Пролегомены притч

- «Для чего притчами говоришь им? Он сказал в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а тем внешним всё в притчах». (Матфей.13.11; Марк. 4.11)

- «Сказал Петр Иисусу: к нам ли притчу сию говоришь, или ко всем?». (Лука 12.41)

- «И сказал царь, и отвечала женщина: чтобы притчею дать делу такой вид». (2.Царств 14.20)

Наверное, многие читали известные притчи Иисуса к ученикам, о тайнах Царствия Небесного, которые в Евангельском каноне можно выделить десяток. Все они в какой-то мере интерпретированы, некоторые просто обозначены несколькими предложениями, в любом случае все они нуждаются в расширении понятия: «поэтому всякий книжник, наученный Царствию Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое». О «старом» знании проповедуется давно и много, и вот Иисус говорит – «вам (ученикам) дано знать тайны ЦН, а внешним все в притчах». Мы не всегда понимаем и задаем вопрос, - а где и в каком месте искать эти тайны? Но, Иисус прямо отвечает – ищите в Притчах. В расширенном понимании, вся Библия составлена из множества сотен притч, а в прямом смысле Он указывает на книгу Притч. Другое дело, что мы ищем? или какую притчу о Царстве Небесном мы желаем познать в глубине. В нашем листке мы опираемся на притчу, где ЦН подобно закваске женщины, «которую женщина положила в три меры муки, доколе не вскисло все». Наверное, мы не ошибемся, если скажем, что закваска женщины это её любовь и отношение к мужчине. А вот, «три меры муки» уже сложнее и многомерное понятие. И еще, нам не обязательно реагировать возмущением на новый перевод Притч, хотя бы потому, что «Бог, говоря одно слово, надеется, что мы услышим два, три и более смыслов на Его слово».

Но, для начала определимся в понятиях «пролегома» и «притча». Википедия: пролего;мены с греческого – (предисловие, введение, говорить наперед) или рассуждения, формулирующие исходное понятие в системе рационального знания. А в системе иррационального знания, как «про,лог для мужчины». Вот, что об этом сказал некий гик*Ант мысли: Пролегомены» назначаются не для учеников, а для будущих учителей, да и этим последним они должны служить руководством не для преподавания (обще религиозного знания), уже существующего, но для создания нового знания. Есть учителя, для которых история религии, есть сама их философия; настоящие пролегомены написаны не для них. Им следует подождать, пока те, которые стараются черпать из источников самого разума, кончат свое дело, тогда черед будет за ними известить мир о совершившемся. А то нельзя ничего сказать, чтобы по их мнению не было уже сказано, и это может даже служить безошибочным предсказанием для всего будущего; ибо так как человеческий ум много столетий мечтал различным образом о бесчисленных предметах, то нет ничего легче, как ко всякой новой мысли подыскать какую-нибудь старую, несколько на нее похожую. Но мы, по старинке, обопремся на общее значение, где притча является малым жанром, заключающий в себе моральное или религиозное поучение. А с древне-русского (праязыка) - «притъкнутис;» означало - «случиться, произойти, нежданное происшествие», которое переосмыслено в «поучительное иносказание». Очень интересное мнение Василия Великого, термин происходит от корня - течь (идти) или - ткнуть (встретиться). В обоих случаях оно означает «припутное» изречение — такое, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям. «При*путное» (при пути), но это-же то, что сказал Иисус – «тебя попросили пройти одно поприще, пройди с ним два (вдвоем)».

