Мочёночки

               
               А доводилось ли вам, господа, пробовать напиток, именуемый «мочёночки». Мне, к счастью, доводилось. Рецепт: колодезьная вода, чёрные сухари, высушенные на печи до алмазной твёрдости, горсти две на три литра … Собственно всё. Можно, правда, бросить туда немного полевой мяты, но это не обязательно. Скажете, гадость. Может быть. Но…

Мне было лет пятнадцать, шестнадцать, когда я впервые взял в руки косу. Я и раньше участвовал в заготовке сена. Лет с семи, восьми. В основном ворошил и грёб. Проку от меня было немного. Зато при деле и на глазах у старших. Деревню не спалю, пока все на сенокосе. Надо же людям возвращаться куда-то после трудового дня. Лучше домой, чем на дымящиеся уголья. А тут обстоятельства сложились так, что пришлось косить. Деда не стало, а овцы у бабушки остались. Сенокосные угодья, тоже. Что ж , надо, значит надо.


Прорабом и наставником в этом вопросе стал для меня старший брат Жора. С вечера, мы посетили дровник, где хранились косы. Жора оценил их хозяйским глазом. Отнёс их куда-то отбить (непременное мероприятие передначалом сенокоса). Проверил рукояти, бруски для заточки.
- Гоже. С утра начинаем. 
Жора растворился по своим делам, а я, как положено, в условленное время отправился на вечерний моцион, который был достаточно стандартным для нашей небольшой деревенской компашки.

      Прогулка вдоль деревни, с целью общего сбора. Посиделки там и сям, с прослушиванием любимых композиций на кассетнике. Тогда, если мне память не изменяет, «Ласковый май» ещё не забил всё извилины неокрепших мозгов и ступеньки хит папарадов. 1986 или 87 год? Да, и хит-парадов ещё и не было. Или мы не слышали такое слово? Зато, были «модные токеры», Эспозита, «Саваш», «Видео Кидс», «Джой» и т.п. Извините, музыкой навеяло.. После некоторой продолжительности  бесцельных, теперь думаю – бесценных, слонений решали, что дальше. Меню: карты в полуразвалившемся клубе, не лишённом правда лампочки Ильича и его портрета с непременным стаканом, спрятанным за оным, зачистка огородов, сбор в тёмную излишков клубники у Манюни с параллельным вытаптыванием оставшейся, костёр на поле, купание и опять же костёр у реки, постукалочка в дома наиболее изощрённых матершинников посёлка (иначе не интересно), микс из всего вышеуказанного с добавлением нездоровой инициативы и плодово-ягодного алкоголя по вкусу. Скажу прямо, последний вариант был самым востребованным. Эх, юность комсомольская моя..

Расходились, мягко говоря, не рано. Фу ты. Опять занесло. Наоборот, рано утром. Исполнив все гадости, на которые хватило сил. Засыпали в падении на кровать, давя зазевавшихся кумарей… А тут - сенокос, вседеревенский праздник труда. Одним словом, я не понял успел я упасть или Жорик вычислил меня в падении. Так сказать, предвосхитил сладкие объятья морфея. Второй вариант весьма вероятен. Точно не помню. Но ситуация была тяжёлой. В сереющем рассвете, стоит этакий огромный и беспощадный комарище со словом «пора» на устах. И я понимаю, что бежать-то мне некуда. И самое хреновое, что это не сон. Это явь-пиявь. Не приходя окончательно в сознание, «а зачем?», встаю. Слава богу, одеваться не надо. Уже. Жора наливает воду в алюминиевый чайник, бросает туда сухари.
-Жор, эт чо? ..
-Мочёночки. ..
-Нахрена воду портить?..
-Пошли! Шевелись, скоро солнце встанет …
- …

Идём по тропе параллельно дороге в направлении Студенеца. Студенец - это небольшое, но глубокое озеро с вечно ледяной, тёмной водой. Озеро подпитывается холодными ключами. Купаться в нём не тянет, ни при какой погоде. Рядом холм, тоже Студенец, излюбленное место майских и прочих попоек. Кто-то сказал мне однажды, что когда-то здесь было пару домов, потому и мед. Пункт у нас «Горковско-Студенецкий». Не знаю. Не застал.


      За холмом, дедов надел. Идём с косами на плечах и звякающими брусками на поясе. Вернее идёт один Жорик. Сам кряжистый, мускулисто-бодрый такой, в старой рубахе засученными рукавами, штанами по щиколодки, держащимися на мутовице (верёвочке), босой, это уж в обязательном порядке. Всегда босой ходил мучитель. Ни шишки, ни иголки, ни стерня жесткая ему ни по чём. Битюг хренов.
        В кильватере у сего богатыря, болтается тень младшего брата , безвременного павшего от ночных эксов, азартных игр, постукалочек. И это, к сожалению, я.

Тут, господа мои хорошие, я бы должен задвинуть вам, как прекрасен сосновый бор на рассвете, как чудно поют ранние птахи, искрится роса на стебельках травы, как вздыхает прохладный утренний ветерок напоенный ароматом хвои и мирно спят всеразличные кровососущие твари, что тоже допоздна клубились. Ничего подобного. Справа - бор, слева – болото Праскунья, между - дорога и тропа параллельно ей. Глаза утуплены под ноги. Ноги едва тащат сонную тушку. И всё. Иди и не чирикай.


