Святая дружба
Кто же такая старица Евфросиния, прожившая 100 лет (есть версия, что дольше), имя которой до сих пор овеяно легендами? Надо сказать, что жизнь этой женщины интересна и удивительна.
Блаженная старица, отказавшись от мира, тщательно скрывала своё происхождение, но об обстоятельствах из своей жизни сама она случайно упоминала в разговорах с людьми. Так, однажды в Колюпаново приехала из Петербурга её давняя знакомая и 1 марта поздравила ее с днем Ангела. Старица поцеловала ее ласково, но внушительно и строго заметила при этом: «Когда знаешь, так молчи!»
По окончании Смольного института (1776 год) княжна Евдокия Вяземская, происходившая из знатного рода, была фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II. Придворная жизнь угнетала ее, и она вместе с двумя другими фрейлинами договорились одновременно оставить мир и провести остальную жизнь в подвигах ради Христа и навсегда покинуть Царское Село. Евдокия вместе с Марфой Яковлевной Сониной, и девицей Соломией, переплыли Царскосельские пруды, оставив свои пышные одежды на берегу большого глубокого пруд, чтобы убедить всех, что они утонули, купаясь.
А на том берегу надели простую одежду, принесенную им, по уговору крестьянками и ушли странствовать по сельским дорогам, добровольно приняв вольную нищету. Они шли к митрополиту Филарету. По пути им приходилось нести послушание и работать просфорницами в скиту и доить коров.
Послушание просфорниц в скиту монастыря несут обычно три сестры. Зайдя в небольшой домик, отведенный под просфорню, они будто сразу попали в иной мир. Тихо, тепло и очень чисто. В светлой комнате у божницы теплится лампада. Слышен негромкий голос – это одна из сестер читает Иисусову молитву. От пекущихся просфор исходит такое благоухание, которое невозможно сравнить ни с чем! Наверное, это оттого, что листы, на которых пекутся просфоры, смазывают натуральным пчелиным воском. При этом сладкий, медовый запах воска, смешивается с тонким ароматом, только что испеченного хлеба.
По её рассказам, некоторое время она трудилась на скотном дворе Спасо-Суморина монастыря Вологодской губернии, где находились мощи Феодосия Тотемского. Когда физические силы Евдокию оставили, она направилась в Москву, где 1806 году встретилась с митрополитом Платоном, который, выслушав её историю, дал ей благословение на подвиг юродства. Со своим письмом митрополит направил княжну во Серпуховской Владычный Введенский женский монастырь под вымышленным именем «дуры Евфросинии». Игуменья Дионисия милостиво приняла новую поселенку…
Свой подвиг юродства, Евфросиния соблюдала до конца жизни.
Окончив 1-й выпуск Смольного Института, учрежденного Екатериной II, зная языки, музыку, все, что преподавалось в Институте благородных девиц, Евдокия, приняв монашество и имя Ефросинья, говорила прибаутками, предсказывала, творила чудеса.
Здесь довелось встретиться Ефросинье с сыном тульского знатного купца с Иваном Степановичем Котельниковым. Так случилось, заехав однажды по торговым делам в город Серпухов, он обратил внимание, что около Серпуховского Владычного монастыря живёт блаженная Христа ради юродивая старица Евфросиния, урожденная знатная княжна Вяземская. Имея в душе тягу к подвижничеству, он заглянул в её хижину. Между ними был длинный разговор.
Иван Котельников поведал, что он крещён в честь святого апостола, Иоанна Богослова. От природы был талантливым и трудолюбивым, получил хорошее домашнее образование. Отец рано приобщал сына к торговому делу. Но не земного, тленного, богатства искала его душа. Он много читал, особенно слово Божие и жития святых. Его светлый ум и добрейшая душа, просвещенная благодати Божией, жаждали иного богатства. Среди торговых занятий искал бесценный бисер – спасение верой. Он очень рано понял суетность и временность этой жизни и всею душою устремился к Богу. Он мечтал вступил на путь юродства Христа ради, когда ему было всего 17 лет.
Ефросинья, по преданию, и благословила Ивана Степановича на трудный путь юродства Христа ради. Став на этот путь, Иван Степанович смело и твердо пошел по нему.
По воспоминаниям жителей города Тулы, блаженный Иоанн ходил в полосатом халате, с открытой грудью, с непокрытой головой, зимой и летом босой. Родные его, болея за него душой, старались одеть его в хорошую одежду, но все было напрасно. Он тут же все раздавал, оставаясь в своем рубище.
