Интеллигентный хулиган Ростислав Плятт
Впервые зритель увидел Ростислава Плятта в картине «Подкидыш», а на вершине славы актер оказался после выхода сериала «17 мгновений весны».
Родился Ростислав Плят 13.12.1908 года в городе Ростов-на-Дону. Отец мальчика Иван Плят был обрусевшим поляком, всю жизнь проработал адвокатом. Маму звали Зинаида Павловна Закаменная, она была украинкой, уроженкой города Полтава.
Еще до рождения сына у нее диагностировали туберкулез, поэтому семье пришлось менять место жительства и поселиться в Кисловодске. Но женщине это не помогло, и она вскоре умерла, оставив восьмилетнего сына. Отец и сын переезжают в Москву, где спустя несколько лет отец женится на Анне Николаевне Воликовской, которая быстро нашла общий язык с мальчиком и полюбила его, как родного. Через некоторое время Ростислав стал звать ее мамой. В семье родился еще один сын.
Во время получения паспорта Ростислав записал себя не Ивановичем, а Яновичем и прибавил еще одну «т» к фамилии. Он стал Ростиславом Яновичем Пляттом. Под этим именем его узнал весь мир.
Театр нравился Ростиславу с самого детства. Он был постоянным посетителем школьного драмкружка, руководство которым взял на себя артист Лебедев. Перед ними часто выступали профессиональные актеры из МХАТа. Ростислав участвовал во всех постановках своего кружка и постоянно бегал в театр, чтобы не пропустить ни одного спектакля.
Однажды в их доме появились знаменитые актеры, которым нужна была юридическая помощь. Иван Иосифович помог им справиться с неприятной ситуацией, а в качестве благодарности они дали возможность Ростиславу заходить в театр через служебный вход и присутствовать на всех постановках.
Именно благодаря этим актерам талантливого подростка зачислили слушателем театральных курсов под руководством Юрия Завадского.
В 1927-м курсы остались позади, и в биографии молодого актера появился первый в его жизни театр. Его взяли на работу в Театр-студию Завадского, где он впервые вышел на сцену как профессиональный актер.
В 1936-м театр Завадского уезжает из столицы и обустраивается на новом месте – в Ростове-на-Дону. Этот город был родиной Плятта, поэтому он совершенно не жалел об оставленной Москве.
Именно провинциальные подмостки стали началом его творческого роста, и местом оттачивания актерского мастерства. Он уже имел определенный опыт в комедийном амплуа, а здесь в репертуаре актера появляются драматические герои. Первым заметным успехом стала постановка «Дни нашей жизни», где Ростислав сыграл Фон Ранена. Критикам очень понравилась тонкая игра молодого актера, его потрясающий психологизм, творческая работа над ролью.
Через 2 года Плятт снова оказывается в Москве и выходит на подмостки театра «Ленком». Ы 1941 году он стал актером театра драмы. В 1943-м актер окончательно переходит в театр им.Моссовета, которому он отдал весь свой творческий потенциал и на сцену которого выходил до последнего. Он прослужил в этом театре больше сорока лет, сыграл почти полсотни героев, участвовал во всех его постановках. Он стоял на одной сцене с Фаиной Раневской и Верой Марецкой.
Плятт был настолько талантлив, что не терялся на сцене в присутствии Ф.Раневской, мало того, они были на равных. Если они были задействованы в одном спектакле, то зритель мог быть уверен – сегодня на сцене они увидят непередаваемую игру двух великих Маэстро.
Впервые Ростислав Плятт появился в кино когда ему было уже 30, в картине «Подкидыш». Ему досталась роль беззащитного холостяка, который совершенно не знает, как себя вести с этой незнакомой смелой девчонкой.
Эта незначительная роль характерна своей органичностью, его герой получился очень запоминающимся и получил свою порцию любви благодарного зрителя. Он выглядел деликатным интеллигентом, которого легко сбить с толку даже такой маленькой девочке.
Главной ролью его кинематографической биографии стал пастор Шлаг в картине «17 мгновений весны». Его герой был скромным и добрым, поэтому стал положительным персонажем в фильме и ему зритель отдал свою привязанность.
