Чипы в наших телах. Патриарх Кирилл

"О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ДОСТОИНСТВЕ И БИОТЕХНОЛОГИЯХ"
Выступление на конференции «Развитие биотехнологий:
вызовы христианской этике», Москва, 02.03.2006 г.
Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси




Все действия применительно к человеку, в качестве некоего объекта научной или медицинской манипуляции, напрямую увязываются в представлении верующего с вопросом о человеческом достоинстве.

Верующие люди не устают напоминать миру о человеческом достоинстве, они видят в нем непреходящую богоданную ценность.
В основе этого постоянное памятование о том, что, согласно Библии, человек создан по образу и по подобию Божию.
Это означает, что природа человека заключает в себе отображение Божественной природы Абсолюта и в силу этого обладает непреходящей абсолютной ценностью.

Что же касается конкретной личности, то она эту божественную ценность либо раскрывает и являет в своем индивидуальном существовании и общественном служении, либо помрачает и профанирует.
К прискорбию, история богата чудовищными персонажами, как представляется, совершенно утратившими человеческий облик.
Являя собою, подобно всем остальным людям, божественную ценность, имея дарованную Богом природу, которая является отражением образа Творца, они попрали свое высокое человеческое достоинство и разрушили собственную личность реальными деяниями своей жизни.

Итак, вот что главное для нас: природа человека, как таковая, имеет непреходящую ценность, а каждая конкретная личность реализует эту ценность в своей жизни либо, напротив, разрушает ее.



О ПРИМИТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ



Путь греха - путь противный Богу, путь отказа от реализации замысла Бога о человеке.
Грех есть нарушение Божьих законов, главный из которых - закон Святой Любви.
Грех есть нарушение нравственного закона, который Бог вложил в природу человека.
Грех есть отказ от реализации божественного замысла о мире и о человеке.

Грех влияет на физическую реальность.
Если бы грех действовал лишь в духовном мире, то в Священном Писании мы не нашли бы указания, что его последствиями обязательно будут болезнь и смерть.
С грехом нельзя обрести полноту бытия именно потому, что пока еще непонятным для нас образом грех нарушает целостность человеческой природы и человеческого существования.

Об этом определенно свидетельствовали наиболее глубокие православные подвижники благочестия, воспринимавшие весь мир и человека в нем как единое целое, в котором духовное связано с материальным и оказывает на него влияние.

Отступление человека от Бога, прекращение богообщения не может не оказать отрицательного влияния на физическое состояние как космоса, так и человеческой личности.

Однако, современная медицина существует вне подобных размышлений.
Когда заболевший человек ходит по врачам, ни один из них за редчайшим исключением не спросит у пациента, что, кроме симптомов недуга, составляет его внутреннюю жизнь.

Я знаю, что сегодня некоторые врачи и у нас, и на Западе начинают задавать пациентам вопросы, которые выходят за рамки их формальной медицинской специализации и касаются повседневной жизни человека, эмоционального фона его существования, духовного склада личности, ее нравственных приоритетов.

Я полагаю, эти редкие специалисты интуитивно, а может быть, и опытным путем приходят к осознанию того факта, что существует некая тайна человеческого бытия, в сердцевине которой сопрягаются физическое и духовное начала личности.

Я думаю, что медицина, исключающая духовное измерение человека, по определению примитивна.




ЧИПЫ В МОЗГИ



Недавно я изучал одно экспертное заключение, подготовленное рабочей группой по научной этике и новым технологиям для Европейской комиссии.
В этом документе, посвященном этическим аспектам имплантации электронных устройств в тело человека, говорится о тех
практических возможностях и преимуществах, которые в этом
случае открываются.

Согласно документу, в наибольшей степени это относится к возможностям имплантации в мозг человека электронных устройств, которые способны усиливать
или ослаблять память.

На мой взгляд, готовность замещать отдельные вполне дееспособные органы человеческого тела более «совершенными» имплантантами зачастую отражает
стремление превратить человека в биомеханический агрегат, способный функционировать неопределенно долго.

Особенно ясно это видно на примере таких «усовершенствований»
человеческой природы, которые имеют целью превзойти природные качества и свойства нашего организма, и ныне подобные технологии, модификации и манипуляции над естеством сынов Божиих.

Попытки технологического вторжения в тонкий мир человеческих эмоций и в интимную
область индивидуального сознания, равно как и стремление искусственно продлить отмеренный нам срок жизни, гарантированно заведут нас в тупик, если только подобные намерения не будут включены в контекст обязательной религиозно-нравственной рефлексии и диверсификации средств достижения цели.

При худшем же сценарии развития событий естественное состояние человека трансформируется настолько, что станет совершенно невозможно должным образом обеспечивать его человеческое достоинство.
Ибо в данном случае речь идет об изменении самой природы индивидуума и его естества, о вторжении извне в Божие творение и о покушении на замысел Творца о человеке и мире.

Бог не без причины создал человека таким, а не иным.
Но когда сам человек при помощи изобретенных им технологий, посредством всяческих имплантантов, вживлений и замещения естественного на искусственное подменяет самую свою природу, в которой он рожден, возникает один неприятный вопрос.

Будет ли эта новая природа человека обладать той же непреходящей ценностью, восходящей к образу Божию, что и его прежнее естество?

Будут ли эти полулюди-полуроботы, напичканные электроникой, обладать божественным достоинством, или это будут уже иные существа?
Ведь их с легкостью можно будет уничтожать и воссоздавать, модернизировать, ухудшать, разбирать на запчасти и собирать из них аналоги, превращать в объекты для множества новых манипуляций...



ЧИПЫ ПОД КОЖУ



Особую актуальность вопросы биотехнологии приобретают в связи с использованием электронных средств учета населения.
Периодически в прессе появляются материалы о возможности вживления универсальных электронных идентификаторов под кожу человека или их инкорпорирования иным способом.

Мне кажется, что такие идеи следует рассматривать как одну из попыток «улучшить» Божие создание, сделать его при помощи технологии более «безопасным» и с наименьшими затратами решить задачи, связанные с безопасностью или
учетом граждан.

Но станет ли совершеннее Божие создание,если микрочип под кожей руки поможет фискальным органам исправнее взыскивать с него недоимки?
Какими идентификаторами нам ни предложили бы пользоваться, все они должны
быть отделяемы от человека.

Они не должны претендовать на то, чтобы стать интегральной частью его природы — такова принципиальная позиция нашей Церкви.

Ныне мы находимся в диалоге с Государственной Думой, которая рассматривает проект закона об идентификации граждан.

И мы настаиваем на том, чтобы в России не внедрялись
идентификаторы, неотъемлемые от человеческой природы, которые были бы «встроены» в нее, навсегда привнесены извне в естество человека.

Кроме того, формирующаяся система учета, по нашему мнению, должна предусмотреть альтернативу использованию любых электронных идентификаторов для тех лиц, которые считают, что подобного рода подконтрольность унижает их человеческое достоинство.

Мы считаем, пусть в отношении этих лиц будет иметь место какой-то иной, традиционный, учет и контроль, но человек имеет право сказать «нет» электронной идентификации своей личности.


Рецензии