И так, три меры муки, где слово «мука» обозначает молотый злак пшеницы, ячменя и другой злак. Все три мы находим в Библии и в связи с женщиной: Во время жатвы пшеницы старший сын Иакова нашел мандрагоры и отдал их матери своей, которая по наитию распорядилась этой находкой; Руфь во время жатвы ячменя сочеталась с Воозом, а к концу жатвы пшеницы вышла замуж;  Осия сочетался с женщиной, купленной за хомер ячменя, а Авигея за пять мер сушеных зерен, отвратила беду от семьи и ушла от злого мужа. Эти и другие истории с мукой, переходят в образ слова-хлеба, который пекут женщины, плохо или хорошо, другой вопрос. Но, «мука» может означать  - мучение, беспокойство и забота избежать это мучение (грех), как нарушение закона, жизнь вне закона или «промахнуться мимо цели» в жизни своей. Преодолеть это «мучение» можно в познании Слова и через опыт жизни. Понимаем мы притчи или нет, но они написаны в Библии, вначале как – простой (внешний) смысл, потом намек, толкование, мудрость и тайна, и всё это названо «ветви дерева жизни» (от Евы). И эти три «заботы» мы во множестве находим во всей Библии, но поищем их в Притчах Соломона, как главного учителя в отношениях мужчины и женщины. А дальнейший текст предваряем словами учеников, обращенных к Иисусу: «к нам ли притчу сию говоришь или ко всем?». Надо думать – ко всем нам.

Притчи Соломона уникальное произведение, которое через простой внешний смысл обращается к сыну – «Сын мой, слушай наставления отца твоего и не отвергай завета матери твоей». В этой книге отец (более 10 раз) говорит много наставлений морального характера, но трудно найти наставления  матери к сыну и дочери своей. А если и говорится, то коротко, опосредовано через обращение к сыну, чтобы он нашел умную женщину и оберегался от негодной женщины, и от льстивого языка чужой. Даже, красивая женщина, тоже, попала в разряд «безрассудных». Как то странно все это читать от мудрых отцов, а кто будет воспитывать мудрых женщин? Как должны себя вести «глупые» женщины среди умных мужчин? Поэтому сразу оговариваемся, что существуют другие переводы притч, где главным пророческим словом является женский голос, чаще, направленный к мужчине глупому. Самая уникальная глава притч, седьмая и начинается она к сыну «запечатанными, скрытыми» словами, которые он должен понять через интеллект: «если к мудрости воззовешь, интеллекту дашь твой голос». И вот читаем, как некий умный папаша смотрит через «решетку» своего окна. Почему через «решетку» дома своего? Значит, он скупердяй в доме которого спрятаны драгоценности, или живет, глядя на мир, как узник через «решетку» своего мнения. Мыслит и действует он, как «соглядатай», подглядывающий за жизнью других. Видит не разумного, молодого юношу, к которому подходит женщина в наряде блудницы и «коварным» сердцем. Наряд блудницы, дело личное, мы же не конфликтуем с разумом, когда читаем что родословие Иисуса проходит через пять «блудниц». А почему «коварное сердце», если она знает что у молодого мужчины нет денег, и преподносит дар любви именно она. Она зовет его в дом, на постель свою, чтобы насладиться любовию вдвоем. И в чем грех её, если мужчина её взял кошелек серебра и ушел «в дальнюю дорогу». Как далеко? может совсем оставил её и она стала свободной дарить свою любовь новому избраннику. Надо думать, она знает - куда и к кому он ушел. Возможно, он был у неё шестым мужем, как у Самарянки или был мужем, который не любил её, и которого не любила она, как вторая жена пророка Осии. Кроме того, говорится, что она принесла жертву мирную по «обету и усердию своему» и даже если, она принесла при мирной жертве «квасный хлеб» (слово соблазна), это тоже принимается Господом (по закону Моисея). И кто в этой истории трех, неприятен Господу? Наверное тот, кто смотрел на жизнь через решетку дома своего.

