галерея была в надежных руках. Артем окончил университет с красным дипломом и сразу начал работать IT-специалистом , а через пять лет, открыл свое дело. Родители были рады за своих детей. У них была спокойная старость.

Миша по-прежнему любил Сонечку и, несмотря на плохое самочувствие, старался ухаживать за ней. Они прожили хорошую счастливую жизнь, воспитали прекрасных детей и все так же трепетно относились друг к другу. Жизнь дала им шанс быть вместе, и они им воспользовались. Когда-то они дали друг другу клятву, быть рядом и в горе и в радости. Эту клятву они не нарушили и любили друг друга так же, как много лет назад.

Конец


Рецензии