День, в который я был счастлив

Все, что было, то прошло
Что прошло, то будет мило!

Александр Сергеевич Пушкин


На заре Нового тысячелетия - в день с названием звучным, но неясным (20.02.2000) я защитил кандидатскую диссертацию на тему "Проблема воображения в философии Гегеля".

Я закончил Университет за семь лет до описываемых событий. Но, несмотря на красный диплом, ни дня не занимался философией: надо было зарабатывать. Девяностые не Нуланд - печеньку не подкинут!
Я писал для нескольких газет, делал переводы...

Кроме того, я уделял много времени Клубу молодых ученых (Что? Где? Когда?) и вел передачу, посвященную авангардной рок-музыке на FM-радиостанции "Зеленая волна".

Ну и, просто, писал, любил, страдал. И думал порою "Какой чёрт занес меня на эту галеру... в смысле, на этот факультет?"

Долго ли, коротко ли, члены Комиссии меня либо не помнили, либо не знали, либо были на меня злы. Возможно, они воспринимали меня как мажора единогласно проголосовала белыми шариками. Это было необычно и прекрасно!

Однако выступал я очень уверенно: особенно стильной была пальцовка, которой я указывал на таблицы (я овладел пальцовкой, когда "работал богатым американцем" в проекте: ведь этими пальцами я отслюнил два с половиной миллиона лари на компенсации для, так сказать, соседей нефтепровода).
Вообще, я был "элегантен как рояль". А банкет был столь же роскошен, весьма многолюден и щедр, стараниями друзей-бизнесменов.

Тамаз Буачидзе, директор Института философии и мой официальный оппонент, написал огромный (на 17 стр.!) Отчет, в котором заявил, что "не согласен ни с одним из выводов, но "работа столь глубока, и проделана столь безукоризненно, что он не может не поддержать молодого диссертанта". Приятно было слышать, черт возьми!
 
Впрочем, с моими выводами не согласился бы и сам Гегель! ведь он отрицал роль воображения в своей работе, а я показал, что движущей силой у Гегеля является именно воображение (Einbildungskraft). А я к тому - о какой ужас! - основывался на вещах вроде Пятен Роршаха, додекафонии Шенберга и мифах Микронезии!

Первый тост предложил академик Курдиани, который был моим "административным ресурсом", и который оказал мне честь, став тамадой на банкете (да без него вообще не было бы никакой защиты!). Тост был "за учителя нашего диссертанта". Мой руководитель, акад. Тевзадзе, нехотя встал. А тамада тут же его осадил (и даже посадил), заявив следующее: "Этот тост не за вас, батоно Гурам, а за учителя и тезку нашего Георгия, за великого Гегеля!"

…а я вспоминал Новый 1992 год. В Тбилиси тогда шла гражданская война. Гамсахурдия сидел в бункере. Руставели и Сололаки лежали в руинах, а на сессию приходилось пробираться под канонаду орудий. Но я читал "Феноменологию духа" - читал, окрылённый, с тем же восторгом, с которым созерцал, обычно, "Вид Делфта" Яна Вермеера, или слушал "Весну священную" Стравинского - и эта "тайна и исток учения Гегеля" совершенно затмила для меня кошмар происходящего.

Завершая тему, надо вам признаться, что за весь вечер я ни минуты ни думал о том, ЧТО даст мне кандидатская степень (и даст ли, вообще). Я просто ходил между столиками, принимая поздравления, особенно искренние от захмелевших гостей.
А я был весел, трезв и абсолютно счастлив!


Рецензии