       Скорее всего, сухое дерево фактов обрастает соплями красивых подробностей позже, по мере иссушения. А тогда, я хотел спать и тчк.
Прошли Студенец, спустились в луг. Надел никогда не казался мне таким бескрайним. Далее, Мастер-класс по владению косой в исполнении Георгия Константиновича, сен-сея данной темы.
- « Прижимай пятку (задник косы), тяни бодрей, переступай так-то, Да, х…ли ты делаешь. Поточи косу.»
    Ну, и так далее.
     Я потихоньку втягивался, осваивал азы. До Есенинского     «дайте только косу, я вам покажу..» было ох как далеко, дальше чем до другого края надела. Тянулся. Напрягал все силы, все жилы, до полного изнеможения. Обливался потом. Кормил, проснувшуюся вампирскую братию, потихоньку опухая от укусов. Но тут либо косить, либо отбиваться. Лучше первое, ибо большой комар никуда не делся. Посматривает. Бодрит незлобливым словом, проходя ряд за рядом, пока ты сражаешься с первым.

Не всякая трава хорошо скашивается. Резика – идеально, осока – хорошо, а «п***ий волос» ложиться под косу, шелковистый такой, что никак не взять, хоть плачь. Может и плакал, да взошедшее ясно солнышко глазаньки мои опухшие осушило, да и горлышко тоже. И тут дошло дело до мочёночек.

   –«Курим,» - сказал Жора и приложился к носику чайника. Сделал несколько жадных глотков. Потом закурил. (Я, правда, не курил тогда. Вернее, в раннем детстве баловался. В студенчестве, опять взялся. А тогда, мать отчитала меня  от этой напасти волшебным приговором с постукиванием головой о стенку.)  Но к чайничку приник. Оказалось, съедобно. Даже очень. И жажду утоляет лучше простой воды.
Продолжили косить. К обеду силы, особенно мои, ушли в глубокий минус. Возможно, я еще мог стоять и даже передвигать нижними заготовками, но масса косы стала для меня сверхкритической, слепни с мошкой выедали мозг. Глаза затекли от укусов и пота, разъедавшего их. АДИЩЕ!!
   Пошли домой. Даже в реке искупались, заложив небольшой крюк. Я едва на ногах держался. Спёкся полностью.
 
Дома я упал на дедову кровать и мигом отрубился. Почти успел увидеть сон. Почти. Комарь Жора снова был тут.
 - «Четыре часа. Жара спала. (АГА! Конечно!) Подъём.»
 Во второй серии и особенно в третьей, на следующее утро, сюжет продолжал закручиваться. К вышеописанным радостям добавилась боль и полное задубенение мышц, вернее того, что ими должно было когда-нибудь стать. Но как говаривал мультфильменный ёж-анашист:
«Косить, косить надо!!..» И тут на тебе. Я и не заметил как полегчало. Пошла коса, пошла, как позже пойдёт болгарка, врученная мне всё тем же благородным сен-сеем. Добили мы надел. Докосили. Потом несколько дней ворошили ряды, сгребали копна. Сметали стог. Тут уже бабы помогали. А баба Нюша стояла на стоге и дельно распоряжалась кому, куда и чего. Вообще, ловка была бабка. Слов нет. Да и руководить у неё получалось. Так что, одолели покос,управили.Господь помог.

За эти несколько дней,  я как-то повзрослел сразу. Гордость, что ли, за себя появилась, уверенность некая, чувство братского плеча,уважение к Жоре, к его какой-то природной исконности, силе и доброте. Хотя, наверное, это началось намного, намного раньше, просто окрепло ещё больше.
И теперь , спустя более тридцати лет, во избежание алкогольных эксцессов или в следствии оных, открывая баночку прохладного безалкогольного пива и делая несколько первых жадных глотков я неизменно вспоминаю  тот сенокос, мочёночки и брата Жорика.

05.10.2021г п.Пески





Рецензии
Прочитал влёт, потом ещё разок, но уже с остановками на осмысление - здорово!
Живо представил себя в том же возрасте впервые на покосе - всё верно: после посиделок спать хочется, мышцы напряжены до предела, жажда душит, комарьё доводит и т.д. Разница лишь в том, что с покоса домой в обед не уходили: временный шалаш из жердей, укрытых свежескошенной травой - от неё прохлада, да вместо мочёночек домашняя простоквашка.

Николай Ключищев   16.03.2023 09:34     Заявить о нарушении
Доброго дня,спасибо за отзыв.
У родственников было несколько наделов.Собирались все кто мог, помогали . Дружно жили. С дальних наделов на обед не уходили. Обедали под берёзками. Молоко, сало, огурцы, пироги, квас и ничего не случалось потом. Организм работал как часы.
Кто не был на сенокосе, не поймёт. Кто бывал, не забудет. Замечательное время.

Григорий Муравьёв   16.03.2023 10:00   Заявить о нарушении
Встречал у одного автора: трава ложится справа на покосе - пришлось поправить.

Николай Ключищев   16.03.2023 10:25   Заявить о нарушении
Ну, написать всяко можно, если косу не держал. Может ошибся. Бывает. Я тоже, право с лево путаю часто.

Григорий Муравьёв   16.03.2023 10:42   Заявить о нарушении