А вот как эта история излагается в «новом» переводе: Здесь, через окно дома своего (без решетки), она (женщина) видит молодого мужчину «с пустым сердцем». Пустое сердце, не пустой афоризм, подразумевает многие глаголы, при которых молодой мужчина просто не счастлив. И она спасает сердце его от пустоты одиночества, при этом она называется «мудрой и знание читает в разуме» другого человека: «И поддержка она в нем, и оружие она его, смелое лицо ее, жертвой любви моей наполненное. И к ней вышел он навстречу к рассвету лицу твоему, и я нашел тебя». Да, он тоже искал её: «твоя она - утоли жажду сосками, до рассвета наслаждайся ею в любовных наслаждениях», - а это уже слова от третьего лица (отца), наставлявшего сына в тайне слова, как и написано в книге Песни песней. И здесь, тоже говорится, что не стало мужчины в доме её, который ушел в путь далекий. Она становится учителем при губах их, а нравственность аскетов оставлена «дуракам». А как же Бог? но сказано Бог плывет путями сердца его и трубит на маршрутах её: «Потому что многие пустые сброшены ею и содержательные (праведники аскеты)  убиты ею». Далее, в других главах Притч нового перевода, говорится о необходимости «беречь гостеприимство предложенное и таких последователей Он сохранит. Все кругом хорошие, когда приходит Умная (женщина) в твое сердце и мнение души твоей Мне приятно (Богу)». Она идет (пойдет) «по дороге хороших и гостеприимство праведникам сохранишь, потому что честная я соседка земли и невиновных больше в ней». Здесь же заметим, что в Библии подразумевается два вида праведников: одни становятся таковыми от учения аскетов и удаляются женского (кто принимает учение от такого учителя, получит награду его). А другие, называются праведниками, которые устремляют свои желания к женскому. «И злодеев из земли отрежу и предателей выпишу (удалю) из неё». А мы помним, что «злодеем» был Асмодей, который был не плохим «праведником»,  знал все тайны мира, но при этом был аскетом и удалялся от женщин.

Говорится и о том, что «счастливые сделают плохое, радость в революции – плохое». И поясняется, что этот мужчина-революционер (лукавый), он как бы отрицает зло для женщины, но готовит «переворот» в отношениях с ней. Другими словами, этот революционер (переворачивая) склоняет её к гомо отношениям, а она отвечает: «я умная - соседка хитрая и знания козней я найду. Но, дом праведника стойкий (вертикальный) очень, а в зерне (отношений многих) зло пачкает. Ненавидит Яхве путь зла, потому преследует праведницу любимую». Да, конечно, Он преследует ту праведницу, которая склонна к переворачиванию. Он же «мужчина горячий будет жить ссорой, и продолжительный гнев успокоит дракой. Поднимутся дураки хитрые и глупое поднимется сердце слушать. В голове обмануты (мнением, думами, учением) обо Мне, путь домой - дорога вертикальная. Блажен человек, слушающий Меня прилежно в дверях ежедневно, сохраняющий мезузу открытой. И я буду в Нем уверен, и я буду развлекаться ежедневно, ежедневно ты играешь перед Ним во все времена.  Так как найду Жизнь прекрасную, желанную от Яхве». То, что любовь является игрой мы писали в другом месте, здесь же необходимо разобраться – «обмануты» в чем? и что такое «мезуза», которая ежедневно должна быть открытой?

