О фильме Чистота

Режиссер: Лиза Лангсет, Швеция, 2009 г.

Изоляция — это одна из психологических защит, которая позволяет избавиться от неприятных переживаний путем отстранения от реальности, например, посредством ухода в фантазии. Нечто похожее на действие этой защиты происходит в жизни Катарины — главного действующего лица этого фильма. У нее есть мать–алкоголичка, есть парень — поклонник компьютерных игр и телевизионных шоу, а сама она занята грязной работой в какой–то школьной столовой.

Случайно услышанный «Реквием» Моцарта лег на благодатную почву неудовлетворенности этим жизненным тупиком. Она решила, что прекрасное — это мир, в котором можно спрятаться от мрачной реальности, разорвав отношения с теми, кто ее населяет. Видимо она поверила в детскую фантазию, что если ты живешь в мире красоты, то его обитатели столь же прекрасны. Вполне нормальная фантазия для ребенка, но если такая фантазия становится жизненным ориентиром в двадцать лет, то можно говорить о некоторой психологической незрелости. В других эпизодах фильма мы видим импульсивность Катарины, неспособность переносить тревогу, и еще многое такое, что психологу позволило бы говорить о пограничном уровне организации психики.

Далее — банальная ситуация недолгого «служебного романа». Дирижер оркестра увлекается молодым администратором (Катарина). Но возвращается жена, и он вспоминает о семье, обязательствах, и Катарина ему уже в тягость. Она же его преследует, мешает «творить прекрасное», и, чтобы не изменять с ней своему искусству, он лишает ее работы. Для нее это трагедия. Он лишает ее иллюзии, что в мире искусства «в человеке должно быть все прекрасно», демонстрируя свою заурядность и низость. Она не хочет возврата в прежнюю жизнь и в «состоянии аффекта» сталкивает дирижера из окна.

Удивительно, но благодаря этому преступлению, ее жизнь изменилась «к лучшему». Она ощутила близость с матерью, вернула себе работу в концертном зале и даже стала делать карьеру. Можно сказать, что она преодолела некий этап психического развития, и стала жить в реальном мире.

Казалось бы, все хорошо, если не думать о погибшем дирижере. В последних кадрах фильма Катарина слушает музыку, а на ее лице — странная улыбка. Что скрывается за ней — состояние одухотворенности красивой женщины или же готовность к новому преступлению? Но как всегда в хорошем фильме, на поставленный вопрос нет ответа.

ИНАКО 2015. Выпуск 2: Психоанализ кино. — Новосибирск: Манускрипт, 2015, С. 84–85.


Рецензии