Любовь к людям побуждала его посещать те дома, где была беда. Он утешал людей, ободрял, плакал с плачущими людьми, и радовался с радующимися, помогал молитвой всем страждущим людям.
Всю свою сознательную жизнь он нес величайший подвиг. Внешний подвиг - ходил босой, летом ноги юродивого были изуродованы острыми камнями мостовых, а зимою имели кожу, лопнувшую от холода. Даже в жестокие морозы он молился и немного отдыхал на каменных плитах церковной паперти. Внутренний – великий молитвенный подвиг, часто скрытый от людей, но всегда угодный Богу.
Юродство во Христе - это особый, высший вид христианского подвижничества. Юродивые Христа ради отрекались от обычного употребления разума, добровольно принимая на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда. При всей трудности, подвиг юродства требовал от святых подвижников и высокой мудрости, чтобы бесславие свое обращать во славу Божию и в назидание ближним. Христа ради юродивый на самом деле не безумен; он находится в совершенно здравом уме. Он выглядит, как безумный. Казаться безумным – его свободный выбор. Каждый его поступок подчинен высшему смыслу, все его существование подчинено высшему служению, исполнению своего предназначения – явить миру его болезни безумной нетерпимости и тлетворного неверия.
Ефросинья была почитаема Иваном Котельниковым и служила для его молодой души примером высокой мудрости юродства во Христе.
Поселившись сначала в самом монастыре в особой уединенной келье, блаженная старица была вынуждена покинуть монастырь и поселиться в тесной избушке за монастырской оградой. Одевалась Евфросиния во власяницу, носила под одеждой железные вериги, зимой ходила босиком. Голова её была стрижена, она обматывала её тряпкой, а сверху надевала шапочку. На шее носила железную цепь и большой медный крест. По ночам ходила вокруг монастыря и пела псалмы. В крещенские морозы блаженная окуналась в одной рубахе в ледяную прорубь и кричала окружающим: «Идите, ребята, горячая баня, ступайте, мойтесь!»
Каждый предмет ее жизненного обихода составлял часть ее тяжелого добровольного креста. В своей хижине старица держала двух кошек и трех собак — Милку, Барбоску и Розку; здесь же помещались куры, индейки, а по ночам прилетал сюда и ворон, которого матушка кормила. Этот ворон послужил ей. Однажды у нее в келье случился пожар: кто-то из озорников в открытое окно бросил пук соломы с огнем, и келья загорелась. Старица так обожглась, что шесть недель после этого лежала без движения; один ворон не оставлял ее: он приносил ей пищу и питие и влагал ей в уста.
Свою убогую келью юродивая никогда не чистила. Пол был завален остатками пищи животных, которые здесь же, в келье, и кормились в особом, стоявшем на полу, корытце. Когда наступало время кормить животных, блаженная подходила к корытцу и стучала по нему палкой. Тогда ее любимые кошечки и собачки, слыша знакомый звук и, отлично его понимая, в одну минуту собирались около корытца. Старица кормила их, ласково приговаривая: «Кушайте, кушайте, дорогие мои!». Воздух в кельи был страшно тяжелый. Обыкновенному человеку было трудно дышать в этом помещении, которое, кстати сказать, в жару топилось, а зимой почти нет. Как-то. часто наезжавшая к старице из Москвы игуменья Евгения Озерова, сказала ей:
- Матушка, зачем Вы держите животных? Такой ужасный воздух!
На это блаженная с улыбкой ответила:
- Это мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе.
Митрополит Филарет (Дроздов) неоднократно посещал Серпуховской Владычный монастырь и всегда с большим вниманием и уважением относился к юродивой. Старица обыкновенно встречала архипастыря вне монастырской ограды, и когда принимала от него благословение, благоговейно целовала его руку, а святитель в свою очередь лобызал руку старицы. Затем, находясь в монастыре, он много времени проводил в беседе с подвижницей, то прогуливаясь с ней по монастырю, то навещая ее в убогой кельи. При отъезде святителя из монастыря, старица провожала его за святые ворота и здесь принимала от него прощальное благословение. Сорок лет прожила она в хижине возле Серпуховского женского монастыря.
Когда же игуменья велела убить ее трех собак, Евфросиния, горько плача, сказала: «Собак убили - и меня убьют». И уехала из Серпухова в село Колюпаново под Алексином, посещая крестьян, мещан и помещиков. Одна помещица построила ей избу и окружила невысокой фигурной изгородью - балясником. Блаженная поселила в избе корову, которую ей подарили ее почитатели, а сама жила в бедной хижине.