Последним проектом, в котором снялся Ростислав Плятт был фильм «Визит к Минотавру», где он перевоплотился в скрипичного мастера Амати. Его герой был настолько мудр и щедр душой, что очень выделялся на фоне остальных персонажей этого фильма. Он не только учил изготавливать скрипки, но и строить свою судьбу.
На съемочной площадке этого фильма актер получил травму шейки бедра. В сценах с его участием он мог только сидеть, а до машины мог добраться только с помощью инвалидной коляски, в которую его усаживал партнер по фильму актер Сергей Шакуров. Полученная травма негативно сказалась на дальнейшем творчестве Плятта, он стал реже появляться на театральных подмостках. Но, несмотря на это, интерес зрителя к работам артиста не угасал, наоборот его героев очень тепло принимала публика.
Ростислав Плятт участвует в радиопостановках и телеспектаклях, озвучивает мультфильмы. Его голос можно было услышать и с пластинок для детей, на которых были записаны любимые сказки малышей. Плятт дублировал множество фильмов, которые стали настоящей классикой в кино.
В 1961-м он стал Народным артистом Союза.
Поклонники актера отмечают, что он не только органично перевоплощается в своих персонажей, но и обладает редким обаянием, ироничностью и порядочностью.
Он был настоящим интеллигентом, точно таким же, как и его киношные герои. Он никогда не совершал поступков, за которые потом было бы стыдно не только перед потомками, но и в первую очередь перед своей совестью. Однажды был случай, когда Плятт удостоился визита сотрудника КГБ, который собирал подписи под обращением о высылке писателя Солженицына из СССР.
Плятт совершенно спокойно ответил товарищу, что для того, чтобы получить представление о деятельности Солженицына, ему нужно прочесть хотя бы одно из его сочинений. И обратился с просьбой к чекисту принести ему, к примеру, «Архипелаг ГУЛАГ», и если в книге действительно окажется клевета, то он готов подписать любую бумагу. После такого ответа чекист ушел и больше ни разу не объявился.
Настоящая дружба связывала Плятта и Юрия Никулина, жившего по соседству. То, что Никулин знает массу анекдотов и хорошо их рассказывает, знают все, знатоки отдают ему первенство в знании анекдотов. Но что на втором месту у их списке стоит Ростислав Плятт, знают немногие. Актер теарта Моссовета Евгений Стеклов, чья гримерка была соседней с гримеркой Плятта, рассказал в передаче, которую я видел, что перед тем, как начать гримироваться, Плятт заходил к Стеклову и просил рассказать новый анекдот. И если не знал его, проговаривал мысленно, и если нравился, анекдот входил в его репертуар. Но это так было со Стекловым. А вот с другим не так. Если слушатель его анекдота уже когда-то слышал его, Плятт переставал с ним общаться на пару-тройку лет. Но если кто-то рассказывал Пляту совершенно незнакомый анекдот, то Плятт вообще прерывал с ним общение. Но Максим Никулин рассказал, что его отец Юрий и Плятт на тему анекдотов могли разговаривать часами. Но если Юрий Никулин мог себе позволить какой-то пошлый анекдот, то Плятт никогда. Хотя назвать его анекдоты хулиганистыми можно, и передача так и называлась «Интеллигентный хулиган Ростислав Плятт».
Мне запомнилась сцена из фильма «Деловые люди», когда грабитель-домушник, роль которого играл Никулин, залез в дом пожилого и больного ревматизмом состоятельного буржуа, роль которого исполнял Плятт. И как они сошлись на общности их болячек и в конце концов решили, что лучшее лекарство от ревматизма — это хорошая выпивка. И вместе пошли в ночной бар пропустить по стаканчику-второму.
А вот Людмила Чурсина вспоминала, что Плятт был настоящим интеллигентным человеком по отношению к женщинам, будь то гримерша или уборщица. А когда он снимался в фильме про Зою Космодемьянскую и играл немецкого офицера, он никак не мог сыграть сцену, где он должен бить девушку.
Великого актера не стало 30.06.1989 года. Местом его захоронения стало Новодевичье кладбище.
