Почему Царьковка?

 Есть в Домашке место на реке Самаре, которое исстари зовётся Царьковкой. Находится оно в конце улицы Самарской, где большая и красивая поляна, на которой ежегодно проводятся массовые праздничные гуляния. В советское время (при СССР) это были маёвки или День урожая. Теперь отмечают День села и другие праздники.

Рядом находится устье реки Домашки, то есть место, где эта небольшая речка впадает в реку Самару. Причём, устье это не единственное, а как минимум третье, что хорошо видно на этой поляне. По краю поляны со стороны села проходит овраг. Это, скорее всего, и есть первое устье. По противоположному краю поляны, ближе к реке Самаре, проходит второй овраг, менее глубокий. Он соединяется с глубоким оврагом (как бы впадает в него) у самой реки Самары. Это второе устье.

Таким образом, несколько веков назад, речка Домашка впадала в Самару по первому, затем по второму оврагам. Эти овраги в течение столетий проделала сама речка, находя своим водам более удобный путь к Самаре. Иными словами, устье Домашки постепенно отодвигалось от первоначального до нынешнего, образовав красивую поляну. Сколько помню, поляну эту так и называли: «устья». Даже ещё проще, по-народному: «устЯ», с ударением на «я». Так и говорили: «Ходил на устЯ», или «Праздник был на устЯх».

Но вернёмся к «Царьковке». Откуда такое наименование? В честь какого царя? Причём тут вообще какой-то царь? И вдруг, случайно услышал другое произношение этого названия – «Церковка». На слух звучит почти похоже, но смысл совсем иной. И более правдоподобен. Ведь если никакой царь не причём, то церковь – совсем другое дело. Думаю, когда-то здесь, на берегу Самары, - «на устЯх» - стояла небольшая деревянная часовня, которую в народе называли церковкой. В этой часовне богослужения совершались не так часто как в церкви, а лишь несколько раз в год.

Есть ли основания для такого предположения? Да, есть. Во-первых, моя первая учительница Н.Ф. Шаркова (Толкачёва) ещё в 1950-х годах неоднократно говорила нам (своим ученикам) что раньше в Домашке было две церкви. «Даже три» - как-то однажды уточнила она. – «Третья – деревянная у реки Самары». Скорее всего, речь здесь шла именно о небольшой часовне, которую церковью не назовёшь, но которая внешне напоминала маленькую церковку.

Во-вторых, из каждой церкви, в ночь на Крещение, верующие Крестным ходом ходили «на Иордань», то есть к заранее приготовленной проруби для освящения воды на ближайшей реке. Церковь в Домашке в то время стояла на месте нынешнего Дома культуры, поэтому вполне резонно предположить, что Крестный ход двигался из храма к часовне, стоящей у реки Самары для совершения водосвятного молебна. Именно поэтому часовня была построена здесь, а не в другом месте.

С закрытием церквей в 1930 году, часовня тоже исчезла. Со временем забылось даже точное место её нахождения. И даже название «Церковка» постепенно (по незнанию) превратилось в «Царьковку». Теперь это место называют по-разному, используя оба названия и совершенно не вникая в их смысл и происхождение.


Рецензии