Шел 1812 год. Французы шли к Москве. Однажды Евфросиния, собирая травки, корешки, камешки, встретила французов. Застав ее за этим занятием, французские офицеры посмеялись над ней, за что она устыдила их на их языке. И они, поняв свою ошибку, кланялись ей, и просили прощения. Велико было их удивление.
В возрасте ста лет старица выкопала колодец, над ним построили купальню; она велела больным купаться в той купальне, и больные исцелялись.
Из Колюпанова она выбиралась по приглашению своих почитателей, у которых гостила по нескольку месяцев. С особой нежностью она относилась к управляющему Мышегского чугунолитейного завода Алексею Цемшу, которого ласково звала сынком.
Цемша построил для Ефросиньи келью в своём саду, где гостья и жила. В келье стоял только гроб, куда блаженная ложилась спать каждую ночь.
Слава о подвигах старицы привлекала к ней множество посетителей и посетительниц. Многие издалека приходили и приезжали навестить великую подвижницу, и она никого не отпускала без слова назидания, часто обнаруживая при этом удивительный дар прозорливости.
В сороковых годах XIX столетия Ефросинья для своих молитв выбрала овраг на берегу Оки рядом с источником, который замолила до такой степени, что он и по сей день считается целебным.
Что касается самой помещицы Н. А. Протопоповой, то можно сказать, что старица Евфросиния была ее домашним врачом-молитвенником. Помещица почти постоянно болела: у нее страдал весь организм. На одной ноге у нее была ужасная рана, из которой по временам выпадали мелкие кости. Малейший толчок причинял ей ужасные страдания, а старица иногда палкой ударяла по больной ноге, и боль утихала.
Немало страдала больная и от продолжительных припадков, которыми мучил ее бес.
Вот во время таких-то припадков старица придет, бывало, к больной, бросит свою палку в ее постель, и больная скажет: «Сколько нас было тут! Старуха всех нас разогнала!» – потом смолкнет и успокоится.
Другая помещица, 3 дня не могла разродиться. Тогда Ефросинья растёрла ей бока и спину деревянным маслом и сказала, что разрешение от бремени произойдёт с первым ударом церковного колокола, что и свершилось. Когда больные обращались к ней за помощью, она часто говорила им: «Берите воду из моего колодезя и будете здоровы». Больные с верой черпали воду из «матушкина колодца», как называли его тогда и называют теперь окрестные жители, и действительно получали исцеление или облегчение своих недугов.
Старица Ефросинья всё знала при жизни своей о подвигах Ивана Степановича Котельникова, он прославлен был от Господа Бога даром прозорливости и чудотворения. О многих случаях проявления этого дара Божия передают еще живые предания.
Страшное бедствие в виде ужасного пожара поразило город Тулу 29-го июня 1834 года. Предвидел этот пожар блаженный Иван Степанович.
Он ходил по тем улицам, которые были после уничтожены пожаром и дул во все стороны, как бы раздувая горящие головни. Заходя же в некоторые дома, он просил воды, но не пил ее, а, выйдя снова на улицу, поливал ею дом. Все эти дома остались невредимы после ужасного огня, хотя кругом них все погорело. В этом же пожаре он, невредимый огнём, проходил среди пылающих домов. Перед самым пожаром, блаженный обошёл все монастырские кельи, и везде закрыл печные трубы. Монастырь уцелел от пожара, тогда как все здания вокруг были уничтожены огнем.
На Воздвиженской улице был богатый дом помещика Есипова, а рядом бедная хатка вдовы с детьми. Приходит Иван Степанович к вдове и ковшом расплескивает воду по всему двору вокруг дома и уходит. В тот же день в доме Есипова случился пожар, который уничтожил целый квартал строений, кроме этой бедной хатки.
Протоиерей церкви Петра и Павла В.Н. Боголюбов слышал от своей матери, как блаженный предсказал ей смерть ее мужа. И через несколько месяцев муж ее, до того времени здоровый, неожиданно заболел и скончался.
Некий пастух, стерегший стадо, видел, как Иван Степанович подошел к реке Упа, и пошел прямо по поверхности воды. Увидев это, пастух обомлел. Блаженный подошел к нему и сказал:
- Душа моя, что видел, никому не говори до моей смерти. Если скажешь, то будешь строго наказан.
Об этом случае пастух рассказал, когда пришел проститься с умершим.
Когда Тулу постигло другое бедствие – холера, то блаженный предсказывал смерть от холеры. Он приходил в дом, ложился на постель и, полежав немного, уходил из дома, бормоча непонятные слова. В этом доме кто-нибудь умирал вскоре же после этого.