И так, обман! Автор направляет нас к словам о древе жизни: «Исцелишь речью Дерево Жизни, а искаженная в ней часть - в духе». Мы привыкли, нас научили воспринимать простые существительные в простоте: древо – просто дерево, ну и жизнь – просто события, которые с нами происходят. От начала Библии мы узнаем, что дерево жизни, есть дерева познания добра и зла. Потом характеристики древа расширяется до определения - «страх, мудрость, кроткий язык, исполнение желания – древо жизни» и так далее. И в конце от книги Откровение, наконец, узнаем, что под древом жизни, подразумевается – Ева (Женщина) с плодами обновления в любви на каждый месяц (сезон). Но иметь право на это древо могут не все, но побеждающие учение аскетизма от неких апостолов и Николаитов: «чтобы иметь им право на древо жизни (Евы) и войти в город воротами». Новые переводчики Слова расширяют понятие древа (ден*дрон и кси*лон) в сторону - «святилища (спальня), храм (тело), родословие (сочетание), позвоночник, опирающийся на косточку «луз» (лобок)», где «к,си,лон» читается, как движение (мужского) древка к женскому лону. И вот тут мы переходим к воротам (чтобы войти в город воротами) и «мемузе», которая во всей Библии называется «косяками» дверей и ворот, и часто сопрягается с акронимами половых органов: «в день бдения Господу пасхальной жертвой» помажьте «косяки» (мумузу) дома своего». Кровь жертвы должна быть только та, которая рождает и раскрывает ложесна свои, ну и понятно – без порока. Где главным элементом дома является вход (двери с косяками), а в сакральном смысле домом является место правильных семейных отношений между брачными людьми, что не всегда получалось у библейских персонажей: Самсон пришел к блуднице, его хотели убить и он вырывает ворота с косякам и относит их на вершину горы на пути к Хеврону (связь, соединение, сочетание). На этом пути «после того полюбил Самсон одну женщину», а это другая история с «косяками - ошибками» его отношений с женщиной. И вот, Соломон начинает строить храм Господу, а потом и свой дом с «косяками» и музой вдохновения (ме*музой). Любопытно, что косяки храма входа в Давир (Святая святых), он делает пятиугольными с двумя створками дверей, как вход предназначенный для двоих (м+ж). А в доме своем (женском) делает с косяками прямоугольными (одна дверь), для входа в дом одного человека – одного мужчины в дом женщины (царицы). И во времена Моисея появляется заповедь о «косяках» дома: «и напиши на косяках дома и на воротах твоих». Что напиши? Напиши заповеди, уставы и законы жизни (от Евы), чтобы «вы весьма размножились и чтобы тебе было хорошо во все дни» жизни вашей в доме вашем. Иудеи не поняли заповеди о косяках, придумали деревянную «мемузу» и стали прибивать её к дверям косяков, поклоняться и целовать этот идол. Пророк Исайя по тому поводу говорит: «За дверью и за косяками обнажаетесь и восходите, ставите ложа памяти твоей (о женщинах), с которыми любите лежать (сочетаться), и все это распространившееся до (прелюбодеев и блудницы)». То есть, людей, которые любят секс, но относятся к связям небрежно, без жертвенной любви. И по этому поводу о плохой жертве в любовных отношениях, пророк Амос говорит: «Господь стоял перед жертвенником и сказал – ударь в притолоку над воротами, чтобы потряслись косяки (идол мемузы) и обрушь их на головы всех их». Но прежде, чем он обрушил косяки, сказал: «И будут в те дни скитаться и истаивать от жажды (нормальной любви) красивые девы и юноши». А вот как о древе сказал апостол Фома со слов Иисуса: «Но вы стали как иудеи, ибо они любят дерево (Еву) и ненавидят её плод (любовь), а если любят плод (любовь), то ненавидят дерево (Еву)».

А в нашем тексте нового перевода Притч речь идет к «дому гордецов», границы которых устанавливает вдова, которая остается в доме своем в одиночестве по вине книжников. И именно, книжников по учению Иисуса, как гордецов сочинителей новых аскетических заповедей – не трогай, не прикасайся к женщине «блуднице», ибо я свят. Аггей, пророк «праздников» и восстановитель храма Соломона, спрашивает священников, стоящих на страже брачной скинии: Если мужчина праведник прикоснется к женщине (блуднице), - будет ли он нечист? Они отвечают – будет. А если, - продолжает пророк, - праведник, покалеченный судьбой (злой) прикоснется к богине «Святая святых», будет ли она осквернена. Да, - ответили они. И сказал пророк – таково племя священников, не научившихся отличать чистое от нечистого, и что они приносят, все нечисто. Здесь надо заметить, как знатоки Писания говорят, - от древности Давир (место сочетания) правильно называть «Святая святых», то есть «святая» женщина, «святых» мужчин, а имя «святое» среднего рода относится к предметам скинии, о которой в последствии сказано – «вы носили скинию Молохову (молочную – лоховую, перемалывающая праведников, защищающих брачные отношения). И те священники для которых все нечисто, «упрекают жизнь в сражении, оплачивая нравственностью (несовершенной религиозной моралью), брезгливостью души своей» и потому слышат «упреки от покупателя сердца». Но, «посредством их милости (в правде), они будут прощены» и оправданы. Корень слова «милость и милосердие» отражается глаголами – «приятное сотрясение женской матки» мужчиной и «удалиться горечь её». И на этом пути «мужчина совместно с ней (женщиной) оплачивает врагам», - аскетам и гоям-учителям. В этой связке отношений, женщине много сложнее оправдаться перед внешними: «Хорошего мало  у праведницы из множества урожаев (сексуальных связей) без правосудия. И Царь в правосудии на устах не будет злоупотреблять устами, уравновешивая правосудие» делами его (её)». И так поступал Иисус, когда говорил притчи оправдывающие женщин, которых хотели побить камнями. А «мерзкие цари делают зло, потому что посредством праведницы устраивают свой престол, унижая дух бедняка (не имеющего любовных отношений)».  И мерзко Яхве всякое надменное сердце, которое «будет брошено в лоно женской судьбы и так до самой седины, будет он искать праведниц на своем пути». В «разлучении от сочетания в одну плоть (сексуальных связей), в похотливых желаниях он будет просить и не получит желаемого, и не будет в желании (понимании) дурака, если нет откровения к сердцу её». Не «всех (женщина) смогла разбудить, потому что в прибытии зла, приходит презрение и народ оскорблявший (её), будет опозорен». У пророков сказано, что суд последнего времени определен «изобилующей (пребывающей) правдою». В притчах поясняется, что «несчастье лицу злодея, но не к добру склонится праведник в правосудии».