Избранная фильмография
1939 — Ленин в 1918 году
1939 — Подкидыш
1941 — Мечта
1941 — Парень из тайги
1945 — Слон и верёвочка
1947 — Свет над Россией
1948 — Драгоценные зёрна
1950 — Смелые люди
1956 — Безумный день
1958 — Жених с того света
1962 — Коллеги
1964 — Москва — Генуя
1971 — 12 стульев
1973 — Семнадцать мгновений весны
1975 — Ольга Сергеевна
1987 — Визит к Минотавру
Но прославило артиста не кино, а его голос в эфире. Работать на радио он начал ещё в 30-х. Сначала как диктор. С 41-го и до Победы он читал военные сводки, антифашистские рассказы, письма солдат с фронта.
В мирное время стал вести радиопередачи. Особенно любил записывать программы для маленьких радиослушателей. Спектакль "Клуб знаменитых капитанов", где он играл Робинзона Крузо, артист читал на радио несколько десятилетий.
От всех тяжёлых мыслей его всегда спасало жизнелюбие и лёгкие характер. Он умело увёртывался от театральных сплетен по углам и осуждения кого-либо. Став знаменитым, использовал свою славу во благо другим. Если кому-нибудь нужно было выбить место в детсаду или установить домашний телефон - ходил по кабинетам.
Благодаря его хлопотам, долгожданные квадратные метры получили Ирина Муравьёва и Ия Савина.
Когда началась травля Сергея Юрского, за его дружбу с поэтом Бродским, Плятт бросился его спасать. Вместе с Фаиной Раневской он пригласил одного большого начальника на модную в те годы постановку "Дальше-тишина ".
По счастливой случайности “партийная шишка” жила с артистом в одном доме. После спектакля Плятт позвал всех на ужин к себе домой. А когда начальник расслабился, уговорил его позвонить "куда надо", чтобы отдали приказ отстать от Юрского. Операция прошла успешно и опала с актёра была снята.
У современников осталось много воспоминаний о его искромётном юморе. На сцене во время спектакля мог элегантно снять шляпу и дать прочитать партнёру на своём лбу ёмкое слово из трёх букв.
Однажды на спор совершил “освежающую” пробежку по Кремлёвской набережной совершенно голый…
А во время поездки в Англию он в париках с волосами по пояс стали ходить строем по гостиничному коридору с оператором фильма, исполняя бравурный марш, и все горничные, котрых до этого не было видно, высыпали посмотреть на них. Но оператору было 25 лет, а Плятту за 60.
Его голос на радио звучал практически каждый день. Как-то раз он невинно спросил редактора: « Вы не считаете, что в эфире много пляттства?»
В театре и кино он сыграл множество разноплановых ролей. Но только не героев-любовников. Ну не видели режиссёры в нём сердцееда! Хотя женат артист был дважды.
Его первой супругой стала актриса “Моссовета” Нина Бутова. В быту она была совершенно беспомощной. Даже если в доме было хоть шаром покати, могла на последние деньги купить гитару. Просто потому, что ей так захотелось. Но Ростислава творческая натура жены совсем не раздражала. Он привык питаться в театральном буфете или в гостях.
Несмотря на семейные узы, его сердцем прочно владела Вера Марецкая. Конечно, жена знала о чувствах мужа к сопернице, и периодически закатывала сцены ревности. Кричала: «Уйдёшь к Верке, я повешусь. Так и знай!»
Ростислав Янович любил Марецкую. Но связать свою жизнь с бывшей женой своего учителя Завадского, он так и не осмелился. Когда режиссёр “Моссовета” умер, Вера Петровна была уже тяжело больна. Плятт не хотел, чтобы актриса уходила в одиночестве. И сделал ей предложение, но она ответила: "Поздно”.
В 70 он овдовел. Детей у него не было. Но один артист был совсем недолго. И вскоре женился второй раз.
Людмила вместе с Пляттом работала на радио. Она была женой его друга детства. Моложе на 20 лет. Как всё случилось между ними, он никогда не рассказывал. Но своего товарища, знаменитого мастера радиовещания Николая Литвинова потерял… Как бы то ни было, 11-летний союз с Людмилой был счастливой порой его жизни. Артисты родного театра потом вспоминали, что с новой женой Плятт помолодел на 20 лет, был очень счастливым.
Последние несколько лет Ростислав Янович сильно болел. В июне 1989-го сердце 80-летнего артиста перестало биться. Вечная память!
Свидетельство о публикации №223021900479
http://youtu.be/5yfKmiaSYAw
Владимир Байков 21.02.2023 20:56 Заявить о нарушении