Когда некоторые осуждали про себя блаженного, он узнавал это и какими-нибудь особенными действиями вразумлял их и приводил к раскаянию в грехе неправедного осуждения.
Посещая базар, Иван Степанович узнавал, кто торгует недобрым товаром, и тогда наказывал неправедных торговцев. У одного торговца он разлил целую кадку квасу, и на дне оказалась крыса. На базаре многие предлагали ему деньги или то, чем кто торговал. Если у кого Иван Степанович что-то брал, это было добрым признаком: у того шла хорошо торговля. Взятые подарки же Иван Степанович тотчас раздавал беднякам.
Встретив однажды ночью одного мастерового, Иван Степанович показал ему на тульский острог и сказал, что два юноши в белых одеждах несут душу на небо, это была душа невинно осужденного.
Когда блаженный молился пред Животворящим Крестом Господним на паперти Тульского Успенского собора в кремле или Николо - часовенском храме по целым ночам, то случайно проходившие видели его, окруженного светлым сиянием и стоящего как бы на воздухе.
И много, много таких преданий сохранилось, но не об этих делах больше всего нужно помнить. Всегда нужно помнить о том внутреннем подвиге, который привел блаженного к его духовному совершенству. А этот подвиг непрерывно продолжался с ранней юности до поздней старости, долгие десятки лет. Пройдя непорочно свой земной путь, блаженный преставился в вечные обители Царя Небесного за 6 лет до кончины старицы Ефросиньи в1849 году.
Старица исполнена была благих дел и долгих дней. За три недели до своей праведной кончины - в воскресенье во время обедни матушка вышла на крыльцо, которое было напротив церкви, и вдруг изумительным громким голосом позвала к себе няню, которая за ней ухаживала:
- «Няня, ты ничего не видишь? Посмотри, вон два ангела в белых одеждах вышли из церкви, и зовут меня к себе: «Евфросиньюшка, пора тебе к нам!».
Такие видения были ей три воскресения подряд – в одно и то же время, а в четвертое после литургии и принятия Святых Христовых Тайн, старица отошла ко Господу тихо и безболезненно, скрестив на груди свои исхудалые руки. Лицо усопшей праведницы сияло небесным блаженством. Едва она испустила последний вздох, как несказанное благоухание разлилось по всей её комнате. Так тихо и безмятежно предала она свою праведную душу в руки Божии 3 июля 1855 года, в день святого блаженного Иоанна Христа ради юродивого московского чудотворца, в 3 часу пополудни.
Не плачем сопровождаем смерть святых, - говорит святитель Василий Великий, - но в восторженных ликованиях веселимся при гробах их, потому что смерть - уход к лучшей жизни. Так было и здесь: каждый сознательно чувствовал, что хоть старица и блаженный Иоан умерли, и отошли к Отцу Небесному, но не унесли с собою любви к живым; хоть они и преставилась телом, но духом остались на земле.
- Стой, смотри и поучайся! – безмолвно говорит окружающим бездыханное тело.
- Не ищи же услаждения зрению и слуху, - завтра око смежится, и ухо перестанет слышать. Не давай воли рукам и ногам, - завтра свяжет их рука смерти и тебя самого прикует к одру, с которого уже не встанешь. Не желай пышных нарядов и светлых жилищ, – завтра вот какой приготовят тебе дом. Не желай наград и отличий, - они поместятся на время лишь около гроба твоего, посмеиваясь твоему тщеславию. Не привязывайся к земле и ко всему земному, - завтра коса смерти порушит все эти узы, и против воли и желания твоего пойдешь в дальнюю страну иного мира, где все иное и не напомнит тебе ничем твоих богатств и сокровищ. Бодрствуй и когда им приходило знамение в виде сна или явления, после чего они резко меняли свою жизнь.
Иллюстрация:
худ. Г.Ромадина
Свидетельство о публикации №223021900695
Спасибо Вам за творчество. Иначе мы не узнали бы подвигов Ваших святых земляков. Они достойны даже романов. Дерзайте!
Кланяюсь.
Сердечно -
Виктор Кутковой 26.10.2024 01:37 Заявить о нарушении
Время другое, нет той Великой Веры и поэтому Христа ради юродивые и блаженные перевелись. Возможно они и есть, но их "без суда и следствия" быстро определят в соответствующий больничный приют. Последний блаженный от Бога был в нашем крае Алёша Оболенский -http://proza.ru/2022/10/25/762 .
Всего Вам доброго!
С уважением,
Галина Ромадина 26.10.2024 14:34 Заявить о нарушении