Далее, мы приведем текст притч, которые касаются личных отношений между мужчиной женщиной, и которые не требует особых комментариев: «Губами дурак войдет в ссору и уста его избивали, читавшего. Словом моим (женским), сварливые взволнованы и они упадут в место моего живота, так же ослабевший. В труде твоем брат, он муж разрушительный. От выросшего - козочке имя, Ягве в нем, убежит праведник и возвышенный. Богатство обильное, город, козочка тебе и как стена возвышена, она в продолжение тебя. Данное человеку будет расширять Он и в лице выросли, отдыхая мы. С праведником первым в ссоре ты и пришел, и исследовал его. От законов будет остановлен её судьбой и среди гигантов будет разлука. Брат грешник, случайно познакомился с козочкой, поссорились – затворил дом свой. Потом были мольбы словами бедного, а существующий мужчина – любовь».

И в заключение, шикарная фраза: «Опоздавшие на вино придут исследовать завесу, но не увидите вина, потому что покраснели лица иудеев, ходящие туда-сюда на равнинах. Своими глазами увидят странность и твоему сердцу будут говорить: переверни» страницу. Перевернули и попали на учение апостола Филиппа: «Если некто становится сыном чертога брачного, он получает свет. Если некто не получил его в этих местах, он не сможет получить его в том месте. Но чертог брачный скрыт, это - Святая в святом. Завеса утаивала сначала, как Бог правит творением. Но, когда завеса разорвется и то, что внутри, откроется, - тогда будет покинут сей дом пустынный! Этот (брачный) ковчег будет (для нее) спасением, когда потоп (мутной) воды захватит их. Если некоторые - из рода священства, они смогут войти внутрь за завесу с первосвященником. Поэтому завеса не разорвалась только вверху, ибо тогда было бы открыто только тем, которые принадлежат вышине, ни только внизу она не разорвалась, ибо тогда было бы явлено только тем, которые принадлежат низу. Но разорвалась она сверху донизу: верх открыт нам, которые внизу, чтобы мы вошли в сокровенное истины. Это действительно то, что почитаемо, то, что сильно. Но мы проникаем туда путем символов презираемых и вещей слабых. Но презираемы они перед лицом славы совершенной. Есть слава - выше славы, есть сила - выше силы. Поэтому, совершенство открыто нам с сокровенным истины. И Святая святых явилось, и чертог брачный призвал нас внутрь. Пока зло скрыто, зло ведет к тщете и не выделено оно из середины семени Духа Святого, они - рабы зла. Но когда это явится, тогда свет совершенный распространится на каждого. И все, кто в Нем, получат помазание. Тогда рабы будут свободными и выкуплены будут пленные».


Рецензии